Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности государственного строя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Племена индоариев, вытеснив племена мундов и дравидов из долины Ганга во 2-м тысячелетии до н.э., судя по древнеарийским текстам, представляли собой протогосударства, возглавляемые вождями. Из среды земледельцев-общинников постепенно выделялись сословные группы жрецов-брахманов, хранителей религиозных культов и правителей-кшатриев, выступавших в качестве верховных распорядителей общественного… Читать ещё >

Особенности государственного строя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Древнейшая культура Индии (до арийского завоевания) развивалась самостоятельно. Можно предполагать, что представители государственной власти, особые чиновники, взимали натуральные повинности с земледельцев-общинников, в этот же период времени возникло патриархальное рабство. Государство существовало в форме военной демократии, когда вождя племени выбирали на народных собраниях (самити). Название этих народных собраний сохранилось и при оформлении царской власти, когда царь являлся «владыкой мужей», «оком знания».

В результате арийского завоевания в Индии, как и в других странах Древнего Востока, была установлена восточная деспотия. Согласно учению брахман государственная власть имела божественное значение — царь и есть бог, поэтому его установления должны исполняться бесприкословно и немедленно, как исходящие непосредственно от божества. Позднее, в империи Маурьев, в соответствии с постулатами буддизма, царская власть стала олицетворять собой внешнее единство народа, в то время как внутреннее единство проявлялось в учении Будды.

Племена индоариев, вытеснив племена мундов и дравидов из долины Ганга во 2-м тысячелетии до н.э., судя по древнеарийским текстам, представляли собой протогосударства, возглавляемые вождями. Из среды земледельцев-общинников постепенно выделялись сословные группы жрецов-брахманов, хранителей религиозных культов и правителей-кшатриев, выступавших в качестве верховных распорядителей общественного достояния и получивших право наделять брахман объектами земельной собственности путем изъятия их из общественных земель.

Раджа (князь) — правитель Древней Индии — обладал верховной законодательной, исполнительной и судебной властью, но не религиозной властью, вследствие чего в управлении страной он был обязан учитывать мнения брахманов и строго подчиняться им. Это обстоятельство являлось отличительной особенностью древнеиндийской формы восточной деспотии, так как, в отличие от Древнего Египта, правитель не являлся богом и его власть носила земной, а не божественный характер. Раджан собирал с общинников ренту-налог (обычно шестую часть урожая), которая с развитием государственности постепенно превращалась в обязательную подать. Раджан возглавлял аппарат администрации, состоявшей в основном из его родственников, основными функциями которого являлись охрана полиса, управление им, судопроизводство и т. д. Однако власть правителей не была прочной, в некоторых государствах они избирались советами старейшин (квазиреспублика); в других — носила наследственный характер.

Повседневное управление страной осуществлялось с помощью бюрократического аппарата, на чиновничьи должности могли назначаться только представители варн брахманов и кшатриев. При раджане существовал совещательный орган, состоявший только из брахманов — паришад, который являлся центральным органом исполнительной власти, ответственным за принятие решений и проведение их в жизнь. Раджан не мог самостоятельно предпринимать никаких действий без совещания с членами паришада, в противном случае члены последнего имели право не только изгнать правителя, но даже приговорить его самого и всех его родственников к смерти. Кроме паришада при правителе был тайный совет из узкого круга доверенных лиц и совещательный представительный орган «раджа-сабха».

Центральный аппарат возглавляли семь или восемь министров из числа брахман, назначаемых царем (маитрипаришад). В бюрократическом аппарате особое место принадлежало главному судье, юридическому советнику царя, советнику по делам культа, который одновременно был воспитателем царских сыновей — верховному придворному жрецу (пурохита).

В Индийском государстве было три ведомства, выполнявших основные государственные функции: финансовое, военное, публичных работ. Для их управления существовал специализированный штат чиновников. Ведомство делилось на группы специализированных чиновников, каждая из которых отвечала за свой участок работы.

Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималось 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.

Руководство военнъш ведомством осуществлял Военный совет, состоявший из 30 человек. Военный совет распадался на шесть коллегий, каждую из которых возглавлял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из четырех родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.

Ведомство публичных работ в Древней Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых осуществляло ведомство орошения, в котором основные работы выполняли вайшьи, щудры и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды, то они освобождались от налогов на четыре-пять лет.

Особое устройство имело местное управление. Центральному аппарату подчинялись провинциальные органы власти, характер которых зависел от уровня развития, важности и отдаленности той или иной местности.

В Индии периода расцвета империи Маурьев существовало четыре-пять главных наместничеств, управление которых находилось в руках не только царского наместника, но и местной администрации.

Во главе каждого селения стоял староста, во главе 10 селений — десятский, 20 — староста, 100 — сотский, 1000 — тысяцкий. Они выполняли обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступлениями на территории этих селений.

Во главе каждого индийского города находились следующие органы власти: главный управляющий, ведавший всеми делами; городской совету состоявший из шести коллегий. Одна из них ведала ремесленно-промышленным производством, другая — торговлей иностранных купцов, третья следила за количеством населения в городах, четвертая регулировала торговлю и следила за порядком на торговых местах, пятая занималась торговлей текстильными изделиями, шестая — сбором с доходов от продаж, составлявшим 1/10 его часть.

Судебная система. В соответствии с религией брахманизма, правосудие представляло собой главнейшую функцию государства, поэтому высшая судебная власть принадлежала царю, который осуществлял ее совместно с советниками из числа брахманов. В свою очередь, к этим советникам царем назначались еще три брахманина, наиболее сведущие в священных книгах Ведах. Любой свободный человек, неудовлетворенный решением нижестоящего суда, мог обратиться в высший суд для повторного рассмотрения дела в целях достижения справедливости. При разрешении споров судьям предписывалось привлекать свидетелей, а при их отсутствии прибегать к клятвам и ордалиям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой