Конституционно-правовой статус парламента
Демократические конституции зарубежных государств за парламентом закрепляют главную его функцию — верховного законодательного органа государства. В-третьих, парламент, являясь необходимым звеном в системе разделения властей, обеспечивает сохранение определенного равновесия в ней, стабильность. Обладать определенной автономией в системе органов государства с тем, чтобы свободно осуществлять… Читать ещё >
Конституционно-правовой статус парламента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Парламент в зарубежных странах: понятие, социальные функции и полномочия
В большинстве стран законодательная власть осуществляется парламентом — общенациональным представительным выборным коллегиальным органом, работающим на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей.
Представительный характер парламента как выразителя интересов и воли народа определяется многими зарубежными конституциями. Так, Конституция Португальской Республики указывает, что Ассамблея Республики является собранием, представляющим всех португальских граждан (ст. ISO). В Люксембурге Палата Депутатов (парламент) представляет страну (ст. SO Конституции Великого Герцогства Люксембург).
Демократические конституции зарубежных государств за парламентом закрепляют главную его функцию — верховного законодательного органа государства[1].
Парламент — орган народного представительства и высший законодательный орган страны[2].
В западных демократиях понятие «парламент» связано с концепцией разделения властей и представительного правления. Опенка того или иного законодательствующего органа производится по нескольким параметрам: порядку формирования, полномочиям, характеру взаимоотношений с другими органами. Для того, чтобы орган мог считаться парламентом, он должен:
а) формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих.
«справедливое» представительство избирательного корпуса;
- б) его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом[3];
- в) обладать определенной автономией в системе органов государства с тем, чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей);
- г) свои полномочия в основном он должен реализовывать самостоятельно, а не путем передачи другим органам;
- д) входящие в его состав парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе.
Социалистическая наука конституционного права исходила из иной концепции места и роли высшего законодательного органа, поскольку он рассматривался как инструмент диктатуры рабочего класса для построения социалистического общества. Соответственно, при таком подходе западный парламент, достаточно независимый от избирателей и других органов, не мог оцениваться положительно. Собственные представительные и законодательные органы социалистического государства, построенные на иных началах, во многом противоположных, не рассматривались и не рассматриваются как парламент (и действительно таковыми не являются, и объединяют их в учебниках в одну группу условно).
Главная социальная функция парламента состоит в выработке и принятии законов. Однако наряду с этим, он выполняет и иные функции.
Во-первых, выполняя функцию представительства, принимая законы и иные решения, в идеале парламент должен выступать в качестве «индикатора» мнений электората. Вместе с тем публичность дебатов, а также возможности использования СМИ превращают парламент в орган, который сам формирует общественное мнение.
Во-вторых, парламент участвует в распоряжении государственными финансами, принимая бюджет и контролируя его выполнение.
В-третьих, парламент, являясь необходимым звеном в системе разделения властей, обеспечивает сохранение определенного равновесия в ней, стабильность[4].
- [1] Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник /М.Б. Смоленский, С. И. Рыбак. М.: Крокус, 2011. С. 102.
- [2] т Именно так он обычно и характеризуется в Конституциях. Например, ст. 41 КонституцииЯпонии 1947 г. гласит: «Парламент является высшим органом государственной власти иединственным законодательным органом государства».
- [3] Императивным мандат — система взаимоотношений депутата и избирателей, при которойдепутаты должны поддерживать постоянную связь с избирателями, были подотчетны и подконтрольны им. Избиратели, недовольные работой депутата, вправе отозвать его.
- [4] 42Я Андреева Г. Н. Указ. соч. С. 164.