Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности конституционно-правового статуса религиозных организаций в Республике Беларусь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Распоряжение имуществом религиозных организаций, прекративших свою деятельность (Статья 22 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях») устанавливает, что после прекращения деятельности религиозных организаций имущество, предоставленное им в пользование государственными или иными организациями, гражданами, возвращается их прежним владельцам. При прекращении… Читать ещё >

Особенности конституционно-правового статуса религиозных организаций в Республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности конституционно-правового статуса религиозных организаций в Республике Беларусь

религия законодательство международный Начало формирования в нашей республике новой модели государственно-конфессиональных отношений связано с принятием в 1996 году на всенародном референдуме Конституции Республики Беларусь. Страна избрала свою особую модель взаимоотношений политической власти и конфессий.

В результате чего, по-иному рассматривается принцип равенства религий перед законом. Он перестал трактоваться упрощенно и включает в себя два характерных для международного законодательства положения, составляющих его юридическое содержание:

  • — требования закона равно обязательны для всех религиозных организаций;
  • — за его нарушение религиозные организации несут равную ответственность.

В статье 31 Конституции предоставляется право каждому гражданину самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию и не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. [7, с. 10].

Свобода мысли, совести и религии является важнейшим, фундаментальным правом человека. Его содержание раскрывается в ряде международных документов. Так, согласно ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным образом, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

Свобода совести и религии исключает какие-либо ограничения, которые могут налагаться на человека в связи с его отношением к религии. Относительно же «внешних» проявлений этой свободы, то здесь допустимо законодательное регулирование. [24, c. 123].

Одновременно следует подчеркнуть, что, согласно действующему законодательству, запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных и семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности. Ежегодно органами прокуратуры на основании материалов, представленных органами государственной безопасности, выносятся десятки официальных предупреждений лицам, причастным к деятельности незарегистрированных организаций, в том числе к псевдоправославной организации «Свято-преображенское братство», религиозной общины «Свидетели Иеговы», а также наиболее активным членам незарегистрированной молодежной организации «Молодой фронт», членам незарегистрированной структуры «Объединение белорусских студентов» .

В октябре 2008 г. Генеральной прокуратурой Республики Беларусь проведена проверка соблюдения Закона «О противодействии экстремизму» в ЗАО «Христианская инициатива». Установлено, что ЗАО «Христианская инициатива» (до 2006 года действовало под названием «Православная инициатива»), на протяжении длительного периода времени в магазине «Православная книга» в г. Минске распространяло книжные издания экстремистского характера. В частности, это книги под названиями: «Нет плохих народов», «Читая Евангелие. Размышления на евангельские чтения. Кто мы: христиане или иудеи?», «Слово и дело Ивана Грозного» (всего тринадцать наименований).

Названная литература издана значительным тиражом и наряду с текстовым материалом содержит многочисленные коллажи, карикатуры и иные изображения, направленные на разжигание национальной, религиозной вражды или розни, а также унижение национальной чести и достоинства представителей еврейской национальности, пропаганду неполноценности граждан по признаку их отношения к религии. Согласно заключению экспертного совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей, в указанных изданиях содержится информация, направленная на создание негативного образа иудаизма у православных христиан, что может интерпретироваться как наличие идей и предпосылок, направленных на разжигание религиозной вражды или розни. Следует отметить, что генеральный директор ЗАО «Православная инициатива» ранее был предупрежден Генеральной прокуратурой об ответственности, в том числе и уголовной, за распространение материалов, направленных на разжигание межнациональной и религиозной вражды. Однако деструктивную деятельность активно продолжил. По результатам проверки в ЗАО «Христианская инициатива» Генеральной прокуратурой на основании ст. 14 Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» в суд Советского района г. Минска направлено заявление о признании информационной продукции экстремистскими материалами, что и было подтверждено судом.

При наличии к тому оснований противодействие экстремизму осуществлялось уголовно-правовыми методами.

Прокуратурой города Минска расследован ряд уголовных дел о деяниях, создающих условия для экстремистской деятельности, о совершении преступлений, предусмотренных ст. 193−1 (незаконная организация деятельности общественного объединения, религиозного фонда либо участие в их деятельности).

31 октября 2002 года Президентом Республики Беларусь был подписан Закон «О свободе совести и религиозных организациях, который до этого был принят Национальным собранием республики. Прежний Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях был принят Верховным Советом 17 декабря 1992 года, в условиях, когда государство после длительного периода борьбы с религией положило начало строительству цивилизованных отношений с Церковью. Закон включает в состав разделы о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях ни в целом, ни в виде «соответствующих норм». Поэтому в статье 2 Закона речь идет уже о Конституции как основе данного законодательства. В документе впервые сделана попытка учесть исторически сложившуюся структуру поликонфессиональности белорусского общества, а также степень влияния конфессий на формирование духовных, культурных и исторических традиций белорусского народа. [26, с. 154].

Согласно статьям 13, 14 и 15 этого закона Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

Религиозные организации имеют следующие признаки:

вероисповедание;

разработанная культовая практика;

проведение богослужений;

религиозное просвещение и воспитание своих последователей.

Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь.

Религиозной общиной признается объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей.

Религиозные общины образуются по инициативе не менее двадцати граждан Республики Беларусь, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории.

Общины действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом.

Религиозным объединением признается объединение религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов).

Религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет. Религиозные объединения действуют через свои органы управления.

Республиканским признается религиозное объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей Республики Беларусь. Деятельность республиканского религиозного объединения распространяется на территорию деятельности входящих в него религиозных общин.

Республиканское религиозное объединение имеет право создавать местные религиозные объединения из религиозных общин, действующих в одной или нескольких областях. Деятельность местных религиозных объединений распространяется на территорию деятельности входящих в них религиозных общин.

Республиканские и местные религиозные объединения действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом.

Религиозные объединения имеют право создавать монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения, которые действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом. [27].

В числе важнейших особенностей конституционно-правового статуса необходимо отметить установление количества 20 человек числа верующих, необходимых для создания религиозной общины, так как действующая ранее норма (10 человек) упрощала появление в республике псевдорелигиозных организаций, позволяла малым числом верующих откалываться от зарегистрированных общин и создавать радикальные, наиболее фанатичные организации.

Кроме того, конституционным законодательством предусматривается возможность создания религиозного объединения при наличии не менее 10 религиозных общин единого вероисповедания и действующих в республике не менее 20 лет. Это справедливо, поскольку на территории республики должны действовать религиозные организации, которые признаются обществом, а признание обществом приходит только по прошествии определенного срока, то есть они должны доказать свою лояльность к обществу, отсутствие антизаконных и антигуманных идей и целей в своей деятельности.

Этот современной критерий нисколько не ущемляет возможностей религиозных общин по исповеданию и распространению веры. Учитывая, что законодательством предусмотрено проведение религиоведческой экспертизы учения и культа той религиозной общины, которая первой явилась носительницей религии, ранее неизвестной в нашей республике, то и двадцатилетний срок, естественно, исчисляется с момента регистрации этой общины.

Важное значение имеет проведение государственной религиоведческой экспертизы религиозной литературы, аудио-видео и других материалов религиозного содержания поступающих из-за рубежа. Такая экспертиза необходима для того, чтобы поставить заслон распространению в республике литературы деструктивными и псевдорелигиозными группами. Этим занимается уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат. Согласно части 12 пункта 6 постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате» Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в соответствии с возложенными задачами: назначает и обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы вероучений, соответствующих им культовых практик и уставов при создании религиозных организаций, исповедующих ранее не известные в Республике Беларусь вероучения, а также при осуществлении деятельности религиозных организаций. [28].

Этот контроль не является препятствием для импорта литературы, зарегистрированными религиозными организациям законодательством.

Предусмотрено вынесение письменного предупреждения в случае нарушения религиозной организацией законодательства. Если в течение шести месяцев нарушение не устраняется или в течение года имели место новые нарушения, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. При этом регистрирующий орган имеет право принять решение о приостановлении деятельности религиозной организации. [27].

Эта норма позволит своевременно пресекать негативные проявления в религиозных организациях, она имеет, прежде всего, профилактическое значение.

Согласно ст. 17 Закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» Для регистрации религиозной общины учредители подают в городской, районный исполнительные комитеты, местную администрацию по месту предполагаемой деятельности общины заявление о ее регистрации, подписанное всеми участниками (членами) этой общины.

К заявлению прилагаются: список граждан, образовавших религиозную общину, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, а также с личной подписью; устав религиозной общины в трех экземплярах; протокол собрания участников (членов): документ, подтверждающий право размещения религиозной общины по месту нахождения, указанному в уставе. [27].

Религиозная община, исповедующая вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, к заявлению прилагает также сведения об основах этого вероучения и соответствующей ему культовой практики, в том числе об истории возникновения религии, исповедуемой данной общиной, о формах и методах ее деятельности, об отношении к браку и семье, образованию, исполнению государственных обязанностей, получению медицинской помощи последователями данной религии, а также иные значимые сведения по запросу республиканского органа государственного управления по делам религий.

В свою очередь, для регистрации религиозного объединения его учредители подают заявление о регистрации в республиканский орган государственного управления по делам религии, который принимает решение в месячный срок.

К заявлению прилагаются: устав в трех экземплярах; выписка из протокола съезда (конференции, общего собрания, заседания органа управления) об образовании религиозного объединения; список членов органа управления религиозного объединения с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, документ, подтверждающий право размещения религиозного объединения по месту нахождения, указанному в уставе.

В случае непредставления документов, предусмотренных частью второй настоящей статьи, республиканский орган государственного управления по делам религий вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителей в течение десяти дней.

Религиозные организации являются некоммерческими организациями, но они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. [27] Религиозные организации как некоммерческие организации отличаются от коммерческих двумя признаками: 1) Они не ставят основной целью извлечение прибыли; 2) Они не могут распределять полученную прибыль между своими участниками и в тех случаях, когда их деятельность даёт прибыль [29, с. 26].

Приведен в соответствие с действующим законодательством порядок проведения религиозных мероприятий в местах под открытым небом и в помещениях, не предназначенных для этих целей, которые могут проводиться после принятия соответствующего решения руководителем местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях. Религиозные обряды, ритуалы и церемонии при необходимости могут проводиться по месту жительства граждан по их просьбе при условии соблюдения правил общежития и общественного порядка, если они не носят массового и систематического характера.

Обряды в организациях здравоохранения, местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Лица, находящиеся в этих учреждениях, могут иметь, получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами культа, если это не причиняет вреда их здоровью, не ущемляет права и законные интересы других лиц.

Порядок отправления богослужений, религиозных обрядов, ритуалов и церемоний военнослужащими устанавливается законодательством о воинской службе. Богослужения, имеющие своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей, в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом и в помещениях могут проводиться только после принятия соответствующего решения руководителем местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В числе важнейших особенностей конституционно правового статуса религиозных организаций также необходимо отметить статью 9 «Образование и религия». Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Граждане имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования независимо от их отношения к религии. Хотя во время визита на белорусскую землю Алексия II, в конце июня 2001 года, состоялась его встреча с президентом А. Лукашенко. Патриарх сообщил, что во время одной из встреч с Александром Лукашенко говорил с ним «…об образовании, о необходимости знакомства молодежи с историей православной культуры. Президент с пониманием отнесся к этому…» [30, с.2]Несмотря на светский статус нашего не только образования, но и государства некоторые религиозные праздники празднуются на общегосударственном уровне. Такие как: Рождество Христово (православное Рождество) — 7 января; Пасха — по календарю православной и католической конфессий; Радуница — по календарю православной конфессии; День памяти — 2 ноября. [31].

В учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся), во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Религиозные организации, зарегистрированные в порядке, установленном настоящим законом, вправе в соответствии со своими уставами создавать для просвещения детей и взрослых учебные группы и воскресные религиозные школы, используя для этого принадлежащие и (или) предоставляемые им в пользование помещения, кроме помещений, принадлежащих государственным учреждениям образования.

Необходимо обратить внимание, что территория деятельности религиозных объединений распространяется на территорию деятельности входящих в них общин. Иными словами, если в каком-либо населенном пункте нет зарегистрированной религиозной общины, представители религиозного объединения либо религиозных организаций, созданных объединением (миссий, духовных учебных заведений), не вправе заниматься религиозной деятельностью в данном населенном пункте.

Исполнение законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организаций на республиканском уровне обеспечивает Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. Он рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций, координирует деятельность государственных органов при решении указанных вопросов. Исполнение законодательства на местах обеспечивают местные исполнительные и распорядительные органы. В Брестском, Витебском, Гомельском, Минском. Могилевском, Гродненском областных исполкомах созданы Советы по делам религии и национальностей.

Деятельность иностранных миссионеров не предусматривается законодательством Республики Беларусь, но допустима по международному праву. В частности, пункт 2 статьи 19 «Международного пакта о гражданских и политических правах» предусмотрено, что каждый человек может получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ. Там же, в пункте 3 указывается, что пользование правами, установленными в пункте 2, может быть ограничено законодательством страны. На этом основании миссионерство в нашей стране ограничивается. [32, c. 73].

Так, в статье 29 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организаций говорится о возможности приглашения в республику иностранных граждан в целях занятия религиозной деятельностью в соответствующих религиозных объединениях, но не для распространения в народе какого-либо нового вероучения, не для прозелитизма (обращения в свою веру), а для отправления культа в конкретной религиозной, в церковном приходе.

Иностранные священнослужители пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь. Они обязаны соблюдать законодательство Республики Беларусь, с уважением относится к обычаям и традициям белорусского народа. Их деятельность не должна наносить ущерба интересам нашей страны, правам и свободам ее граждан и других лиц, их здоровью и нравственности. Порядок приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в целях занятия религиозной деятельностью регулируется Постановлением Совета Министров от 30.01.2008 г. «Об утверждении Положения о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью и признании утратившими силу некоторых Постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Данное Положение устанавливает порядок приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь религиозными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Республики Беларусь, в целях занятия религиозной деятельностью, а также их перевода из одной религиозной организации в другую [34].

Контроль за исполнением законодательства, касающегося пребывания и деятельности иностранных священнослужителей в нашей стране, осуществляют Комитет по делам религий и национальностей при Сонете Министров Республики Беларусь, аналогичный Совет облисполкома, местные исполнительные и распорядительные органы, органы внутренних дел.

Деятельность религиозных организаций может быть прекращена только лишь при её ликвидации.

Согласно ст. 23 Закона религиозная организация может быть ликвидирована:

  • — по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации;
  • — по решению суда в случаях:
    • 1) совершения ими действий, недопустимость которых предусмотрена: в случаях нарушения религиозными организациями прав и свобод граждан, нарушения религиозной организацией положений о неполитическом характере религиозной организации и нарушение религиозной организацией положений о имуществе религиозной организации (статьи 3, 7 и 19 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» соответственно)
    • 2) соединения их обрядовой либо проповеднической деятельности с посягательством на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности;
    • 3) систематического нарушения религиозными организациями установленного законодательством порядка проведения публичных религиозных действий (богослужений, обрядов, церемоний, а также шествий);
    • 4) принуждения граждан к неисполнению своих конституционных обязанностей или совершения действий, сопровождающихся грубыми нарушениями общественного порядка либо посягательством на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций.

Обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию. Дела о ликвидации религиозных общин, рассматриваются соответствующими областными, Минским городским судами, а о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий, — Верховным Судом Республики Беларусь.

Суд рассматривает дела о прекращении деятельностирелигиозных организаций в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, по заявлению органа, уполномоченного проводить регистрацию их уставов, или прокурора.

Распоряжение имуществом религиозных организаций, прекративших свою деятельность (Статья 22 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях») устанавливает, что после прекращения деятельности религиозных организаций имущество, предоставленное им в пользование государственными или иными организациями, гражданами, возвращается их прежним владельцам. При прекращении деятельности религиозных организаций распоряжение находившимся в их собственности имуществом осуществляется в соответствии с их уставами (положениями) и действующим законодательством. На имущество культового назначения, принадлежащее религиозным организациям, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. При отсутствии правопреемников имущество переходит в собственность государства. Действие нормативных правовых актов по кругу лицэто применимость нормативного правового акта к определенному кругу субъектов права, т. е. определение тех физических лиц и организаций, которые подпадают под действие закона.

Вывод: Религиозные организации являются специфическим институтом гражданского общества, поскольку их деятельность воздействует на формирование ценностных ориентаций личности — с одной стороны, а с другой — они являются своеобразным посредником во взаимодействии государства и личности. [35, c. 228].

Поэтому наше государство уделяет огромное влияние правовому регулированию статуса религиозных организаций, а также ведет тесное сотрудничество с наиболее представительными конфессиями религиозной палитры Республики Беларусь.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой