Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Субъекты международно-правового регулирования труда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно ст. 7 Устава МОТ, 10 постоянных штатных мест в Административном совете (из 28 отведенных для органов государственной власти) выделено представителям государственных органов стран, которые, по мнению МОТ, имеют важнейшее промышленное значение: Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Китай, Российская Федерация, США, Франция, Япония. Остальные 18 штатных мест отдаются… Читать ещё >

Субъекты международно-правового регулирования труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Полномочиями по принятию международных норм, регулирующих социально-трудовые вопросы, обладают многие международные организации универсальной компетенции (ООН, Совет Европы, СНГ, Европейский Союз, Африканский союз (АС), Организация американских государств (ОАГ) и др.) и некоторые из международных организаций специальной компетенции (МОТ, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и др.). При этом узкоспециальную, социально-трудовую компетенцию среди них имеет лишь МОТ. Остальные международные организации принимают документы, регулирующие либо широкий спектр вопросов, включая и социально-трудовые (ООН, Совет Европы, СНГ, Европейский Союз, Африканский союз, Организация американских государств (ОАГ) и др.), либо вопросы, смежные с социально-трудовыми. В последнем случае такие организации часто сотрудничают с МОТ по указанным смежным вопросам (Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) по вопросам производственного здоровья, Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности (ВОИС) по вопросам авторских прав и др.).

Международная организация труда как особый субъект международно-правового регулирования труда. Международная организация труда (МОТ) занимает ключевое положение в вопросах международно-правового регулирования социально-трудовых вопросов. Ее международная правосубъектность установлена ст. 39 Устава МОТ. Акты, принятые в рамках МОТ, образуют основной корпус общепризнанных международных трудовых стандартов.

Согласно ст. III Филадельфийской декларации 1944 г. задача МОТ состоит в международном содействии программам, целью которых является:

  • — полная занятость и повышение жизненного уровня;
  • — занятость трудящихся на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением в полной мере своего мастерства и навыков и принести наибольший вклад в общее благосостояние;
  • — обеспечение, в качестве средства достижения этой цели и при соответствующих гарантиях для всех заинтересованных лиц, возможностей обучения и передвижения рабочих, включая миграцию в целях устройства на работу и поселения;
  • — предоставление всем возможностей участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы и заработков, рабочего времени и прочих условий труда, таким образом, чтобы обеспечить справедливое распределение результатов прогресса между всеми и минимального прожиточного минимума всем работающим и нуждающимся в такой защите;
  • — эффективное признание права на коллективные переговоры, сотрудничество предпринимателей и рабочей силы в деле постоянного улучшения организации производства и сотрудничество рабочих и предпринимателей в подготовке и применении мер социального и экономического характера;
  • — расширение социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход всем нуждающимся в такой защите и полном медицинском обслуживании;
  • — соответствующую защиту жизни и здоровья трудящихся во всех видах занятий;
  • — социальное обеспечение детей и защиту материнства;
  • — обеспечение соответствующего питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры;
  • — обеспечение равенства возможностей в области общего и профессионального образования.

В то же время, несмотря на структурное и функциональное сходство МОТ с большинством других субъектов международноправового регулирования труда, ее уникальность состоит в практическом применении принципа трипартизма на международном уровне. В соответствии с данным принципом каждое государство, входящее в МОТ, осуществляет свою работу в данной организации с помощью представителей всех трех сторон социально-партнерских (коллективных трудовых) отношений:

  • — органов государственной власти;
  • — общегосударственного объединения работников;
  • — общегосударственного объединения работодателей. Нормотворческие и контрольно-надзорные функции в МОТ осуществляет Международная конференция труда (МКТ). На ежегодных сессиях МКТ в г. Женева (Швейцария) происходит принятие конвенций и рекомендаций МОТ большинством в 2/3 голосов делегатов, присутствующих на МКТ. От каждого государства — члена МОТ в работе МКТ участвует четыре делегата, два из которых представляют правительство, а из двух оставшихся — один представляет общегосударственную организацию работников, другой — общегосударственную организацию работодателей. При этом согласно п. 1 ст. 4 Устава МОТ каждый делегат вправе голосовать индивидуально по всем вопросам, которые вынесены на обсуждение МКТ.

Материалы к размышлению

В свое время СССР был представлен в МКТ всего двумя представителями — правительства и трудящихся. Поскольку работодателем при советской власти практически во всех трудовых отношениях выступало само государство, представительство работодателей в МОТ обеспечивалось делегатами от правительства. В наши дни Россию представляет традиционная делегация[1] — министр труда и социальной защиты РФ и иные представители правительства (делегаты от заинтересованных министерств, в данном случае — от Минтруда России), президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Помимо голосующих делегатов, в состав делегации включены лица, сопровождающие министра, лица, замещающие официальных представителей, а также свыше 20 советников, не обладающих правом голоса на МКТ.

Исполнительным органом МОТ является Административный совет[2]. Он состоит из 56 штатных лиц (28 представителей органов государственной власти стран, входящих в МОТ, 14 представителей общегосударственных объединений работников этих стран и 14 представителей соответствующих общегосударственных объединений работодателей), из которых 15 представляют Европу, 15 — Азию и по 13 — Африку и Америку[3].

Материалы к размышлению

Согласно ст. 7 Устава МОТ, 10 постоянных штатных мест в Административном совете (из 28 отведенных для органов государственной власти) выделено представителям государственных органов стран, которые, по мнению МОТ, имеют важнейшее промышленное значение: Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Китай, Российская Федерация, США, Франция, Япония. Остальные 18 штатных мест отдаются представителям других стран, определяемых на Международной конференции труда каждые три года. Перечень стран, имеющих важнейшее промышленное значение, может меняться по усмотрению самого Административного совета. Представители работодателей и работников избираются независимо согласно Регламентам МКТ. Выборы осуществляются коллегиями выборщиков, формируемых из числа делегатов МКТ, представляющих работодателей и работников соответственно.

Кроме того, в Совет входит 66 заместителей (28 представителей органов государственной власти стран, входящих в МОТ, 19 представителей общегосударственных объединений работников этих стран и 19 представителей соответствующих общегосударственных объединений работодателей), наделенных правом присутствовать на заседаниях Совета и высказываться по вопросам, включенным в повестку дня. В то же время делегированные лица, по общему правилу, не участвуют в голосовании.

Совет проводит встречи на ежегодной основе три раза в год — в марте, июне и ноябре. Согласно ст. 14 Устава МОТ в задачи Совета входит принятие решений в отношении политики МОТ, разработка повестки очередной сессии МКТ, бюджета МОТ и др. Административный совет избирает также Генерального директора Международного бюро труда, которого часто ошибочно именуют генеральным директором МОТ. С 1 октября 2012 г. этот пост занимает известный британский политический и профсоюзный деятель, бывший генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов[4] и Международной конфедерации свободных профсоюзов[5] Гай Райдер.

Административно-управленческой структурной единицей МОТ служит Международное бюро труда (МБТ), возглавляемое Генеральным директором. Полномочия Международного бюро труда носят комплексный характер. Совокупность региональных и местных отделений и бюро, объединенных в составе МБТ, осуществляет всю административную, исследовательскую, издательскую и прочую работу, входящую в компетенцию МБТ. В структуре МОТ именно МБТ отвечает за большую часть предварительной работы по подготовке текстов проектов конвенций и рекомендаций к их рассмотрению на очередной сессии Международной конференции труда.

В структуре МОТ имеется также своеобразный квази-судебный орган — Административный трибунал. В то же время, хотя он и призван выполнять своего рода судебные функции в сфере труда, однако его компетенция распространяется исключительно на споры работников МОТ и других международных организаций, признающих соответствующую компетенцию данного Трибунала, со своими работодателями.

Научно-аналитические, консультативно-информационные и образовательные функции в МОТ реализуются Международным центром обучения в г. Турин (Италия), Международным институтом социально-трудовых исследований в г. Женева (Швейцария) и 14 многодисциплинарными консультативными группами (MDTs), деятельность которых направлена на помощь государствам, входящим в МОТ, при решении вопросов, связанных с ее деятельностью.

Материалы к размышлению

Согласно ст. 1 Устава МОТ ее членом может стать любое государство, входящее в ООН, просто уведомив Генерального директора МБТ о своем принятии обязательств, изложенных в Уставе. Прочие государства вправе вступать в МОТ только на основании положительного решения 2/3 делегатов, присутствующих на соответствующей сессии МКТ. На сегодняшний день[6] в МОТ входят 185 государств, что составляет большинство стран мира. Членами МОТ не являются такие государства, как Андорра, Бутан (вопрос о членстве обсуждается с 2011 г.), Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Микронезия, Северная Корея и др.

Изначально Устав МОТ не содержал положений об исключении из Организации или приостановлении членства в ней. В 1961 — 1963 гг. МКТ попыталась внести такие изменения, стремясь убедить Южно-Африканскую Республику (ЮАР) отказаться от политики апартеида. Однако несмотря на принятие соответствующих изменений в Устав на очередной сессии МКТ[7], они так и не вступили в силу, не получив необходимого числа ратификаций[8]. Более поздние изменения 1972 г. были успешнее, вступив в силу уже в ноябре 1974 г. Однако эти изменения затрагивали уже только вопросы исключения из МОТ.

Устав МОТ допускает самостоятельный выход государства из Организации. Этим правом государства обычно пользуются в специфические периоды своей политической жизни. За всю почти вековую историю МОТ из нее выходило в разные годы свыше 40 стран. Тем не менее большинство обычно впоследствии возвращало себе членство в Организации при наступлении политических условий, соответствующих ключевым уставным задачам МОТ.

Материалы к размышлению

Германия вышла из МОТ в 1935 г., вскоре после прихода к власти национал-социалистической партии во главе с А. Гитлером. СССР был исключен из МОТ на основании ст. 387 Версальского мирного договора в связи с исключением его из Лиги наций за нападение на Финляндию, прекратившим его «автоматическое» членство в МОТ, и вернулся обратно после смерти И. Сталина и провозглашения Н. Хрущевым нового курса[9]. ЮАР заблаговременно вышла из МОТ в 1966 г., стремясь предупредить принудительное исключение в связи с политикой апартеида, и вступила обратно в 1994 г. с приходом к власти Н. Манделы и падением режима апартеида. В 1977 г. из МОТ вышли США, выразив несогласие с растущей политизированностью Организации[10], вступив обратно уже в 1980 г., с приходом к власти администрации Р. Рейгана, очередной смены правящей партии и некоторых изменений в политике МОТ[11].

  • [1] Информация приводится по данным на июнь 2013 г. Актуальная информация о составе делегаций, представляющих на очередных МКТ государства, входящие в МОТ, размещена на официальном Интернет-портале МОТ, в разделе, посвященном полномочиям участников МКТ. URL: ilo.org/global/What_vve_do/Officialmeetings/ilc/ Credentials/.
  • [2] Подробнее об Административном совете см.: Compendium of rules applicable to the Governing Body of the International Labour Office. Geneva: ILO. 2011. URL: ilo.org/public/english/bureau/leg/download/compendium2011.pdf; Introduction to the Governing Body. Geneva: ILO, 2008. URL: ilo.org/wcmsp5/groups/public/@ed_norm/@relconf/documents/meetingdocument/wcms_98 160.pdf.
  • [3] При этом одно из мест переходит от американской группы к африканской (или, соответственно, обратно) в каждом новом созыве Административного совета.
  • [4] С момента учреждения в 2006 г. по 2010 г.
  • [5] С 2001 г. по год ее слияния со Всемирной конфедерацией труда и образованием Международной конфедерации профсоюзов в 2006 г.
  • [6] Информация приводится по данным на октябрь 2013 г. Актуальный перечень стран, входящих в МОТ, можно найти на официальном сайте МОТ. URL: ilo.org/public/english/standards/relm/country.htm.
  • [7] 48-я сессия Международной конференции труда, 1964 г. См. проект указанных изменений на сайте МОТ: Instruments for the Amendment of the Constitution of the International Labour Organisation, Adopted by the International Labour Conference at Its 48th Session // International Labour Office. Official Bulletin. 1964. Vol. XVLII. No. 3. Suppl. I. P. 8−12. URL: ilo.org/public/english/bureau/leg/download/amend/1964e.pdf.
  • [8] Согласно ст. 36 Устава MOT, поправки в Устав, принятые на МКТ, вступают в силу после их ратификации или принятия двумя третями стран, входящих в МОТ, включая пять из десяти стран, представленных в Административном совете в качестве стран, имеющих важнейшее промышленное значение.
  • [9] Подробнее об этом см.: например: Шкунаев В. Г. Международная Организация Труда вчера и сегодня. М.: Междунар. отношения, 1968. С. 126−143; Jacobson Н. К. The USSR and ILO // International Organization. 1960. Vol. 14. Issue 03. P. 402−428. doi: 10.1017/S0020818300009887; Osakwe C. O. The participation of the Soviet Union in universal international organizations: a political and legal analysis of Soviet strategies and aspirations inside ILO, Unesco and WHO. Springer, 1972. P. 68−89, и др.
  • [10] Углубленный анализ причин принятия Соединенными Штатами Америки таких решений приведен в: Beigbeder Y. The United States withdrawal from the International Labor Organization // Relations industrielles / Industrial Relations. 1979. Vol. 34. No. 2. P. 223−240. URL: erudit.org/revue/ri/1979/v34/n2/2 8959ar.pdf; Melanson R. Л. Human rights and the American withdrawal from the ILO // Universal Human Rights. 1979. Vol. 1. No. 1. P. 43−61. URL: jstor.org/stable/761 830, и др.
  • [11] Подробнее см., например: Elliot К. А., Freeman R. В. Can labor standards improve under globalization? Peterson Institute for International Economics, 2003. P. 107−109. URL: piie.com/publications/chapters_preview/338/5iie3322.pdf.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой