Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реформы и состояние образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для специальной подготовки специалистов по иностранным языкам в Москве, на Покровке было учреждено учебное заведение, которым руководил пастор Эрнст Глюк (ум. 1705). Детей бояр, служилых и торговых людей обучали греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и шведскому языкам. Обучение языкам занимало три четверти учебного времени. Остальное время отводилось на преподавание… Читать ещё >

Реформы и состояние образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Петровские реформы

В конце XVII — начале XVIII в. Россия пересматривает курс развития, в том числе в сфере образования, равняясь па западный опыт. По сути, происходил поворот к школе и педагогике Нового времени.

Ярким примером служит воспитание и обучение юного Петра I (1672−1725). До 10 лет будущий государь воспитывался даже более по-старому, чем сто старшие братья и отец. Его первый воспитатель — боярин Ф. П. Соковнин был убежденным старовером. Другой первый учитель — подьячий Никита Зотов обучал воспитанника грамоте, прошел с ним азбуку, часослов, псалтырь, Евангелие и Апостол, уроки русской истории. С 1683 г. начинается самообразование и иная выучка юного Петра. Под руководством иностранцев он учился математике, артиллерии, геометрии, фортификации, баллистике, кораблестроению. Тогда же Петр овладевает немецким и голландским языками.

Петр и его сподвижники предприняли попытку направить страну по общеевропейскому пути. Если ранее основным проводником просвещения было духовенство, то теперь главным орудием преобразований становится дворянство. Законом 1714 г. было установлено обязательное обучение для дворян: дворянин-подросток не мог жениться, пока не получал свидетельства об окончании курса в элементарной школе. Было заведено посылать за границу молодых людей (обычно дворян) для обучения корабельному и мануфактурному делу, военным наукам. По главным промышленным городам Европы были рассеяны десятки русских учеников. Многие молодые дворяне, а также прошедшие отбор сыновья купцов и крестьян вполне успешно осваивали заморские науки. Обязательное обучение не только давало дворянству некий запас научных знаний, по приучало к образованию, будило интерес к знаниям.

В России появились государственные школы различных типов. Реформа была одним из направлений преобразований Петра I. Школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными. В них не только готовили моряков, мастеровых, строителей, писарей и пр., по и давали общее образование (русский и иностранные языки, арифметика, философия, политика и пр.). По преимуществу создавались дворянские учебные заведения (для «знатных особо детей»). Но такой сословный принцип нередко нарушался, так что в новых учебных заведениях оказывались представители других социальных слоев.

Первым из созданных при Петре I учебных заведений была учрежденная в Москве школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне (1701). Фактически всей учебной деятельностью школы руководил Леонтий Филиппович Магницкий (1669−1739). Директором назначили Генри (Андрея Даниловича) Фарварсона — профессора Абердинского университета (Англия). С ним приехали еще два преподавателя. В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. До того как приступить к изучению этой программы, учащиеся могли пройти два начальных класса (русская школа и цифирная школа), где учили читать, писать (на основе гражданского алфавита) и считать. По штату в школе могло обучаться до 500 человек. Возраст учащихся — от 12 до 20 лет. Выпускали из школы по мере завершения подготовки или по запросам ведомств. Готовили моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или наемных квартирах, которые снимали. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь.

В 1715 г. старшие классы школы математических и навигацких наук были переведены в Петербург. На этой базе была организована Морская академия — военно-учебное заведение, где готовили к морской службе. По образцу навигацкой школы в Москве в 1712 г. были учреждены еще две школы — инженерная и артиллерийская.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале была создана хирургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся.

С 1721 г. при сибирских заводах стали создавать горные училища.

Для специальной подготовки специалистов по иностранным языкам в Москве, на Покровке было учреждено учебное заведение, которым руководил пастор Эрнст Глюк (ум. 1705). Детей бояр, служилых и торговых людей обучали греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и шведскому языкам. Обучение языкам занимало три четверти учебного времени. Остальное время отводилось на преподавание философии, истории, арифметики, географии. Училось до 50 школяров. Обучали бесплатно. Учредителем были разработаны пособия, но русской грамматике, географии, лютеранский катехизис, молитвенник в стихах. Использовался " Мир в картинках" Я. А. Коменского. Школа действовала 10 лет (1705−1715). После ее закрытия в Москве единственным учебным заведением повышенного образования осталась Славяно-греко-латинская академия, в которой в 1716 г. училось до 400 студентов.

В 1714 г. было положено начало созданию элементарных школ с математическим уклоном (цифирные школы). В них обучали арифметике и отчасти геометрии. Ученикам запрещалось жениться до тех пор, пока тс нс выучатся цифири. В качестве учителей цифирных школ в каждую губернию было послано по два выпускника Московской навигацкой школы и Морской Академии. К 1716 г. цифирные школы существовали в 12 городах, к 1722 г. — в 42 городах. В дальнейшем созданные как заведения для дворян и служилых людей, цифирные школы постепенно пришли в упадок. Многие дворяне и приказные не хотели посылать туда своих сыновей. Детей забирали насильно. В 1744 г. некоторые цифирные школы были присоединены к полковым гарнизонным школам.

Указами 1721 г. было введено обязательное духовное обучение для дьяков и подьячих, детей из церковного сословия. Согласно указу, те, кто уклонялся от такого обучения, не допускались к духовной и светской деятельности и могли идти только в солдаты. Ученики из духовного сословия уходили в цифирные и церковные архиерейские школы. В конечном счете цифирные школы слились с архиерейскими школами. Деятельность архиерейских школ определялась " Духовным регламентом" (1721), который составил Феофан Прокопович. В регламенте — современники оценили его как «гимн просвещению» — излагалась новая программа школьного обучения. Предусматривалось создание семинариумов — 8-летних духовных учебных заведений. Предписывалось открывать такие учебные заведения для детей духовенства при домах архиереев. Они должны были быть закрытыми учреждениями: семинаристов не отпускали к родным, «пока не обвыкнут» к школьной жизни. За проступки секли не только семинаристов, но и учителей. Отличительной чертой архиерейских школ было сочетание светской программы с религиозной. Семинариумы замышлялись как общеобразовательные гуманитарные заведения. В программу входили латинский язык, грамматика, история и география, арифметика и геометрия, логика или диалектика, риторика, физика, политика и богословие. Греческий язык давался в минимальном объеме. Богословие преподавали два последних года. Регламент предусматривал использование целесообразных дидактических приемов: ознакомление учащихся с общей характеристикой той или иной дисциплины в начале ее преподавания, установление межпредметных связей, например географии и истории («историю честь без ведения географского есть как бы с завязанными глазами по улице ходить») и пр. В отличие от старорусского аскетического воспитания, предусматривались систематические «игры телодвижные», постановка «акций и комедий», музыка во время праздничных трапез и др. У учителей были помощники из семинаристов, например авдиторы, занимавшиеся репетиторством отстававших товарищей.

Общее число духовных школ, открытых в 1721 — 1725 гг., не превышало 50. Хотя сыновей священников обязывали посещать архиерейские школы, духовное сословие избегало обучать в них своих детей, так как не принимало светской направленности программы обучения.

В созданных в начале XVIII в. учебных заведениях обучали на русском языке. Была усовершенствована азбука, чтобы облегчить усвоение родного языка. Использовались пособия зарубежных и отечественных авторов. Вместо «Часослова» и «Псалтыри» часто учили по «Букварю» Ф. Поликарпова (1701), книгам Ф. Прокоповича " Юности честное зерцало" и " Первое поучение отрокам" . Учебные пособия вводили латинский и греческий шрифты (для будущих переводчиков), содержали сравнения славянского, греческого и латинского языков, материал на общественно-бытовые, нравственные темы и пр. Популярностью пользовалась " Арифметика" Л. Ф. Магницкого — учебник, который был главным учебным пособием по математике до середины XVIII в.

Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. Закладывался фундамент для построения школьного дела на новых началах. Петровские реформы образования вызывали глухое и явное недовольство, которое подавлялось жестко и беспощадно. Недовольных не устраивало, например, разрушение традиций домашнего семейного воспитания. Новые гражданские учебные заведения брали на себя не только функции образования, по и воспитания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой