Правила проведения семинара по социологии
Семинар — это основная форма учебных практических занятий, необходимая не столько для передачи студентам новых знаний, сколько для формирования у них новых навыков работы и закрепления материала, пройденного па лекции. Семинары возникли в античных школах и до сих пор предполагают обсуждение докладов учащихся или прочтение под руководством преподавателя источников по значимой проблеме. Поэтому… Читать ещё >
Правила проведения семинара по социологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • отличие семинара от других форм учебных занятий;
- • традиционные и нетрадиционные виды семинаров;
- • основные правила работы с письменными источниками на семинарах по социологии;
- • основные правила чтения докладов и проведения презентаций на семинарах по социологии;
- • основные способы закрепления и повторения пройденного учебного материала;
- • основные способы проверки знаний студентов;
уметь
- • выбирать из всех видов семинаров соответствующий уровню подготовки студентов и содержанию учебного курса;
- • проводить контрольное тестирование знаний студентов;
- • составлять социологические таблицы и диаграммы;
- • работать с документальными источниками на семинарах;
- • закреплять учебную информацию;
владеть
- • методикой закрепления и проверки знаний студентов;
- • способностью организовывать работу студентов на семинарских занятиях;
- • навыками составления графических схем, содержащих социологические данные.
Семинарская форма учебного занятия
Семинар — это основная форма учебных практических занятий, необходимая не столько для передачи студентам новых знаний, сколько для формирования у них новых навыков работы и закрепления материала, пройденного па лекции. Семинары возникли в античных школах и до сих пор предполагают обсуждение докладов учащихся или прочтение под руководством преподавателя источников по значимой проблеме. Поэтому на самих семинарах или в процессе подготовки к ним часто используются учебники и хрестоматии.
Семинары подразделяют на четыре типа.
- 1. Протосеминар — студенты читают текст и объясняют, как его поняли. Цель — развитие общих навыков обучения.
- 2. Простой (традиционный) семинар — студенты читают доклады, обсуждают их или дискутируют. Цели — углубление и закрепление имеющихся знаний, развитие профессиональных и общих компетенций. Важное условие — тема семинара не дублирует тему лекции, но дополняет ее.
- 3. Спецсеминар — студенты под руководством преподавателя разбирают социологические исследования. Тематику предлагает преподаватель и:
- • либо собирает студентов по каждой новой теме,
- • либо рассматривает с ними свои наработки по какой-то проблеме.
Цель — выработка исследовательских навыков в определенной тематической области.
4. Проектный семинар — студенты сами выбирают для себя тему исследования и постепенно проводят его под контролем преподавателя. Цели — выработка самостоятельного исследовательского подхода, применение полученных знаний на практике.
Самое сложное при организации групповой работы на семинарах — это обеспечение рабочим материалом и временем. Примерно 5 минут требуется на определение тем, еще 5 минут идет разбивка на группы, и 5 минут студенты определяются, кто чем конкретно будет заниматься в оставшееся время.
На семинарах вырабатываются важнейшие компетенции.
- 1. Систематизация информации из разных источников.
- 2. Критическая оценка позиций.
- 3. Выработка собственной позиции и умение аргументировано ее отстаивать.
- 4. Навыки рациональной дискуссии.
- 5. Решение поставленных проблем с использованием полученного знания.
- 6. Групповая работа.
Игровые виды семинаров
При всей своей простоте даже семинар традиционного типа имеет множество разновидностей, включая игровые.
1. Дискуссия. Студенты разбиваются на группы, готовятся, а потом спорят между собой по какой-то социальной проблеме.
Можно выбрать экспертов, которые наряду с преподавателем будут оценивать самых активных.
- 2. Игра с табличками. Например, на спину студента вешается листок с социологическим понятием. Студенту задаются вопросы, и, отвечая на них, он должен понять, какое слово написано на листке. Можно меняться табличками.
- 3. Угадывание личности. Например, па семинаре по истории социологии по отдельным идеям или цитатам нужно определить, какому социологу они принадлежат. Или можно составить собирательный образ представителя какого-то социального класса или субкультуры.
- 4. Пересказ опыта. Это ссылки на личные наблюдения, знания и переживания преподавателя и студентов. Например, семинар по социальной психологии можно начать с такого вопроса: когда вы в последний раз видели представителя девиантного поведения?
- 5. Анализ ситуаций. Студентам даются так называемые кейсы — реальные или придуманные случаи, которые надо проанализировать и обсудить. Хорошо при этом внести элемент конкуренции — предложить, например, случай, связанный с конкурентной борьбой между фирмами. Студенты должны не только вникнуть в ситуацию, но и суметь аргументировать свое мнение. В отличие от семинара-дискуссии при анализе ситуаций ставится проблема, которую необходимо решить.
Данные для кейса:
- • история проблемы;
- • лица и организации, затронутые проблемой;
- • суть проблемы;
- • дополнительное описание важных аспектов;
- • задание по кейсу, включающее в себя цель и вопросы.
Основные правила, которыми руководствуется преподаватель при проведении семинаров этого вида:
- • предварительно надо познакомить студентов с тем, как решаются подобные проблемы;
- • из предложенных вариантов решения проблемы выбирается один — самый лучший исходя из поставленных задач;
- • тема должна быть доступна для понимания студентов и потому неизбежно будет опираться па внутрии межпредметные связи.
- 6. Рисование. Иногда оно более целесообразно, чем написание эссе или контрольной работы. Например, можно раскрыть в картинках теорию бюрократии Макса Вебера, показать виды социальных конфликтов или обозначить этапы полевой работы социолога. Рисунки, состоящие из нескольких логически связанных изображений, хорошо демонстрируют причинно-следственные связи социальных процессов. Кроме того, можно использовать рисование для подготовки к тестированию или показать рисунок и спросить, что это значит.
- 7. Ролевая игра. Строится по заранее проработанному сценарию, допускающему массу импровизаций. Ее разновидности:
- • драматизация — конфликтное действие, наподобие театральной инсценировки;
- • персонификация — игровое перевоплощение студентов. Несколько студентов могут изобразить, например, великих социологов (Огюст Конт, Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Вильфредо Парето) и даже организовать идейный спор между ними;
- • интервьюирование — игра, в ходе которой один или несколько «актеров» отвечают на содержательные вопросы других;
- • воображаемая экскурсия;
- • моделирование ситуации — на семинаре по социологии международных отношений можно смоделировать в игровой форме, например, заседание Генеральной ассамблеи ООН. На политической социологии — заседание Государственной Думы, на котором обсуждается важный законопроект — скажем, об отмене смертной казни. Можно смоделировать город, когда разные студенты будут представлять разные городские учреждения, районы или слои населения с типичными для них позициями и проблемами.