Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Акты Европейского Суда по правам человека. 
Значение решений и постановлений Европейского Суда по правам человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все постановления делятся на ординарные и пилотные. Ординарные постановления принимаются ЕСПЧ по результатам рассмотрения большинства жалоб и содержат констатацию нарушения норм Конвенции. Пилотные постановления принимаются в исключительных случаях и содержат не только констатацию нарушения норм Конвенции, но и указание на выявленные системные нарушения в национальном законодательстве… Читать ещё >

Акты Европейского Суда по правам человека. Значение решений и постановлений Европейского Суда по правам человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Акт ЕСПЧ — это итоговое предписание суда, результат правосудной деятельности. Все акты ЕСПЧ необходимо делить на решения (decision) и постановления (judgment).

Решения — это акты, принимаемые единолично судьей, комитетом из трех судей, Палатой ЕСПЧ, но результатам рассмотрения/предварительного рассмотрения жалобы в случаях отсутствия критериев приемлемости и (или) наличия оснований прекращения производства по делу. Данные акты являются окончательными и вступают в силу в день их вынесения.

Постановления — это акты Комитета из трех судей, Палаты ЕСПЧ, Большой Палаты ЕСПЧ, принимаемые по результатам рассмотрения жалобы и объявления ее приемлемой (частично приемлемой), принятые по существу рассматриваемой жалобы.

Согласно ст. 33 Регламента Европейского суда по правам человека все решения и постановления Палаты доступны общественности. Однако доступ общественности к документу или какой-либо его части может быть ограничен в интересах морали, общественного порядка, национальной безопасности, интересах несовершеннолетних лиц и в целях защиты частной жизни.

Все постановления делятся на ординарные и пилотные. Ординарные постановления принимаются ЕСПЧ по результатам рассмотрения большинства жалоб и содержат констатацию нарушения норм Конвенции. Пилотные постановления принимаются в исключительных случаях и содержат не только констатацию нарушения норм Конвенции, но и указание на выявленные системные нарушения в национальном законодательстве и правоприменительной практике, а также конкретные предписания государству-ответчику для ликвидации таких системных проблем.

Мнение специалиста

В. Д. Зорькин указывает, что при вынесении пилотных решений используется возможность «нормативного» предписания, т. е. Европейский Суд по правам человека дает предписание законодателю о неизбежности внесения изменений в законодательство и правоприменительную деятельность.

Материалы практики

В первом для Российской Федерации пилотном постановлении ЕСПЧ от 15.01.2009 «Бурдов против России» № 2 (жалоба № 33 509/04) было указано, что государство-ответчик (Российская Федерация) обязано в пределах шестимесячного срока разработать и внедрить в правовое поле, учитывая принципы, закрепленные в Конвенции, эффективный механизм возмещения компенсации за неисполнение или несвоевременное исполнение решений национальных судов, т. е. ЕСПЧ дал четкое нормативное предписание законодателю, предусмотрев определенные санкции в случае его неисполнения и до момента исполнения.

Акты ЕСПЧ отличаются от национальных итоговых судебных постановлений как по форме и по содержанию, так и по юридической силе. Относительно формы и содержания отметим, что постановление должно содержать процедурную, фактическую и правовую части.

Мнение специалиста

А. X. Абашидзе указывает, что в содержании постановления должны быть общие сведения о рассматриваемом деле; подробно изложены фактические обстоятельства дела, имеющие отношение к делу нормы национального законодательства, выдержки из судебных решений и административных органов государства-ответчика по жалобе; детально исследованы все правовые вопросы, существенные для окончательных выводов суда.

В заключительной части постановления, как правило, содержатся декларативные предписания государству-ответчику. Здесь необходимо выделять три вида мер ответственности: выплата справедливой компенсации, индивидуальные меры (например, необходимость пересмотра дела на основании постановления ЕСПЧ) и меры общего характера (например, необходимость внесения изменений в законодательство для предотвращения подобных нарушений в будущем).

Значение актов ЕСПЧ состоит в том, что они оказывают воздействие не только на государство-ответчика по конкретной жалобе, но и на другие государства, в которых обнаруживается выявленная схожая проблема законодательства или правоприменительной практики. Фактически ЕСПЧ контролирует законное функционирование всех государств — членов Совета Европы, не вмешиваясь напрямую в их деятельность, указывает на обнаруженные недостатки, нарушающие права и затрагивающие законные интересы их граждан.

Мнение специалиста

О. А. Снсжко полагает, что постановления ЕСПЧ должны выступать в качестве ориентиров для совершенствования российского законодательства, и практика правозащитной деятельности всех судов РФ должна ориентироваться на европейские стандарты прав человека и порядок их реализации.

В теории и практике существуют различные позиции ученых относительно характера (обязательный/необязательный) актов ЕСПЧ, при этом на законодательном уровне обязательный характер такие постановления не имеют.

Материалы практики

В постановлении Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 21 указано, что для Российской Федерации постановления ЕСПЧ, принятые в отношении нашего государства, имеют обязательный характер для судов, все иные постановления данного суда являются рекомендациями, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении дел в национальных судах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой