Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Право Древнего Вавилона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Виды преступлений: а) должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку, штрафом в 12-кратном размере стоимости иска, лишаясь должности без права занимать ее в будущем); б) ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью); в) преступления против личности, нечаянное убийство (влекли наказание в виде смертной казни виновного или его ребенка), убийство… Читать ещё >

Право Древнего Вавилона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права — закон. Известны законы таких городов, как Ларсы, Эшнунны, Исина. Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует рассматривать появление Законов Хаммурапи. Они представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне Законы (судебник) Хаммурапи представляют собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 г. французской археологической экспедицией в г. Сузы. Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права. В науке вопрос о системе Законов Хаммурапи решается по-разному. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что Законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений. Первый раздел (пять статей) судебника посвящен суду и преступлениям, связанным с отправлением правосудия. Во втором разделе (около 120 статей) регулируются вопросы приобретения и защиты собственности. Третий раздел (около 70 статей) посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. В четвертом разделе (около 20 статей) говорится о наказаниях за преступления против личности. Наконец, в пятом разделе (около 70 статей) содержатся нормы, регулирующие трудовые отношения.

Земельное право. В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам за плату натурой (иногда с инвентарем), другую часть — должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество илку.

Имущество илку было изъято из оборота. Законами Хаммурапи устанавливалось лишь два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам, во-вторых, другим покупателям, но при условии что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов. Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту. В случае смерти воина или его пленения имущество переходило его сыну при условии несения последним военной службы. В случае малолетства сына ½ участка отдавалась матери. В случае возвращения воина из плена ему возвращалось имущество, отданное другому воину. Если плененного воина выкупил купец (тамкар), то после возвращения на родину воин должен был выкупить себя, а при отсутствии у него средств за него платил храм или дворец. Вместе с тем земельный участок и дом не могли идти в уплату «выкупа». Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их к царю.

Одновременно с существованием верховной собственности государства на землю сохранялась и общинная собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителями данной местности — «соседями» во временное пользование по жребию.

В Вавилоне рано утвердилась частная собственность на землю, но она не получила широкого распространения. Земля приобреталась без особых формальностей: составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать.

Закон решительно защищал частную собственность: вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы в наказание за совершенное преступление. Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник.

Рабы-вердумы составляли собственность хозяина (их продавали, дарили, отдавали взаймы, передавали по наследству). Если в Египте стать рабом можно было в результате военного плена или кабальных договоров, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и, при определенных условиях, жители Вавилона. Правда, ст. 117 Законов Хаммурапи говорит о том, что рабство по задолженности — это срочное рабство, которое не может продолжаться более трех лет. В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать в отношении него сделки, но после смерти раба имущество переходило хозяину. Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония — очищение его лба, т. е. удаления знака его рабского состояния.

Обязательственное право. В Вавилоне существовало два вида обязательств: договорные обязательства (договоры) и обязательства из причинения вреда. Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку. Известны договоры: купли-продажи, межличного и имущественного найма, займа, поклажи, поручения, товарищества, договора тамкара с шамалу (денежных людей с торговыми агентами). Обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение причиненного вреда в случаях нанесения ущерба ирригационным сооружениям, неосмотрительности пастуха, по вине которого скот пасся на чужом поле; порубке дерева в чужом лесу и т. д.

Семейное право. Брак в Вавилоне заключался по договору, без которого он считался недействительным.

Уголовное право. В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она заменена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждениями, которое преступник уплачивает потерпевшему или родственникам.

Вместе с тем Законы сохраняют пережитки первобытных отношений: ответственность за преступление всей территориальной общины в случаях, когда личность преступника неизвестна; ответственность детей за преступления, совершенные родителями; изгнание преступника из данной местности или из дома; сохранение в ряде случаев принципа талиона «равным за равное». За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания, таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.

Законы Хаммурапи называют следующие виды наказаний: смертную казнь (более чем в 30 случаях); членовредительские наказания; телесные наказания (удары плетью); наложение знака бесчестия; изгнание из родной местности или дома; денежные взыскания; увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.

Виды преступлений: а) должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку, штрафом в 12-кратном размере стоимости иска, лишаясь должности без права занимать ее в будущем); б) ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью); в) преступления против личности, нечаянное убийство (влекли наказание в виде смертной казни виновного или его ребенка), убийство мужа женою (виновную сажати на кол); г) ответственность врача за неудачное лечение (влекло членовредительское наказание), за другие преступления (наказывалась по принципу талиона); д) похищение малолетних детей (каралось смертной казнью); е) преступления против собственности: кража имущества из дворца или храма (каралась смертной казнью), кража домашних животных (требовалось возмещение в 30-кратном размере или в случае неуплаты — смертная казнь), кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены), кража во время пожара (виновного бросали в огонь); ж) преступления против семьи и половые преступления: нарушение супружеской верности (виновных бросали в воду и т. п.); половая связь между близкими родственниками (связь матери и сына, отца и дочери) (виновных бросали в огонь и т. п.); сын, ударивший отца (сын лишался руки).

* * *.

Изложенное позволяет сделать вывод, что Законы Хаммурапи, несмотря на сохранение пережитков первобытнообщинного строя (например, принцип талиона и др.), казуальный характер правовых норм, закреплял и гарантировал основы существующего государственного строя и общественное неравенство.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой