Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Финансовые правоотношения: особенности и виды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российская Федерация и ее субъекты наиболее распространенная категория субъектов финансового права. Они представляют собой государство, т. е. суверенное общественно-территориальное образование, способное делать свои веления обязательными на определенной территории под страхом применения принудительных мер. Именно в качестве лица, способного делать свои веления обязательными для другой стороны… Читать ещё >

Финансовые правоотношения: особенности и виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, которые имеют властный характер и складываются в процессе осуществления публичной финансовой деятельности.

Финансовые правоотношения возникают и реализуются только в процессе формирования и использования публичных фондов денежных средств, т. е. осуществления публичной финансовой деятельности. Вступая в финансовые правоотношения, органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве носителей властных полномочий. Деятельность указанных органов направлена на реализацию публичных интересов, т. е. мы можем говорить о том, что финансовым правоотношениям присущ публично-правовой характер. Необходимо обратить внимание также на имущественный характер финансовых правоотношений. В качестве материальных благ в финансовых правоотношениях выступают: денежные средства, финансовые ресурсы, фонды денежных средств, а также иные объекты финансовых прав.

Характеризуя финансовые правоотношения, необходимо отметить, что они являются правовой формой реализации общественных отношений, складывающихся в процессе формирования и расходования государственных и муниципальных фондов денежных средств.

По кругу участников финансовые правоотношения делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными правоотношения признаются в том случае, если определенному правообладателю противостоит неопределенный или относительно определенный круг обязанных лиц. Например, правоотношение, существующее между государством и налогоплательщиками, в котором каждый гражданин или организация при наступлении определенных обстоятельств обязан уплатить налоги, а государство имеет право их взимать. Относительными правоотношения являются тогда, когда определенному правообладателю противостоит определенный носитель юридической обязанности. Так, при финансовом обеспечении на основе бюджетных смет складываются правоотношения между распорядителями бюджетных средств и их получателями, при этом в соответствующем финансово-плановом акте определены обе стороны.

В зависимости от присущей им функции, среди финансовых правоотношений следует выделить регулятивные и охранительные правоотношения. Учитывая, что основной функцией права является регулятивная, то среди финансовых правоотношений регулятивные занимают особое, господствующее положение. Охранительные же финансовые правоотношения выполняют вспомогательную роль, обеспечивая реализацию регулятивных отношений.

Дифференцируя финансовые правоотношения по содержанию, следует остановиться на простых и сложных правоотношениях. В простых правоотношениях одна сторона обладает финансовым правом, а другая несет финансовую обязанность. В сложных же правоотношениях обе стороны имеют финансовые права и несут финансовые обязанности. Следует отметить, что сложные финансовые правоотношения возможно разделить на несколько простых, при этом одно из них будет основным, а остальные производными. Например, в правоотношении по уплате налога основным будет правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить соответствующий налог, а налоговые органы осуществляют деятельность по его взиманию. Производными же в этом случае будут правоотношения по налоговому контролю, осуществляемому налоговыми органами, и налоговой отчетности.

Особое значение имеет классификация финансовых правоотношений в зависимости от характера общественных отношений, лежащих в их основе. Так, среди финансовых правоотношений следует выделить:

  • • бюджетные правоотношения;
  • • налоговые правоотношения;
  • • валютные правоотношения;
  • • правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления финансового контроля;
  • • кредитные правоотношения;
  • • страховые правоотношения;
  • • инвестиционные правоотношения;
  • • и другие.

Достижением намеченных целей финансовой деятельности являются финансовые результаты, имеющие публичный характер. Финансовые результаты деятельности физических лиц и организаций имеет иное значение. Они обычно выступают в роли объектов налогообложения.

Следует отметить, что разделение объекта финансовых прав на фонды денежных средств, финансовые ресурсы и расходы является условным. Так, оказать воздействие на фонд денежных средств мы можем только через источники его формирования (финансовые ресурсы) или через направления использования этих средств (расходы). Поэтому любое воздействие на финансовые ресурсы или расходы является воздействием на какой-либо денежный фонд. Самостоятельное значение могут приобрести только финансовые ресурсы в том случае, когда фонд денежных средств, источниками формирования которого они являются, не признается объектом финансовых прав.

В различных ситуациях один и тот же объект (денежные средства) может иметь значение либо финансового ресурса, либо расхода, либо финансового результата. Так, дотация для вышестоящего бюджета является расходом, а для нижестоящего — финансовым ресурсом. А прибыль для организации одновременно может являться как финансовым ресурсом, так и финансовым результатом.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по иным юридически значимым основаниям, но именно приведенные основания в познавательном плане имеют большое значение.

Теорией права принято при изучении правоотношения исходить из анализа его структурных элементов: объекта, предмета, субъектов и содержания.

Объектом финансового правоотношения являются действия участников финансового правоотношения, направленные на надлежащее исполнение своих публичных обязанностей, связанных с мобилизацией, распределением и расходованием соответствующих фондов денежных средств.

Предметом финансового правоотношения могут быть наличные и безналичные денежные средства.

Под содержанием финансового правоотношения следует понимать совокупность взаимных финансовых прав и обязанностей сторон (участников).

Субъективное финансовое право представляет собой возникшую в соответствии с нормами финансового права юридическую ситуацию, в силу которой одна сторона (правообладатель) имеет обеспеченную мерами финансового и иного государственного принуждения возможность потребовать от другой стороны (носителя финансовой обязанности) совершить определенные действия или воздержаться от них. Соответственно, финансовая обязанность — это возникшая в соответствии с нормами финансового права юридическая ситуация, в силу которой носитель юридической финансовой обязанности под страхом применения мер финансового или иного государственного принуждения должен по требованию правообладателя совершить определенные действия или воздержаться от них.

Некоторыми особенностями обладают финансовые права государственных органов и органов местного самоуправления. Для государственного органа или органа местного самоуправления все права, вытекающие из его задач и функций, не являются правами в классическом понимании. Государственный орган или орган местного самоуправления не может по своему усмотрению использовать или не использовать такие права. Используя их, государственный орган (орган местного самоуправления) исполняет возложенные на него обязанности перед государством и муниципальными образованиями. В связи с этим рассматриваемые финансовые права государственных органов и органов местного самоуправления могут быть условно названы «права-обязанности». Правоотношения, в которых реализуются указанные права государственных органов и органов местного самоуправления, следует рассматривать как трехсторонние, третьей стороной в них выступает государство или муниципальное образование. Именно таким образом реализуются большинство финансовых прав государства и муниципальных образований.

Реализация финансовых прав и обязанностей сторон представляет собой действия или воздержание от них, направленные на достижение целей соответствующего правоотношения. Реализация финансовых прав и обязанностей — это структурированный процесс, который имеет свое начало и окончание, разбит на определенные этапы, каждый из которых имеет свое логическое завершение в форме актов реализации финансовых прав и обязанностей. Финансовые права и обязанности реализуются с использованием специфических приемов и способов, которые присущи отдельным этапам этого процесса и в совокупности составляют механизм реализации финансовых прав и обязанностей.

Среди этапов реализации финансовых прав и обязанностей выделяются обязательные и необязательные. Так, например, рассматривая реализацию бюджетных прав Российской Федерации, следует выделить четыре основные этапа (стадии):

  • — составление проекта федерального бюджета;
  • — рассмотрение и утверждение федерального бюджета;
  • — исполнение федерального бюджета;
  • — рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.

Кроме того, в процессе реализации бюджетных прав Российской Федерации следует выделить необязательный этап — временное управление бюджетом.

Обязательные этапы реализации финансовых прав и обязанностей всегда присутствуют в этом процессе, и отказ от них недопустим. Необязательные же этапы реализации финансовых прав и обязанностей присутствуют не всегда, а только в особых, специально предусмотренных законом случаях. Отказ от обязательных этапов реализации финансовых прав и обязанностей является неправомерным и влечет за собой применение мер юридической ответственности. В свою очередь, если необязательный этап реализации финансовых прав и обязанностей будет иметь место без необходимых и достаточных оснований, то это также будет являться правонарушением.

Приемы и способы реализации финансовых прав и обязанностей являются средствами данного процесса.

В настоящее время существуют различные средства реализации финансовых прав и обязанностей, среди них особо следует выделить: соглашения сторон, властные предписания, финансовые планы, зачеты, финансово-правовые стимулы и ограничения, правовые рекомендации, меры финансово-правовой ответственности (финансовые санкции) и т. д. Средства финансовых прав и обязанностей могут иметь различные формы, будь то: договоры, финансовые акты, процессуальные акты и т. п.

Принято различать понятие «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения».

Субъект финансовых правоотношений — это реальный участник финансовых правоотношений.

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. которое потенциально может быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъекты финансового права обладают разной правоспособностью. В зависимости от содержания правоспособности выделяются несколько категорий субъектов финансового права:

  • — Российская Федерация;
  • — субъекты Российской Федерации;
  • — муниципальные образования;
  • — государственные органы и их должностные лица;
  • — органы местного самоуправления и их должностные лица;
  • — организации (российские и иностранные);
  • — граждане (российские, иностранные, лица без гражданства).

Российская Федерация и ее субъекты наиболее распространенная категория субъектов финансового права. Они представляют собой государство, т. е. суверенное общественно-территориальное образование, способное делать свои веления обязательными на определенной территории под страхом применения принудительных мер. Именно в качестве лица, способного делать свои веления обязательными для другой стороны, выступают Российская Федерация и ее субъекты в финансовых правоотношениях. Однако способность государства (Российской Федерации и ее субъектов) делать свои веления обязательными для других лиц ограничены его компетенцией, которая определяется Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами. Компетенция государства в области финансов, прежде всего, выражается в его субъективных правах: разрабатывать и утверждать бюджет, устанавливать и взимать налоги, проводить эмиссию денежных знаков и регулировать денежное обращение, осуществлять финансовый контроль и надзор, а также другие.

Признавая за государством в качестве ключевой роль носителя суверенитета, следует отметить и вторую роль государства, которая присуща ему в финансовых отношениях. Эта роль — собственника. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ст. 214 ГК РФ).

Финансовая правоспособность государства складывается из суверенных прав и прав собственника по отношению к государственной казне. Суверенные права государства закреплены в Конституции РФ, Бюджетном кодексе и Налоговом кодексе. Основу разграничения суверенных полномочий Российской Федерации и ее субъектов составляют ст. 71—73 Конституции РФ, ГК РФ (ст. 214) и Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020—1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Муниципальные образования, также как и государство, являются общественно-территориальными образованиями, однако властные полномочия они приобретают только в специально предусмотренных законом случаях, когда такие полномочия делегируются им государством.

Содержание финансовой правоспособности муниципальных образований включает следующие финансовые права:

  • — формировать и исполнять местный бюджет;
  • — устанавливать и взимать местные налоги и сборы;
  • — выпускать муниципальные займы;
  • — получать финансовую помощь из Федерального и региональных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов.

Ни государство, ни муниципальные образования не могут самостоятельно реализовывать принадлежащие им финансовые права и нести финансовые обязанности. Для достижения этих целей государство и муниципальные образования возлагают определенные функции и необходимые для их осуществления права на свои органы и их должностных лиц.

Поэтому правоспособность государственных и муниципальных органов, а также их должностных лиц является производной от правоспособности государства и муниципальных образований.

Основанием признания органа государственной власти или местного самоуправления субъектом финансового права является наличие у него компетенции в области финансов. Органы государственной власти являются коллективными субъектами финансового права и выступают в качестве уполномоченных представителей государства и муниципальных образований.

Органы государственной власти и местного самоуправления делятся на две категории: представительные и исполнительные. Представительные органы государственной власти и местного самоуправления от имени населения, проживающего на определенной территории, осуществляют общее руководство финансовой деятельностью государства и муниципальных образований, а также финансовый контроль за правомерностью и целесообразностью использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований. Исполнительные же органы государства и муниципальных образований непосредственно осуществляют деятельность по разработке и исполнению бюджетов соответствующих уровней, а также государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

Финансовые права муниципальных образований могут быть также реализованы путем прямого волеизъявления населения, проживающего на его территории.

Среди государственных органов следует особо выделить Центральный банк РФ (Банк России). Особенностью Центрального банка РФ является то, что он одновременно является и государственным органом и простым участником финансовых отношений (организацией). С другой стороны, Центральный банк РФ несет ряд обязанностей, которые не вытекают из его финансовой компетенции. В частности, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке (Банке России)» он обязан 50 процентов своей прибыли перечислять в доход федерального бюджета.

Организации являются коллективными субъектами финансового права, при этом отличными от своих участников (учредителей, членов). В финансовых правоотношениях все организации выступают в качестве юридических лиц. Структурные подразделения юридических лиц (филиалы и представительства) не имеют статуса юридического лица и действуют на основании доверенности. Содержание финансовой правоспособности организаций следует выразить в совокупности следующих финансовых прав и обязанностей:

  • • право на получение кредитов и целевых займов из бюджетов соответствующего уровня;
  • • право на предоставление государству и муниципальным образованиям кредитов и займов, а также финансовой помощи в иных формах;
  • • право на участие в бюджетном процессе путем направления в компетентные государственные и муниципальные органы своих пожеланий и предложений;
  • • право на получение компенсаций, дотаций, субсидий или субвенций в предусмотренных законом случаях из бюджетов соответствующего уровня;
  • • обязанности по уплате налогов и сборов;
  • • выполнение обязанностей налогового агента;
  • • обязанности предоставлять в налоговые органы предусмотренную законом информацию;
  • • и другие.

Организации в зависимости от их правоспособности неоднородны. Среди них в качестве специальных субъектов финансового права можно выделить: государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, а также кредитные и страховые организации. Специфика организационно-правовой формы или осуществляемой деятельности определяет расширенный характер их финансовой правоспособности.

Государственные и муниципальные учреждения, а также унитарные предприятия не являются собственниками принадлежащего им имущества, а осуществляют свою деятельность за счет средств, предоставленных учредителем, т. е. Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями. Таким образом, их финансовая правоспособность расширяется за счет права на получение бюджетных средств в порядке финансового обеспечения, а также несколько расширенных полномочий в сфере разработки и исполнения бюджетов, но при этом у них появляется и обязанность отчислять в соответствующий бюджет полученную прибыль.

Особенностью финансовой правоспособности кредитных организаций является то, что они наделяются государством властными полномочиями в сфере финансов. Так, коммерческие банки являются агентами валютного контроля, они осуществляют контроль за ведением кассовых операций другими организациями. Предоставляя кредитным организациям властные полномочия, государство вовлекает их в свою финансово-хозяйственную деятельность. Обусловлено это желанием государства использовать возможности коммерческих банков и иных кредитных организаций для более полного и своевременного внесения в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Специфика финансовой правоспособности страховых организаций проявляется в процессе осуществления ими обязательного страхования. Государство, стремясь обеспечить имущественные потребности своих граждан и юридических лиц, действующих на его территории, без использования собственных денежных средств, предусмотрело возможность осуществления обязательного страхования. Среди страховых организаций, задействованных в процессе осуществления обязательного страхования, следует особо выделить страховщиков, осуществляющих обязательное государственное и обязательное медицинское страхование, так как к ним предъявляются специальные требования с целью повысить степень их финансовой устойчивости.

Российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства являются индивидуальными субъектами финансового права — физическими лицами. Их финансовая правоспособность традиционно определяется через обязанности, например, уплачивать налоги и сборы. Однако содержание финансовой правоспособности физических лиц включает и ряд прав, в частности:

  • • право на получение в различной форме финансовой помощи из бюджетов соответствующего уровня;
  • • право на предоставление государству и муниципальным образованиям кредитов и займов, а также финансовой помощи в иных формах;

Следует отметить, что физические лица обладают неравной финансовой правоспособностью. Так, правом на получение финансовой помощи из бюджетов различного уровня, как правило, обладают только российские граждане. Обязанности иностранных граждан по уплате налогов ограничены их доходами, полученными на территории России, и имуществом, находящимся на ее территории. Содержание правоспособности лиц без гражданства определяется их местом жительства: если лицо без гражданства постоянно проживает в России, то оно обладает финансовой правоспособностью российских граждан, если же оно постоянно проживает за пределами России, то на него распространяется финансово-правовое положение иностранных граждан.

Финансовая дееспособность состоит из трех элементов: способности своими действиями использовать финансовые права, исполнять финансовые обязанности и нести финансово-правовую ответственность (финансовая деликтоспособность).

В зависимости от финансовой дееспособности всех субъектов финансового права следует разделить на две группы: полностью дееспособные и ограниченно дееспособные. Ограниченно дееспособные субъекты финансового права не несут финансово-правовой ответственности. К ним относятся государственные и муниципальные органы, их должностные лица, а также несовершеннолетние в возрасте до 16 лет. Так, за неправомерные действия государственных и муниципальных органов, а также их должностных лиц финансово-правовую ответственность будет нести государство или муниципальное образование. Вопрос о деликтоспособности несовершеннолетних безусловно решен только в налоговом законодательстве, которое определило, что физические лица несут ответственность только с 16 лет[1].

Объекты финансовых прав. Объектом права технически называется то, что подлежит господству лица как субъекта права. Применительно к финансовому праву объектами являются фонды денежных средств, а в случаях, специально предусмотренных в законе, также отдельные элементы фондов денежных средств, такие как финансовые ресурсы, расходы и финансовые результаты.

Под фондами денежных средств следует понимать совокупность денежных средств, расходование которых осуществляется для достижения одной цели.

Однако не все фонды денежных средств являются объектами финансовых прав. Они приобретают такое значение только тогда, когда цель, для достижения которой они создаются, получает законодательное закрепление или закрепление в финансово-плановых актах.

Названным требованиям в настоящее время отвечает ряд денежных фондов, например:

  • • бюджеты различных уровней;
  • • государственные и муниципальные внебюджетные фонды;
  • • фонд обязательного страхования;
  • • фонд оплаты труда;
  • • и другие.
  • 2

Фонды денежных средств, являющиеся объектами финансового права, следует разделить на два вида: централизованные и децентрализованные. Средствами централизованных фондов распоряжается одно лицо, либо несколько лиц, но обязательно согласуя свою волю. Средствами же децентрализованного фонда могут самостоятельно, отдельно друг от друга распоряжаться несколько лиц.

Финансовые ресурсы представляют собой источники формирования фондов денежных средств. Особую роль среди финансовых ресурсов государства и муниципальных образований играют доходы бюджетов. Среди них следует выделить: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные пожертвования.

Кроме бюджетных доходов государство и муниципальные образования обладают и иными финансовыми ресурсами, например, страховыми взносами по обязательному страхованию, внебюджетными доходами государственных предприятий и иными результатами финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, бюджетных организаций и учреждений.

Объектами финансовых прав могут быть не только финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, но и финансовые ресурсы других субъектов финансового права, в частности, доходы и иные результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций и граждан.

Расходами признаются направления использования средств денежных фондов. Расходы приобретают значение объектов финансовых прав только в том случае, если они находят отражение в финансово-плановых актах.

за пределы субъективных прав лица, их совершающего, или противоправными, т. е. противоречить требованиям закона.

Совершая противоправные действия, лицо выходит за пределы принадлежащих ему субъективных прав. Примером неправомерных действий в финансовом праве может служить уклонение от уплаты налогов, нецелевое использование бюджетных средств и т. п.

В финансовом праве среди правомерных действий следует выделить формальные действия (юридические акты) и неформальные действия (юридические поступки). Когда речь идет о юридических поступках, то в первую очередь следует отметить, что финансовое право безразлично к их форме, и поэтому они порождают финансовые права и обязанности независимо от того, в какой форме были совершены. К юридическим поступкам относятся: получение прибыли, приобретение имущества и т. д. Особенностью юридических актов является то, что финансовое право предъявляет особые требования к их форме, несоблюдение которой влечет либо их недействительность, либо их неправомерность. К юридическим актам относятся финансово-плановые акты, извещения налоговых органов о необходимости уплатить определенные суммы налога, налоговые декларации, постановления специально уполномоченных органов о применении финансовых санкций и т. п.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Каковы особенности финансово-правовых норм?
  • 2. Что понимается под диспозицией финансово-правовой нормы? Какова ее специфика?
  • 3. Каковы основания классификации финансово-правовых норм?
  • 4. Что понимается под уполномочивающей финансово-правовой нормой? Приведите пример такого рода нормы.
  • 5. Как соотносятся между собой материальные и процессуальные финансово-правовые нормы?
  • 6. Что такое финансово-правовая санкция? Какие виды финансово-правовых санкций Вы знаете?
  • 7. Какова специфика финансово-правовых отношений?
  • 8. Что понимается под объектом и предметом финансового правоотношения? Раскройте их содержание на примере конкретной нормы.
  • 9. Что понимается под субъективным финансовым правом?
  • 10. Каков круг субъектов финансовых правоотношений? Изобразите схематично их классификацию.
  • [1] См. ст. 107 нк РФ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой