Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практикум. 
Современный русский язык. 
Фонетика. 
Орфография. 
Лексикология. 
Словообразование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Почему чередование / (рассказать — расскажу) передается на письме, а чередование / (рассказать — рассказ) не передается? Сочинять, шерсть, дрожь, жизнь, жемчуг, машина, брошь, бантик, щука, ёжиться, тема, ручной, лучше, ходьба, скучно. Какой принцип русской графики связан с обозначением на письме твердости/ мягкости согласных фонем? В чем состоит основное различие действия фонематического… Читать ещё >

Практикум. Современный русский язык. Фонетика. Орфография. Лексикология. Словообразование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы для повторения.

  • 1. Что изучает графика?
  • 2. Из каких элементов состоит графическое значение буквы?
  • 3. Сравните разные интерпретации термина двузначная буква. Какие особенности русской графики отражает каждая из интерпретаций?
  • 4. Каковы основные принципы русской графики?
  • 5. Какой принцип русской графики связан с обозначением на письме твердости/ мягкости согласных фонем?
  • 6. В чем различие предмета и задач графики и орфографии?
  • 7. Что такое орфограмма?
  • 8. В чем состоит основное различие действия фонематического принципа в графике и в орфографии?
  • 9. Какое написание противоречит фонематическому принципу орфографии?

Задания для размышления.

1. Приведенные ниже слова содержат мягкие согласные звуки. Укажите, в каких случаях мягкость согласных графически обозначена (уточните, как именно), а в каких — не обозначена (объясните почему).

Сочинять, шерсть, дрожь, жизнь, жемчуг, машина, брошь, бантик, щука, ёжиться, тема, ручной, лучше, ходьба, скучно.

  • 2. С точки зрения Московской фонологической школы основной принцип русской орфографии — фонемный (фонематический). Какой принцип орфографии признается ведущим с позиций Ленинградской фонологической школы и почему?
  • 3. По словам Л. В. Щербы, «писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся». Прочитайте текст, написанный без соблюдения правил орфографии. Заметьте по часам, сколько времени понадобилось на его прочтение. Запишите текст в соответствии с современными орфографическими нормами, отметьте случаи допущенных в «неорфографической» записи ошибок на месте теоретических орфограмм.

Никакдаветь низнаиш, кокда блистнёд испадристнитс лукавый всглят, какда пакажуццо в дали башьни низнокомаво горада и зо кочайутца ногаррезоньти мачьты тежолых кароблей, кокийи зьтехи придуд фголаву привиди гразы, бушуйусчей надальпоми, итчей голаз прапайод тибе, кагдражазчий калакольдчиг, песянку анирозпусьтифшый се любви.

  • 4. Почему чередование [з] / [ж] (рассказать — расскажу) передается на письме, а чередование [з] / [с] (рассказать — рассказ) не передается?
  • 5. Являются ли приведенные ниже написания отступлениями от морфемного (морфологического) принципа? Есть ли в этих написаниях нарушение фонематического принципа орфографии?

Рука — ручной, друг — друзья, отпустить — отпущу — отпускать, сухой — сушить — высох.

6. В приведенных ниже словах выделенные фонемы находятся в сигнификативно сильных позициях, однако при выборе буквы для их обозначения возможны орфографические ошибки. Почему? Какими принципами орфографии регулируется написание этих слов?

Учу, плащом, чашка, щёки, цыган, коржик, течёт.

7. По известному орфографическому правилу в корнях с чередованием еПи буква и пишется в том случае, если после корня есть суффикс -а-. В каких парах приведенных ниже глаголов чередование букв еПи является только орфографическим, а в каких отражает реально существующие чередования фонем?

Убирать — уберу, растирать — растереть, расстилать — расстелить, блистать — блеснуть, удирать — удеру, разжигать — разжечь, вычитать — вычесть.

  • 8. Почему словами втаптывать, спрашивать, настаивать, забрасывать, разнашивать нельзя проверять безударную гласную в однокоренных словах: топтать, спросить, настоять, бросать, разносить?
  • 9. На вопрос, почему в слове отпустить пишется приставка от-, учащиеся обычно отвечают, что приставки am- в русском языке нет. Это верно. Но почему в русском языке нет такой приставки?
  • 10. Все школьники знают, что в сочетаниях чк, чн, щк, щн буква ь не пишется. А почему? По этой же или по другой причине не пишется буква ь в сочетаниях нч, нщ?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой