Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы построения системы безопасности предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нет собственного персонала безопасности. В сфере деятельности микрои малого бизнеса у предпринимателей нет возможности за свой счет содержать специалистов в области безопасности, юристов, аудиторов и других работников. Тем не менее риски и угрозы существуют и в ряде случаев реализуются. Защита от них должна быть, иначе бизнес может быть утрачен. На практике реализована жизнеспособная схема… Читать ещё >

Принципы построения системы безопасности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Построение системы безопасности любого предприятия производится на основе общих принципов, связанных с теорией организации и теорией менеджмента, а также более частных принципов, связанных с особенностями реализации самих функций безопасности с учетом страновых, региональных, отраслевых и иных особенностей. Не менее важно, каким образом и в каких целях осуществляется создание самого предприятия, какие модели конкурентных стратегий используют топ-менеджеры в интересах исполнения миссии, какие принципы построения структуры самой компании они применяют.

И еще об одном важном обстоятельстве. Некоторые менеджеры полагают, что функция безопасности — это как раз та сфера, за счет которой можно и нужно экономить и достигать выгодной себестоимости работ, товаров и услуг. В равной степени этот принцип часто распространяется на подразделения PR, службы стратегического планирования, маркетологов, психологов и коучеров. Есть такой классический прием — в кризисных ситуациях начинать с экономии на внутренних расходах. С другой стороны, перефразируя известную британскую поговорку, важно не забывать, что дешевая безопасность всегда дорого обходится предпринимателю.

Система безопасности предприятия (организации) должна конструироваться на основе нескольких принципов.

  • • построение системы безопасности не может основываться на абстрактных умозаключениях индивидуумов;
  • • система безопасности должна быть:
    • — построена как защита от реально существующих и потенциальных угроз,
    • — не избыточной или недостаточной — она всегда должна быть достаточной,
    • — оптимальной, актуальной и динамичной — она не может быть созданной однажды и навсегда,
    • — профессиональной,
    • — понятной менеджменту своего предприятия,
    • — органично вписанной в структуру предприятия и его производственный процесс,
    • — осведомленной о своих внутренних и внешних клиентах, должна работать с ними на стабильной основе,
    • — соответствующей внутренней корпоративной культуре, она должна быть открыта для общения с персоналом;
  • • персонал предприятия должен доверять службе безопасности.

Для того чтобы указанные принципы могли быть реализованы изначально, важно, чтобы этим занимался квалифицированный профессионал (возможно, будущий руководитель этой службы или консультант). В тех случаях, когда к подобной работе привлекаются лица, не обладающие необходимыми компетенциями, формируются структуры, которые не в состоянии реализовать функцию безопасности в деятельности предприятия.

Вопрос выбора кандидатуры руководителя службы безопасности критически важен. Это должен быть не только приятный человек, но еще и профессионал, обладающий помимо специальных знаний также определенными качествами и опытом управленческой деятельности.

Вопросы практики

Сформулируем основные требования к личности менеджера службы безопасности. Он должен обладать:

  • • высшим образованием;
  • • авторитетом внутри и вовне организации, качествами безусловного лидера;
  • • знаниями, умениями и навыками опытного руководителя, способного управлять любыми, но численности коллективами;
  • • практическими знаниями в области безопасности;
  • • опытом управления сложными многофункциональными коллективами;
  • • способностями к инновационной деятельности;
  • • волевыми качествами;
  • • способностями к принятию управленческих решений в отведенное время;
  • • навыками организации работы в нестандартных ситуациях;
  • • навыками целевого общения с людьми и другими качествами.

Поясним некоторые из перечисленных качеств. В частности, наличие опыта руководящей деятельности исключительно важно. Исследования социальных психологов показывают, что человек, который до 40 лет не стал руководителем и не приобрел соответствующий опыт, уже не сможет выполнять управленческие функции. При этом он может оставаться хорошим специалистом. Опыт управления сложными многофункциональными коллективами не менее важен, ведь любая небольшая служба безопасности несет в себе несколько специальностей и ряд непохожих друг на друга направлений деятельности. Человеку, который ранее выполнял управленческие функции в однофункциональной сфере деятельности, бывает сложно, не имея устойчивых навыков, ориентироваться в новой, структурно более сложной среде задач. Такие специальности есть, к примеру общевойсковой командир в армии (организует взаимодействие видов и родов войск в боевой обстановке), начальник органа полиции (с внутриструктурными направлениями деятельности), руководитель следственной бригады, начальник оперативного подразделения спецслужбы. Важно уметь работать в нестандартных ситуациях, которые в бизнесе происходят практически ежедневно, своевременно принимать правильные управленческие решения, что удается далеко не многим. В ряде случаев люди действуют необдуманно или не могут принять решение вовремя.

Руководитель, отвечающий описанным требованиям, в состоянии будет выработать предложения по формированию службы безопасности, соответствующей специфике конкретного предприятия (организации). Безусловно, он должен действовать в рамках корпоративной культуры и принятых внутренних стандартов организационного построения компании. Если компания состоит из департаментов, управлений и отделов, то такие же названия будут носить подразделения службы безопасности. По этой же причине структура службы безопасности будет вписана в отношения отчетности, иерархии и контроля. Она также должна стать частью систем, гарантирующих внутри организации эффективную коммуникацию, координацию и интеграцию усилий всех подразделений.

Поэтому не так важно, по функциональному, дивизиональному или региональному принципу сконструировано само предприятие, будут ли связи с дочерними организациями осуществляться на матричной, горизонтальной, модульной или гибридной основе. Важно то, как сумеет вписаться в эти системы служба безопасности, какую роль ей отведут собственники и топ-менеджеры, какое определят финансирование и как она организует свою деятельность в любых условиях.

Рассмотрим несколько типовых примеров реализации функции безопасности.

Нет собственного персонала безопасности. В сфере деятельности микрои малого бизнеса у предпринимателей нет возможности за свой счет содержать специалистов в области безопасности, юристов, аудиторов и других работников. Тем не менее риски и угрозы существуют и в ряде случаев реализуются. Защита от них должна быть, иначе бизнес может быть утрачен. На практике реализована жизнеспособная схема — несколько малых предприятии иод эгидой торгово-промышленной палаты создают гильдию (иным путем достигают взаимного согласия) и заключают коллективный договор с одним лицом/компанией на представление своих интересов в области обеспечения безопасности (рис. 40.3).

Схема заключения коллективного договора гильдии с охранным предприятием.

Рис. 403. Схема заключения коллективного договора гильдии с охранным предприятием.

Минимум собственного персонала безопасности. В ряде случаев собственники нс намерены создавать собственные службы безопасности, предпочитая в штате компании содержать от одного до трех опытных специалистов, а основную деятельность по защите бизнеса от рисков и угроз строить на основе договоров с профильными предприятиями безопасности. В подобных случаях на аутсорсинг передают вопросы физической и инженерно-технической безопасности, инкассации, информационного обеспечения и консалтинга, коллекторской деятельности. При этом собственный немногочисленный персонал берет на себя мониторинг договоров, кадровую и информационную безопасность, взаимодействие с государственными органами (рис. 40.4).

Схема создания минимальной службы безопасности.

Рис. 40.4. Схема создания минимальной службы безопасности.

Максимум собственного персонала безопасности. Собственники и менеджмент крупных предприятий, объединений и корпораций, как правило, идут на создание собственных полноценных служб безопасности, которые насчитывают от нескольких десятков до несколько тысяч сотрудников. Такие мощные подразделения могут иметь вертикальную или функциональную структуру, центральный аппарат, находящийся в управляющей компании, и периферийную сеть, состоящую из служб безопасности дочерних компаний, зависимых компаний и филиалов. Во внешней среде, как правило, идет взаимодействие с государством и решаются разовые вопросы (рис. 40.5).

Схема создания полноценной службы безопасности.

Рис. 40.5. Схема создания полноценной службы безопасности.

Из мировой практики

Одна из крупнейших в мире частных компаний силового бизнеса (промышленность безопасности) — шведская компания Securitas ЛВ, которая существует уже более 80 лет. Она оказывает свои услуги клиентам в Северной и Южной Америке, Европе, Азии и Африке. Персонал корпорации превышает 300 тыс. человек.

В Российской Федерации сегодня на рынке услуг безопасности существует несколько тысяч самостоятельных юридических лиц, которые можно отнести к индустрии безопасности. Они оказывают частные охранные и детективные услуги, занимаются перевозкой (инкассацией) денежных средств и иных материальных ценностей, оказанием услуг по взысканию просроченной задолженности с юридических и физических лиц (коллекторские компании), проведением в интересах клиентов информационной и консалтинговой деятельностей (включая бюро кредитных историй), изготовлением многообразных технических средств защиты информации, собственности, а также оказанием сюрвейерских и иных услуг.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Расскажите об основных функциях, которые возложены на службу безопасности предприятия.
  • 2. Какие функции предприятия могут быть связаны с функцией обеспечения безопасности? Следует ли в данном случае проводить разграничение полномочий или организовывать взаимодействие?
  • 3. К каким сферам деятельности предприятия служба безопасности не должна иметь отношения? По каким причинам?
  • 4. Расскажите об основных принципах построения системы безопасности предприятия.
  • 5. Опишите и обоснуйте предпочтительную подчиненность службы безопасности предприятия: собственникам, топ-менеджеру или линейному менеджеру.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой