Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Категории педагогики. 
Педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако сегодня знаниевая модель не является универсальной. В современной системе обучения наметилось определенное противоречие между информацией, составляющей необходимые для усвоения знания, и психологическими возможностями учащихся. Для современной ситуации характерно лавинообразное накопление информации, которую необходимо освоить, чтобы ориентироваться в окружающих процессах. Появился даже… Читать ещё >

Категории педагогики. Педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многие термины в области педагогики произошли из греческого языка. Само слово «педагогика» означает воспитание и обучение подрастающего поколения. Изначально педагогом в Древней Греции называли раба, который за руку вел ребенка в школу. Постепенно в процессе эволюции функции этого человека были расширены, и педагогом стали называть человека, ведущего других по дороге жизни. С годами это определение уточнялось, конкретизировалось, но суть его сохранилась до сих пор: педагогика — это наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию личности человека. Она рассматривает содержание, формы и методы обучения, воспитания и образования.

Основными категориями педагогики соответственно являются обучение, воспитание и образование.

Обучение — важное средство образования и воспитания. Под обучением понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для непрерывного образования.

Базовыми понятиями педагогики являются «преподавание» (или научение) — деятельность тех, кто обучает, и «учение» — деятельность тех, кто учится.

Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования.

Современной педагогикой рассматриваются две модели обучения: знаниевая и компетентностная.

Знаниевая модель предполагает, что процесс обучения — это восхождение по трем ступеням, каковыми являются знания, умения и навыки (ЗУН) как вершина познавательного процесса.

Знания — это конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законы, правила, отражающие определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины. В целом знания раскрывают сложные отношения, возникающие в трех основных системах научного знания — науках о природе, человеке и обществе. Несмотря на их ведущую роль, знания являются не самоцелью, а лишь ступенькой, ведущей к организации деятельности.

Умения — это практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний, расширяя познавательные горизонты человека.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, т. е. производимые без особого контроля со стороны сознания. Из самого определения понятно, что навыки возникают в процессе длительных тренировок, при многократном повторении действий. Роль навыков в этом комплексе, часто называемом комплекс ЗУН, является ведущей, поскольку выход на этот уровень позволяет человеку выработать собственный стиль деятельности. Способность автоматически решать стандартные задачи дает возможность расширить оперативные возможности человека. Решая одну задачу на уровне бессознательного контроля, он может не только воздержаться от досадных ошибок, но и освободить сознание для осмысления новых модифицированных задач.

Однако сегодня знаниевая модель не является универсальной. В современной системе обучения наметилось определенное противоречие между информацией, составляющей необходимые для усвоения знания, и психологическими возможностями учащихся. Для современной ситуации характерно лавинообразное накопление информации, которую необходимо освоить, чтобы ориентироваться в окружающих процессах. Появился даже термин «период полураспада знаний», подразумевающий, что передаваемая в процессе обучения информация частично устаревает уже на этапе обучения. Такая ситуация требует определенной ревизии нормирования содержания образования, дидактических методов и средств.

Современные дидакты утверждают, что навык не способствует развитию творческих характеристик личности. Если человек обладает профессиональными навыками, это значит, что он просто «натаскан» на определенные ситуации и предметные операции, но жизнь слишком многогранна, и предсказать все ситуации невозможно.

Теряют актуальность и навыки, за исключением базовых. Во многом это связано с динамичностью окружающего мира: практически невозможно найти повторяющиеся ситуации, и в связи с этим распространенные способы решений (своеобразные клише, стереотипы) не могут служить серьезным подспорьем для принятия решений.

Существует точка зрения, что навык фиксирует сознание в определенных рамках, превращая специалиста в простейшее устройство, дублирующее стандартные операции. Поэтому на смену знаниевой модели, особенно в профессиональном образовании, приходит компетентностная. Она понимает цель образования как приобретение знаний, формирование практического опыта (умений) и приобретение некой инструментальной способности создавать из имеющегося багажа знаний и умений представления-трансформации, необходимые для успешного решения нестандартных задач. Основными понятиями компетентностной модели обучения являются компетентность и составляющие ее элементы — компетенции.

Компетентность понимается как интегративная характеристика специалиста, проявляющаяся в готовности и возможности, максимально полно используя личностные качества, на основе приобретенных знаний и сформированных на их основе умений творчески решать возникающие задачи. При этом компетентность представлена совокупностью компетенций, позволяющих очертить проблемные области, в которых компетентен специалист.

Компетенция — это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной предметной области. В то же время компетентность характеризуется уровнем или степенью успешности, с которой субъект способен реализовать сформированные у него компетенции при решении различных задач и проблем.

Предметные и проблемные области позволяют выделить достаточно широкий набор компетенций. Например, коммуникативная компетенция в числе прочих необходима специалисту, преимущественно ориентированному на общение с людьми. Технологические компетенции необходимы тем, кто специализируется в системе «человек — машина».

Притом что на наших глазах происходит смена образовательной модели, не стоит заблуждаться, что навыки стали «запретным» понятием в современной педагогике. Они по-прежнему остаются актуальными в процессе обучения, но уже не являются конечной целью познавательного процесса. Можно сказать, что знаниевая модель — это некий статичный набор знаний, умений и навыков, а компетентностная модель позволяет защитить учащегося от любых неожиданностей, так как является живой, динамичной, актуально подстраивающейся под изменяющиеся условия и конфигурации задач.

Процесс обучения имеет развивающую и воспитательную функции. Слово «развивающая» означает, что во время обучения происходит развитие, но обучение не влечет развитие автоматически, само собой; личность развивается только в процессе деятельности. Слово «воспитательная» тоже не автоматически вытекает из обучения. Кроме того, нужно отметить особую сложность реализации воспитательной функции, связанную с влиянием различных внешних факторов (семья, микросреда и т. д.), которые могут как усилить воспитывающий эффект, так и нивелировать его.

Можно сказать, что в процессе обучения человек получает образование, но нужно помнить, что на практике все эти процессы взаимообусловлены, т. е. один является следствием и причиной другого.

Образование обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень развития познавательных способностей человека, его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, которые в комплексе обеспечивают возможность непрерывного образования и повышения квалификационного уровня.

Главным отличием этого образовательного закона от Федерального закона «Об образовании» 1992 г. и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» стала перегруппировка уровней образования. Дошкольное образование включено в качестве первого уровня системы общего образования, а программы обучения в аспирантуре (адъюнктуре или ординатуре) теперь являются уровнем высшего образования и относятся к подготовке кадров высшей квалификации, а не к послевузовскому профессиональному образованию, прекратившему существование в качестве отдельного вида образования. Таким образом, сегодня система образования в Российской Федерации выглядит следующим образом.

Общее образование включает в себя:

  • — дошкольное образование;
  • — начальное общее образование (1—4 классы);
  • — основное общее образование (5—9 классы);
  • — среднее общее образование (10—11 классы).

Общее образование обеспечивает каждому человеку такие познавательные возможности, которые необходимы ему для гармоничного развития и являются базовыми для получения в дальнейшем профессионального образования.

В целом приобретаемые выпускником компетенции предполагают освоение социального опыта, некоторых видов деятельности и предметных знаний. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования ориентирован на освоение элементов научного знания и универсальных учебных действий. Последние понимаются как способность ученика организовывать свою познавательную деятельность.

Профессиональное образование включает в себя:

  • — среднее профессиональное образование;
  • — высшее образование (бакалавриат);
  • — высшее образование (специалитет, магистратура);
  • — высшее образование (аспирантура, подготовка кадров высшей квалификации).

Профессиональное образование в современных условиях ставит задачу формирования профессионала, обладающего набором компетенций, необходимых для реализации в выбранной профессиональной сфере. Образовательный стандарт предусматривает формирование общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций.

В зависимости от освоенного образовательного уровня набор компетенций подразумевает различную степень овладения профессией, обеспечивающую возможность решения различных квалификационных задач.

Дополнительное образование включает в себя:

  • — дополнительное образование детей и взрослых;
  • — дополнительное профессиональное образование.

Дополнительное образование детей и взрослых предполагает возможность для развития способностей за пределами профессионального интереса, позволяя реализовать образовательную цель по формированию разносторонне развитой личности. Основная идея этого образования — организация культурно-досугового просвещения. Дополнительное профессиональное образование взрослых включает в себя систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Профессиональное обучение предполагает подготовку представителей рабочей профессии высшей квалификации. Такое обучение сродни обучению в средневековой мастерской, оно ориентировано на передачу, «снятие с рук» определенных аспектов мастерства, профессиональных умений.

Образование — это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующим поколением социально значимого опыта. Содержание образования определяется триединым процессом, характеризующимся, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых — воспитанием типологических качеств личности, и в-третьих — умственным и физическим развитием человека.

Можно сказать, что образование — это овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Так, Н. Г. Чернышевский выделял три черты, характеризующие образованного человека: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.

Воспитание — составная часть образования, центральный процесс педагогики, обозначающий формирование личности или отдельных ее качеств в соответствии с тем идеалом, который задает общество. До перестройки образования главным было «выполнение социального заказа». Только сейчас высшая и средняя школа поворачиваются лицом к обучаемому. В воспитании обычно выделяют некоторые компоненты: формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Естественно, такое расчленение искусственно, поскольку воспитание является единым целостным процессом. Компоненты — это не категории, а скорее виды воспитания.

Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом. При этом акцент делается нс на содержании обучения, а на разработке целостной содержательной концепции педагогической системы, на формировании межличностных отношений, которые обеспечивают комфортные условия развития и эмоционально-нравственное воспитание. Для того чтобы успешно управлять педагогическим процессом, необходимо владеть методами воспитания, знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и в человеческом поведении, знать нравственные обязанности человека по отношению к другим и самому себе.

Как было сказано выше, основные категории педагогики — это обучение, воспитание и образование, но из приведенного рассмотрения вытекает представление о необходимости дополнения этого ряда. Наиболее часто мы использовали понятие «развитие», которое является одновременно и целью, и траекторией основных педагогических процессов. Дополнив три основных понятия четвертым, мы получим так называемый педагогический квадрат, углы которого назовем воспитанием, образованием, обучением и развитием.

Еще одна категория, без которой невозможно рассмотрение педагогического процесса, — э го общение. Общение лежит в основе передачи социального опыта и является одновременно основной целью, методом и результатом образования, воспитания и обучения. Вне общения невозможна и бессмысленна реализация педагогических процессов, так как сама идея задается обществом, реализуется им и в нем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой