Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личность как субьект социальных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индивид — это отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, носитель как биологических, так и социальных качеств. На Земле живет более пяти миллиардов человек, и каждый из них сочетает в себе не только типичные, распространенные в обществе социальные черты, но и уникальные, неповторимые. Все мы различаемся цветом кожи или разрезом глаз, ростом или телосложением, отпечатками… Читать ещё >

Личность как субьект социальных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первым социальным условием становления общества является личность. Понятие «личность» в социальных науках — одно из базовых. Несмотря на наличие множества других терминов («человек», «индивид», «индивидуальность»), они не являются взаимозаменяемыми. Их смысловые особенности в социальных науках хорошо различимы.

Человек (Homo sapiens) — родовое понятие, обозначающее высшую ступень развития живых организмов на Земле. Он прошел длительную эволюцию (антропосоциогенез), в процессе которой изменился не только его внешний облик, но и потребности, способности, деятельность, сформировались базовые человеческие качества: интеллект, память, эмоции, чувства, воля, без которых духовная жизнь человека была бы невозможна.

По своей природе человек — биосоциальное существо. Это значит, что как живой организм он включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В процессе длительной эволюции сформировался его мозг, нервная система, обусловившие стремительное развитие интеллекта. Строение руки и гортани способствовало возникновению членораздельной речи и помогало в процессе труда. Длительная зависимость от родителей позволяла освоить необходимый объем социальной информации: нормы общества, навыки деятельности, знания, опыт. Человек имеет передающуюся по наследству биологическую программу, он наделен инстинктами, рефлексами, помогающими ему адаптироваться к окружающей среде. Но жизнь в обществе привела к тому, что его социальная составляющая стала доминировать. Как и все живое, человек вышел из природной среды, но дальше всех оторвался от своей колыбели.

В последние годы генетики опубликовали ряд сенсационных открытий, помогающих пролить свет на происхождение человека. Расшифровав геном человека, ученые поразились его сходству с генами других живых существ: на 90процентов он совпадает с генами мыши, а от шимпанзе отличается только на один процент. Причем утрата нескольких важных генов (из тех, которые есть у шимпанзе) снизила иммунную защиту человека от бактериальных и вирусных инфекций, но одновременно сняла ограничение на развитие мозга.

Современная зоопсихология установила факт наличия у высокоразвитых животных зачатков интеллекта. Установлено, что обезьяны, дельфины могут осуществлять простые умственные операции, решать интеллектуальные задачи, требующие вовлечения механизмов памяти и концентрации внимания. Хотя животные могут пользоваться некоторыми предметами и да— же орудиями благодаря в основном механизму подражания, но они не способны создавать новые орудия и средства, позволяющие удовлетворять их потребности. Главное, что отличает самого обычного человека от самого высокоразвитого животного, — способность человека к творчеству.

В отличие от животных, ориентация человека в окружающем мире определяется не инстинктами, а сознательно выбираемыми целями и ценностями. Ребенок наследует запас генетической информации через строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатки. Но его природные задатки развиваются и реализуются только в обществе. Животное просто приспосабливается к окружающему миру либо погибает, человек же способен изменить не только окружающую среду, но и самого себя: Эти характеристики он приобрел в обществе, и социальная «составляющая» в нем преобладает.

Именно она представляет наибольший интерес для социальных наук и обозначается понятием «личность».

Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Человеком рождаются, а личностью становятся. Однако ошибается тот, кто полагает, что личность — это обязательно положительный или выдающийся человек. Такое мнение распространено в обыденной жизни, но с научной точки зрения оно неверно. К новорожденному ребенку термин «личность» еще не применим, хотя в каждом новорожденном ребенке уже заложены некоторые предпосылки личности — природные задатки. Главное условие и решающий механизм становления личности — освоение им мира вещей и социальных отношений, в которых воплощена деятельность предшествующих поколений людей. Личность начинается с момента осознания человеком себя и с началом сознательного соотнесения своих действий с принятыми нормами, а формирование личности продолжается всю жизнь вместе с развитием общества и культуры. Поэтому можно говорить как о выдающейся личности, воплотившей в себе яркие общечеловеческие и индивидуальные характеристики, так и о личности преступника, алкоголика, террориста или бомжа. Препятствием к тому, чтобы быть личностью, для взрослого человека являются только необратимые органические поражения мозга.

Индивид — это отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, носитель как биологических, так и социальных качеств. На Земле живет более пяти миллиардов человек, и каждый из них сочетает в себе не только типичные, распространенные в обществе социальные черты, но и уникальные, неповторимые. Все мы различаемся цветом кожи или разрезом глаз, ростом или телосложением, отпечатками пальцев, походкой, а также чертами характера, системой ценностей — своим внутренним миром. Это своеобразие, то, чем мы отличаемся от других людей, называется индивидуальностью.

Каждый человек одновременно является личностью, индивидом и индивидуальностью.

К примеру, Л. Н. Толстой в образе князя Андрея Болконского показал типичные черты русского человека из высшего общества — образованного, обладающего светскими манерами, патриота, дворянина. Эти качества характеризуют его как индивида.

Кроме того, князь Андрей — яркая индивидуальность, что позволяет нам выделить его среди других персонажей и запомнить. Его характер сформировался под воздействием как социальных условий, так и жизненных личных обстоятельств, сопровождавшихся раздумьями, переживаниями, индивидуально вынесенными уроками. Он запомнился нам как человек честный, благородный. Вторжение французов воспринял как личную трагедию, был смел и отважен в борьбе с захватчиками. Пройдя через суровые испытания, не ожесточился, сохранил в сердце добрые человеческие качества — тоску по малой родине, нежные чувства к любимой женщине.

Типичные социальные характеристики и индивидуальные качества героя позволяют нам зашючить, что он — зрелая личность с активной социальной позицией.

Таким образом, человек предстает перед нами в единстве природных и социальных, индивидуальных и типичных характеристик.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой