Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Создание Высшего Арбитражного Суда СССР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Июля 1991 г. принимается Закон РСФСР «Об арбитражном суде» (далее — Закон об арбитражном суде). В компетенцию арбитражных судов входило рассмотрение споров вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления с целью защиты охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан; единообразного и правильного применения законодательства… Читать ещё >

Создание Высшего Арбитражного Суда СССР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование арбитражных судов и их дальнейшее развитие стало одним из основных направлений реализации Концепции судебной реформы 1991 г., в рамках которой предусматривалось функционирование арбитражных судов.

В 1991 г. в РСФСР были упразднены органы государственного и ведомственного арбитража. Эти специальные органы разрешали хозяйственные споры между предприятиями.

Реформирование экономической сферы и рост хозяйственных споров были использованы для создания судебного органа для разрешения такого рода правовых конфликтов. Таким органом стаз Высший Арбитражный Суд СССР (далее — ВАС СССР (РСФСР), учрежденный Законом СССР от 17 мая 1991 г. № 2170−1 «О Высшем Арбитражном Суде СССР» (далее — Закон о ВАС СССР), который призван был осуществлять судебную власть путем разрешения хозяйственных споров между предпринимателями, учреждениями и организациями, в том числе колхозами, индивидуальными, совместными предприятиями и международными объединениями организаций СССР и других стран, государственными и иными органами.

Задачами ВАС СССР являлись:

  • — обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций путем осуществления правосудия;
  • — содействие правовыми средствами соблюдению законодательства в экономических отношениях;
  • — обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров.

ВАС СССР разрешал хозяйственные споры на основании Конституции СССР, другого законодательства СССР, законодательства республик, соглашений СССР и республик, многосторонних идвусторонних договоров и соглашений между республиками, международных соглашений.

Основным процессуальным актом, которым руководствовался ВАС СССР при разрешении споров, являлся Закон СССР от 17 мая 1991 г. № 2172 «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР» (далее — Закон о порядке разрешения хозяйственных споров).

Согласно Закону о порядке разрешения хозяйственных споров в ВАС СССР в соответствии с подведомственностью могли обращаться предприятия, учреждения и организации, в том числе колхозы, индивидуальные, совместные предприятия и международные объединения организаций СССР и других стран, являющиеся юридическими лицами.

Подведомственными ВАС СССР были дела:

  • 1) о признании недействительными (полностью или частично) не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления СССР и иных общесоюзных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций;
  • 2) о возмещении убытков, причиненных организациям органами государственного управления СССР и иными общесоюзными органами в результате издания не имеющих нормативного характера актов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, или в результате ненадлежащего осуществления указанными органами по отношению к ним своих обязанностей;
  • 3) вытекающие из экономических соглашений между союзными и республиканскими органами управления, органами управления республик;
  • 4) вытекающие из отношений по созданию и поставке вооружений и военной техники;
  • 5) между организациями, расположенными на территории разных республик, когда это предусмотрено соглашением между республиками;
  • 6) другие споры, связанные с применением законодательства СССР и отнесенные к ведению ВАС СССР законодательными актами СССР или международными соглашениями.
  • 4 июля 1991 г. принимается Закон РСФСР «Об арбитражном суде» (далее — Закон об арбитражном суде). В компетенцию арбитражных судов входило рассмотрение споров вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления с целью защиты охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан; единообразного и правильного применения законодательства; содействия правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

В структуру единой системы арбитражных судов в соответствии с Законом об арбитражном суде входили: ВАС РСФСР; высшие арбитражные суды республик в составе РСФСР; краевые арбитражные суды; областные арбитражные суды; городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов. Арбитражный суд является юридическим лицом.

Арбитражному суду были подведомственны дела, но спорам, возникающим в сфере управления, а именно:

о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов (адресованных конкретным лицам или группам лиц), действий должностных лиц, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом нрава и интересы организации граждан;

  • — о возмещении убытков, причиненных организациям и гражданам такими актами, а также возникших в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению к организациям и гражданам;
  • — об обжаловании решения Совета народных депутатов об отказе в предоставлении либо об изъятии земельного участка;
  • — об обжаловании отказа в государственной регистрации организации либо самостоятельной предпринимательской деятельности граждан;
  • — о взыскании денежных средств в виде штрафов и по другим основаниям государственными и иными органами, в том числе органами Государственного комитета РСФСР, но антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, банками, инспекциями, другими контролирующими органами, если законодательным актом не предусмотрено взыскание ими денежных средств в бесспорном порядке;
  • — об обжаловании решений государственных и иных органов об изъятии денежных средств и иного имущества, а также о возврате незаконно измятых денежных средств и иного имущества.

Кроме того, арбитражному суду были подведомственны:

  • — споры, возникающие при заключении контрактов, связанных с государственным заказом между органами (организациями), выдающими государственный заказ, и организациями или гражданами, прижимающими на себя обязательства по его выполнению;
  • — споры, вытекающие из экономических соглашений между государственными органами РСФСР и государственными органами других республик, когда это предусмотрено соглашениями между республиками;
  • — споры, возникающие из экономических соглашений между органами управления республик в составе РСФСР, автономной области и автономных округов, краев, областей, городов, районов;
  • — иные споры в сфере управления, если они отнесены к компетенции арбитражного суда законодательными актами.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. был изменен порядок формирования судов: судьи федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом, судьи Конституционного, Верховного, ВАС РФ (с 1 августа 2014 г. ВАС РФ упразднен) — Советом Федерации по представлению Президента РФ. С декабря 1992 г. срок полномочий судей был неограниченным. Конституция РФ 1993 г. в ст. 121 установила положение о том, что судьи несменяемы, их полномочия могут быть прекращены или приостановлены, не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Образование Конституционного Суда РСФСР. 15 декабря 1990 г. в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, было отмечено, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, а порядок его деятельности устанавливаться отдельным законом.

Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект закона о Конституционном Суде РСФСР, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов. Закон был утвержден только Пятым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 г. и несколько в иной редакции.

  • 29—30 октября 1991 г. по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда РСФСР.
  • 30 октября 1991 г. состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 г. — первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции, указав на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Кроме того, в постановлении Конституционного Суда было отмечено, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями нрав и свобод граждан, в том числе нрава на ненрикосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 г. приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий — КПСС и Коммунистической партии РСФСР.

Многие исследователи считают, что это дело оказалось самым недооцененным и непонятым. Вероятно, так случилось потому, что оно пришлось на разгар политического противостояния и раскола в обществе. И противоборствующие силы хотели радикального, крайне левого или крайне правого (в зависимости оттого, левый или правый фланг они представляли) уклона.

Конституционный Суд принял компромиссное решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

В результате и те, кто защищал КПСС и Коммунистическую партию РСФСР, и те, кто хотел от Конституционного Суда «благословения» люстрации и наказания всех бывших коммунистов, оказались страшно разочарованы.

Решением, повлекшим за собой самые драматические последствия, было то, согласно которому Конституционный Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предусматривающий прекращение полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Несмотря на сопротивление значительной части народных депутатов и их сторонников, 4 октября 1993 г. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ были разогнаны с применением оружия и бронетехники. 7 октября 1993 г. Президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда РФ[1].

Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда РФ (ст. 125).

  • [1] Сайт Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Info/History/Pages/default.aspx
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой