Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Томас Мор и его «Утопия»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эдмунд Спенсер: «Королева Фей». Среди современников Сидни было немало талантливых поэтов, совмещавших литературу с активной государственной и иной деятельностью. Это Томас Уайетт (1503—1542), дипломат и блестящий лирик, разрабатывавший любовную тему, приближенный Генриха VIII; Генри Говард, граф Суррей (1516—1547), блестяще одаренный, смелый воин, наживший немало врагов в придворной среде… Читать ещё >

Томас Мор и его «Утопия» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Именно в Англии суждено было появиться Томасу Мору (1478—1535), автору «Утопии».

Мыслитель и политический деятель, сын перчаточника, выпускник Оксфорда, блестяще образованный, он стал одним из первых гуманистов. Его литературная деятельность началась с жизнеописания короля Ричарда III, основательного исторического сочинения, ставшего одним из источников великой шекспировской трагедии. Важным стало для Мора знакомство с Эразмом Роттердамским, который во время посещения Англии жил в доме Мора. В свою очередь, общение с Мором подвигло Эразма на создание его знаменитой «Похвалы глупости». Многогранный талант Мора был замечен, король Генрих VIII пригласил его ко двору, возвел в рыцарское звание; он стал спикером Парламента, а в 1529 г. — лорд-канцлером. Однако непреклонность Мора, убежденного католика, привела его к разладу с королем; Мор не поддержал политику короля в области Реформации, а позднее не признал законность брака с Анной Болейн. Он ушел в отставку, а затем был арестован, заключен в Тауэр и предан суду по обвинению в государственной измене.

Мор мог спасти себе жизнь, согласившись с Генрихом VIII. В тюрьму приходили жена и дети, чтобы уговорить его смириться. Но он стоял на своем. Суд, по приказу короля, приговорил его к казни. Сначала король избрал изуверский способ ее совершения — четвертование, но йотом «смилостивился», ограничившись огрублением головы. Даже на плахе Мор был спокоен и шутил, обращаясь к палачу: «Только смелей, не страшись своей работы, шея моя коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться». Спустя 400 лет после казни, в 1935 г. католическая церковь канонизировала Томаса Мора.

В посмертно изданном наследии Мора выделяется его ставшая всемирно знаменитой, написанная на английском языке книга «Утопия» (1516). Ее автор не был «кабинетным» гуманистом: активный участник общественной и политической жизни, он реально представлял положение дел в Англии, в том числе то бедственное положение, в котором оказалось крестьянство в результате так называемого «огораживания». Книга состоит из двух частей и строится в виде диалогов моряка Рафаила Гитлодея, участника экспедиции в Америку, рассказчика, и автора, игравшего скромную роль слушателя. В первой части описывается идеальная островная страна Утопия, расположенная на одном из островов, который посетил Гитлодей, во второй — идет речь о ситуации в Англии. В эпоху географических открытий рассказ Гитлодея нес печать известной достоверности; так что книга сделалась одним из первых образцов литературной мистификации.

В уста Гитлодея — а не слушателя из соображений безопасности — вложены суровые слова осуждения порядков в Англии: это и жестокость властей по отношению к беднякам, и смертная казнь за воровство, и обогащение богачей незаконными способами, и насильственный захват крестьянских земель, превращенных в пастбища для овец. В результате крестьяне оказывались лишенными средств к существованию и обрекались на нищенство и бродяжничество.

Главное же в книге — это изображение идеального общественного устройства на острове Утопия. Самый подобный неологизм, прочно утвердившийся в нашей лексике, был изобретен Мором как результат слияния слогов: и (нет) и topos (место), т. е., буквально, несуществующее место.

На концепцию Мора повлияли раннехристианские легенды об идеальной стране, о которых упоминает Платон. Среди возможных источников «Утопии» — известия об укладе индейских племен и общинном быте южнославянских народов (гипотеза академика М. П. Алексеева).

Итак, общество в «Утопии» базируется на всеобщем равенстве, отсутствии паразитических прослоек, труда граждан, ликвидации контраста между городом и деревней. Отсутствие «трутней» и бездельников позволяет справедливо распределять полученные продукты. В Утопии, по иреимуществу, сельскохозяйственный уклад, достаточно примитивные орудия труда. Утопийцы объединяются в своеобразные семьи (филы), во главе которых становятся сменяющиеся руководители (филарха). Деньги и драгоценности не имеют никакой цены; они служат лишь средством торговли с соседями. Сохраняется монархия, а религия выполняет функцию распространения исключительно нравственных ценностей. Главное — это то, что в Утопии отсутствует частная собственность, которая рассматривается как источник всех социальных невзгод.

Сегодня, в свете плодотворного исторического опыта, очевидны уязвимость и наивность ряда тезисов книги Мора: это касается и элементов «уравниловки», и отрицания частной собственности, и игнорирования всей сложности человеческой природы. Нереально само представление об идеальном обществе, лишенном противоречий и проблем, которые во многом остаются двигателями прогресса. Но сама мечта о лучшем устройстве жизни на земле вдохновляла и, наверное, будет вдохновлять поколения. Она стимулировала развитие утопической литературы и утопических тенденций (у Кампанеллы, Бекона, Рабле, Свифта, Вольтера и др.). Правда, XX в. убедил, что насильственные силовые попытки «загнать» людей в некие структуры фашистского, тоталитарного типа оборачивались трагедиями. А это вызвало к жизни новый жанр — антиутопию, с которым связана сложная проблематика, философская, политическая и эстетическая, к которой нам предстоит еще не раз обратиться.

Поэзия Сидни. За XVI в. закрепилось понятие «Золотой век английской поэзии». На литературном небосклоне одна из первых поэтических звезд — это Филин Сидни (1554—1586). Он принадлежал к аристократическому роду, много путешествовал по Европе, впитал в себя богатства ренессансной литературы, прежде всего, французской и итальянской. Был автором пасторально-рыцарского романа «Аркадия» (1583), оставшегося незавершенным.

В этом сложном, но композиции произведении, насыщенном приключениями, рассказывается, как два греческих принца, Му сидор и Пирокл, спасшиеся после кораблекрушения, наталкиваются в лесу на резиденцию царя Аркадии Базилиуса. Тот укрывался от опасного предсказания оракула. Принцы влюбляются в дочерей царя и переодеваются в женское платье, что приводит к разного рода драматическим недоразумениям. Но все заканчивается счастливым соединением молодых людей.

Главное сочинение Сидни — его сонетный цикл: «Астрофил и Стелла» (1580—1584), в котором налицо автобиографические мотивы. В цикл входит 108 сонетов, составляющих 11 песен. Астрофил (буквально «влюбленный в звезду») любит Стеллу, в которой угадываются черты Пенелопы Девре, сестры графа Эссекса, помолвленной с Сидни. Он проявил себя как блестящий мастер сонетной формы, которая приобрела исключительную популярность в английской поэзии и достигла одной из вершин у Шекспира. Стилистика Сидни — пример модного в то время «петраркизма». Поэт воспроизводит тонкие перипетии любовных переживаний, которые завершаются печально. Стелла безответна к чувству Астрофила.

Перу Сидни принадлежат также одни из первых в Англии опытов в области теории литературы: «Защита поэзии». В ней он развивает аристотелевский тезис о поэзии как о «подражании». Но поэт не просто «подражает» Природе, он ее украшает и облагораживает. Более того, будучи выше всех искусств, поэзия оказывает нравственно-воспитательное воздействие, принимая форму «наслаждения». Сидни повлиял на литературно-эстетическую мысль Англии, в частности, на Шелли, написавшего трактат иод тем же названием, в котором утверждает высокую миссию поэта.

Сидни был универсально одаренным: поэтом, дипломатом, военным, заметной фигурой при дворе. Участвуя в одной из военных операций в Голландии, которой Англия помогала в борьбе против Испании, Сидни получил смертельное ранение. Ему было всего 32 года.

Эдмунд Спенсер: «Королева Фей». Среди современников Сидни было немало талантливых поэтов, совмещавших литературу с активной государственной и иной деятельностью. Это Томас Уайетт (1503—1542), дипломат и блестящий лирик, разрабатывавший любовную тему, приближенный Генриха VIII; Генри Говард, граф Суррей (1516—1547), блестяще одаренный, смелый воин, наживший немало врагов в придворной среде и кончивший жизнь на плахе; также как и Сидни, он — выдающийся сонетист, создавший ту форму (abab, eded, efef, gg), которая утвердилась в английской ренессансной поэзии; наконец, Уолтер Рэли (1554—1618), воин, исследователь, флотоводец, писавший как стихи, так и прозаические сочинения, казненный уже при Якове I по обвинению в государственной измене. Как нетрудно убедиться (памятуя Томаса Мора), монаршее своеволие в законопослушной Англии приносило кровавые плоды.

Но, безусловно, самой выдающейся фигурой среди стихотворцев был Эдмунд Спенсер (1552—1599), на могиле которого было начертано: «Король поэтов». Сын торговца сукном, он благодаря знатным родственникам сумел окончить Кембриджский университет, получил звание магистра, приобрел широкие познания в области философии; в дальнейшем выполнял секретарские обязанности и пользовался покровительством у сильных мира сего. Дебютировал поэмой «Календарь пастуха» (1579), состоящей, по образцу Вергилия, из 12 эклог по числу месяцев в календаре. В них идеализированные пастухи рассуждают о любви, а также на нравственно-этические темы. Ориентировался он и на величайшего из своих предшественников, Чосера. При этом стих Спенсера обрел музыкальность, гибкость и пластичность.

Но классикой английской поэзии стала его поэма «Королева Фей», которая была задумана в 12 книгах, но автор успел написать только шесть. Поэма носила аллегорический характер, имела назидательные цели «воспитать джентльмена или знатного человека в добродетельных и благородных понятиях». В основе поэмы — сюжетные перипетии, связанные с романами о короле Артуре и его рыцарях. Действие происходит в фантастическом мире фей, великанов, идеализированных пастухов и пастушек и, конечно, рыцарей без страха и упрека. Поэма открывается описанием празднества в честь королевы фей Глорианы, в которой с очевидной настойчивостью воспеваются добродетели королевы Елизаветы. Во имя нее рыцари свершают героические деяния; каждому из них посвящена отдельная глава. В поэме просматриваются два плана: реально-событийный и иносказательный, аллегорический; а иногда и третий — мистический. Спенсер, воспевающий фантастические приключения, во многом созвучен Ариосто, его «Неистовому Роланду», сохраняя, однако, полную серьезность. В отдельных персонажах и ситуациях поэмы обнаруживаются отзвуки подлинных событий и известных лиц. В поэме сказалось высочайшее поэтическое мастерство Спенсера: он берет на вооружение особую строфу, состоящую из девяти строк (восемь стихов пятистопного ямба и один — шестистопного с расположением рифм: ababbcbcc). Это так называемая «спенсерова строфа», которую использовали романтики, в частности, Байрон в «Паломничестве Чайльд-Гарольда», Шелли в «Восстании Ислама». Он оказал влияние на Мильтона, а также Китса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой