Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психотехнология как фактор регуляции личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время все большее развитие получают различные психологические приемы и способы осознанной регуляции и саморегуляции психических процессов и состояний, формирования свойств и качеств личности, решения личностных и социальных проблем, управления формированием, которые в своей совокупности имеют статус психологических технологий (психотехнологий). Исходным пунктом всякой психотехнологии… Читать ещё >

Психотехнология как фактор регуляции личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существенным в анализе психотехнологии как социального явления является то, что широкое распространение психотехнологий являет собой новый уровень индивидуальной и социальной рефлексии, осознание того, что, в частности, каждый человек способен самостоятельно и эффективно регулировать свои психические процессы и состояния, формировать желательные свойства и качества, целенаправленно и продуктивно выстраивать отношения с окружающими. Стихийный процесс жизни, по существу бессознательный в важнейших своих моментах, каким он по преимуществу был до сих пор для большинства людей, становится сознательным самостроением для значительной части социума. Практическое применение различных психотехнологий позволяет стать индивиду и группе личностно и социально благополучными, проживая жизнь интенсивно, наполненно, в позитивном эмоциональном ключе, раскрывая свои глубинные потенциалы.

Уже сейчас можно говорить о том, что овладение различного рода психическими техниками регулирования и саморегуляции и их систематическое применение является именно тем личностным и социальным резервом, активизация которого способна привести к качественному изменению жизни конкретной личности и группы. Приложение соответствующих психотехнологий к процессу обучения в спорте, тренировке, способно резко повысить скорость и эффективность обучения и тренировочного процесса, кардинально улучшить результаты спортивной деятельности. Таким образом, психотехнологии имеют большое будущее в спортивной практике.

В настоящее время все большее развитие получают различные психологические приемы и способы осознанной регуляции и саморегуляции психических процессов и состояний, формирования свойств и качеств личности, решения личностных и социальных проблем, управления формированием, которые в своей совокупности имеют статус психологических технологий (психотехнологий).

Исходным пунктом всякой психотехнологии являются определенные сознательные действия, хотя точкой приложения этих усилий может быть и психика, и тело.

Психотехнологии могут иметь разные стратегии использования. Они могут быть применены лишь однажды (для решения острой проблемы), могут использоваться время от времени (по мере возникновения необходимости), а могут быть актуальным принципом жизни, принципом саморазвития, достижения целей при постоянном использовании. Например, в одном случае в ситуации душевного кризиса человек ищет помощи у психотерапевта, гипнолога, психоаналитика, в другом — субъект или группа людей, освоив некоторую медитативную технику или методику аутотренинга, используют их периодически для решения каких-либо проблем, релаксации или достижения состояния спокойствия, уверенности. Если речь идет об использовании психотехнологий на постоянной основе, то встает вопрос о тактических, стратегических целях этих практик.

Постоянное применение психотехнологий открывает перспективы качественного изменения жизни личности, группы. При этом, если, например, речь идет об индивидуу ме или тренинговой группе, систематически используется некоторая интегративная психотехнология (или их комплекс): аутотренинг, самоанализ, рационализация. медитация, нейролингвистическое программирование, визуализация. дыхательная гимнастика, что создает основу для постоянного личностного роста и поддержания некоторого уровня общего позитивною состояния. В рамках интегративных техник могут отрабатываться методы специфического саморегулирования или формироваться определенные качества личности, психические состояния, т. е. используются целевые психотехнологии. В данном случае, если выработан какой-либо навык саморегулирования, он может быть применен, например, для сохранения спокойного и работоспособного состояния в процессе тренировки или соревнования, несмотря на стрессовое воздействие, или для принятия адекватного решения в ситуации выполнения решающей попытки и в условиях дефицита времени. При этом регулярные занятия по какойлибо психотехнологической системе обусловливают в принципе более высокий адаптивный уровень в отношении любых стрессовых ситуаций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой