Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Национальная сила как системообразующий фактор геополитики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Клаузевиц также осознавал трудности сопоставления практически неизмеряемых понятий в общей оценке силы: «соотношения материальных элементов крайне просты; труднее уловить поставленные на карту и моральные силы». Но он уловил и определенную закономерность «при напряжении сил количество моральных величин уже значительно уменьшается». И до пего Наполеон видел зависимость между количеством газет… Читать ещё >

Национальная сила как системообразующий фактор геополитики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие силы как основной категории геополитики;
  • • основные положения концепций национальной силы и историю их развития;
  • • определения экспансии, геостратегии, баланса сил;
  • • место насилия в геополитике;

уметь

  • • анализировать особенности использования компонентов национальной силы в геополитических конфликтах;
  • • формулировать понятие интегрального показателя национальной силы;

владеть

• методами сбора, анализа, оценки и формализации информации по основным компонентам национальной силы.

Понятие национальной силы в истории политической мысли

Понятие «национальная сила» достаточно часто используется для анализа поведения государств на международной арене. Исторически существует различие в подходах к определению национальной силы на Западе и Востоке.

Древнекитайские мудрецы полагали, что в основе национальной силы лежит добродетель правителей. Сила государства — понятие переменное и зависит от исторического цикла своего развития.

Размышляем самостоятельно. Конфуций понятие силы рассматривал диалектически: «железо ломается, как бы оно не было крепко, нередко кажется несокрушимым то, что в сущности легко уничтожить… Все на свете изменяется и исчезает, чтобы появиться в новом виде, но и за обновлением следует обветшание, разрушение, а там опять обновление и так до бесконечности» .

Насколько актуально это высказывание для нашего времени?

Внешнюю экспансию Конфуций отрицал, в военной силе он видел лишь необходимое зло. Именно поэтому границы Китая практически не изменились за несколько тысячелетий, поскольку конфуцианство лежит в основе менталитета китайского общества и во многом определяет идеологию политической элиты.

Несколько иначе подходили к понятию силы государства в Европе, начиная с Древней Греции и Древнего Рима.

Исторический экскурс. «Пиратство, — говорит Фукидид, — в старину было для эллинов главным источником существования и еще не влекло за собой никакого позора; совершенно так же и в наше время великие державы могут завоевывать и покорять беззащитные перед ними народы без малейшего ущерба для своего достоинства и сознания правоты» .

Таким образом, в Древней Греции применение силы являлось обыденным явлением, невзирая на высокий уровень культуры той эпохи.

Западноевропейский подход к исследованию проблем национальной силы отличался четким рационализмом, что свойственно всей западной гуманитарной науке, истоки которой лежат в теологии, а рационалистический подход в ней был заложен еще Фомой Аквинским в учении о пяти логических доказательствах существования Бога.

Глава X знаменитого «Государя» Н. Макиавелли так и называется «Как следует измерять силы всех государств». Государства он делил на две категории: первая — это когда есть в достатке люди и деньги, на основе чего комплектуется требуемое войско, способное выдержать битву с любым неприятелем. Вторые — «нуждающиеся в помощи», должны иметь город с «добротными рвами и стенами», артиллерию, годовой запас продовольствия, трудовую занятость на год, достаточную казну, высокое военное искусство, «не озлобленный народ». В этом случае разумный государь «без труда найдет способы укрепить дух горожан во время осады». То есть Макиавелли достаточно четко определял геополитические, военные, экономические, демографические, социальные и политические параметры, определяющие силу государства.

К геополитическим параметрам (по Н. Макиавелли) можно отнести способность государства существовать самостоятельно, имея при этом все необходимые ресурсы для того, чтобы навязывать свою политику другим, а в случае отсутствия таковых, найти способы эффективной обороны. К политическим — авторитет власти государя и его умение управлять подданными, добиваться того, чтобы народ был «не злобен», т. е. обеспечивать легитимность собственной власти. К экономическим — наличие денег, продовольствия и трудовая занятость народа. К военным — войско, артиллерия, военное искусство полководцев и государя, к социальным — достаточную степень солидарности народа. Для Макиавелли ясно, что данные критерии взаимозависимы, т. е. люди и деньги определяют количество и качество войска, солидарность народа укрепляет власть государя и т. д. «Люди, оружие, деньги и хлеб — вот жизненная сила войны. Из этих четырех условий всего важнее первые два, ибо с людьми и оружием всегда можно достать деньги и хлеб, но с одним хлебом и деньгами ты не достанешь ни людей, ни оружия» .

В результате, для Макиавелли, этого признанного классика политической науки, по меткому замечанию Б. Рассела, " вопрос в конечном счете сводится к вопросу о силе. Для достижения политической цели необходима сила того или иного рода" . Поэтому надо быть готовым к тому, чтобы, когда «вера в народе иссякнет, заставить его поверить силой» .

Биографическая справка. Никколо Макиавелли (1469−1527) — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти. Главный труд «Государь» (1532). Автор военно-теоретических трудов, впервые обосновал идею о всеобщей воинской обязанности. В политике правителю (государю), по его мнению, следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии высокой и благой цели.

Английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон в своем труде «Опыты или наставления нравственные и политические» посвятил понятию силы государства отдельную главу — «Об истинном величии королевств и республик» .

Размышляем самостоятельно. Бэкон писал: «величина страны может быть измерена, богатства и доходы ее — исчислены, число жителей установлено по переписи, число и размеры городов и местечек определены по картам и планам. И все же ни в чем нельзя так легко ошибиться, как в истинной оценке и верном суждении относительно мощи государства… Укрепленные города, большие запасы вооружения в арсеналах, хорошие породы коней, боевые колесницы, слоны, пушки и тому подобное — все это может оказаться лишь овцой в львиной шкуре, если нет при этом мужественного и воинственного народа. Самая численность армий немного значит там, где народу недостает мужества, ибо, как говорит Вергилий, „волку безразлична численность овец“» .

Как вы думаете, почему Бэкон отдает предпочтение духовной, а нематериальной составляющей силы государства?

С распространением европейского влияния на весь мир и усложнением общественных процессов европейская наука стремится ввести в понятие силы и могущества множество составляющих.

Й. фон Лохаузен в книге «Мужество властвовать. Мыслить континентами» (1978) писал, что «так как могущество есть сила, помноженная на местоположение, только благоприятное географическое положение дает возможность для полного развития внутренних сил» .

А. Мэхэн, как уже указывалось выше, выводил формулу могущества из своей концепции первенствующего значения морской силы в государстве. Геополитический статус государства в его интерпретации определяется на основании шести критериев: географическое положение государства; соотношение морских и сухопутных государств, количество портов; протяженность территории и протяженность береговой линии; статистическое количество населения; национальный характер; политический характер правления. В развитие идей Мэхэна американский геополитик Спикмен определял могущество государства на основе следующих параметров: поверхность территории; природа границ; объем населения; наличие или отсутствие полезных ископаемых; экономическое и технологическое развитие; финансовая мощь; этническая однородность; уровень социальной интеграции; политическая стабильность; национальный дух. Любопытно, каким образом он о цен икал соотношение между национальной силой и нравственными категориями: «государственного деятеля, руководящего внешней политикой, идеалы справедливости, честности и терпимости могут занимать лишь постольку, поскольку они способствуют или не препятствуют достижению цели, каковой является сила. Они могут быть использованы как средство в качестве морального оправдания стремления к силе, но должны быть отвергнуты в тот момент, когда применение их влечет за собой слабость. Силы добиваются не ради достижения моральных ценностей; напротив моральные ценности используются для того, чтобы облегчить достижение силы» .

Как ясно из вышеизложенного, национальная сила и сила государства, по мнению многих ученых, имеют две стороны: материальную и духовную. Самое сложное в этом случае — это, безусловно, выражение в каких-либо точных критериях такого термина, как «национальный дух», но он, в конечном счете определяя все иные критерии национальной силы, также зависит и соотносится с ними.

Духовная составляющая национальной силы. Попытку се определения предпринял в свое время император Франции Наполеон I.

Размышляем самостоятельно. Наполеон писал: «Во всяком военном предприятии успех на три четверти зависит от данных морального порядка и только на одну треть от материальных сил» .

Как вы думаете, на основании каких фактов он сделал данный вывод и является ли он справедливым?

К. Клаузевиц связывал моральные силы и волю — «что приводит в движение и руководит всей массой материальных сил». Так и Гегель полагал, что принципом исторического развития является национальный дух. Естественно, что для Гегеля высшей формой национального духа является германский дух, который «есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины» .

Национальный дух или моральные потенции, по Клаузевицу, это «таланты полководца, воинская доблесть армии, и дух комплектующего его народа». Национальный дух, определяя национальное самосознание и национальный характер, определяет и экономические отношения. Ф. Лист писал: «Мир богатства не существует… Устраните духовное начало, и все, что называется богатством, превратится в мертвую материю» .

Клаузевиц также осознавал трудности сопоставления практически неизмеряемых понятий в общей оценке силы: «соотношения материальных элементов крайне просты; труднее уловить поставленные на карту и моральные силы». Но он уловил и определенную закономерность «при напряжении сил количество моральных величин уже значительно уменьшается». И до пего Наполеон видел зависимость между количеством газет в Париже и духом французского народа. Это говорит о том, что чисто количественные характеристики, которые поддаются оценке, влияют на состояние духа того или иного народа. По мнению Д. И. Менделеева, «к обособленному государственному сложению призвала людей вся история их размножения, т. е. не только материальные стороны жизни, но и весь духовный строй, верования, язык, предания, характер, убеждения. Хотя последние стороны и не подлежат измерению, но и они косвенно выражаются в числах материального свойства» .

Современные исследователи также подчеркивают решающее воздействие духовных и культурных факторов на модернизацию государства, а следовательно, и на характер его национальной силы.

Размышляем самостоятельно. По мнению выдающегося русского военного теоретика, писателя, историка, публициста, вынужденного эмигрировать после Гражданской войны из России, Евгения Эдуардовича Месснера (1891−1974), «в современных войнах, в которых присутствуют три измерения (война на земле, на море и в воздухе)… вспомогательным средством победы было ослабление духа вражеских армий и народа… А теперь к делу подходят методически и дают ему огромные размеры: душа вражеской армии, душа вражеского народа стали важнейшими стратегическими объектами; мобилизация духа собственного народа стала важнейшей задачей верховного стратега. Разложить дух врага и уберечь от разложения свой дух — вот смысл борьбы в четвертом измерении, которое сделалось более важным, чем три прочих измерения» .

Согласны ли вы с его утверждением? Обоснуйте ответ.

Таким образом, духовный фактор не только не потерял свое значение в XX в., но его роль значительно усилилась.

Национальный дух длительное время формировался под воздействием традиционной религии. Еще Л. С. Пушкин в «Заметках, но русской истории» писал: «греческое вероисповедание, отличное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой