Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коллективные технологии взаимопомощи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потлач мог принимать разные формы, распространяться на различные взаимодействия между людьми. Свидетельства тому находим в трудовой деятельности у народов Океании. Коллективная форма потлача была описана Маргарет Мид в работе «Пол и темперамент в трех примитивных обществах» (1935). Мид исследовала племена горных народов Новой Гвинеи, арапешей. Огородничество — основа их экономической жизни… Читать ещё >

Коллективные технологии взаимопомощи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коллективные технологии помощи связанны с институтом потлача, дара, который известен у многих древних народов. Суть данного механизма помощи заключается в том, что во время значимых для субъекта событий ему оказывается дар в виде различных материальных объектов. Однако в дальнейшем это дар требует ответного дара, причем с избытком.

Как пишет М. Мосс, «процент общего „избытка“ колебался от 30 до 100 в год. Даже если за оказанную услугу человек получает одеяло от своего вождя, он вернет ему два по случаю свадьбы в семье вождя, возведения на трон сына вождя и т. д. Вождь же, в свою очередь, отдаст ему все вещи, которые он получит во время ближайших потлачей, когда противоположные кланы возместят ему его благодеяния».

Таким образом, потлач можно рассматривать как прообраз ранней формы страховой помощи, когда один член сообщества мог получить возмещение затрат от другого, причем в этом случае помощь-возмещение носила императивный характер.

«…В Меланезии, в Полинезии дары циркулируют вместе с уверенностью, что они будут возмещены, имея в качестве „гарантии“ силу даваемой вещи, которая сама есть эта „гарантия“. Но в любом обществе природа дара обязывает к определенному сроку. Из самого определения явствует, что совместная трапеза, раздача кавы, уносимый талисман не могут быть возвращены немедленно. Необходимо „время“, чтобы осуществить любую ответную поставку. Понятие срока, таким образом, логически присутствует, когда речь идет о нанесении визитов, брачных договорах, союзах, заключении мира, прибытии на регулярные игры и бои, участии в тех или иных праздниках, оказании взаимных ритуальных и почетных услуг, „проявлениях взаимного уважения“ — любых явлениях, обмениваемых одновременно с вещами, становящимися все более многочисленными и дорогими по мере того, как эти общества становятся богаче», — отмечает Мосс.

Потлач мог принимать разные формы, распространяться на различные взаимодействия между людьми. Свидетельства тому находим в трудовой деятельности у народов Океании. Коллективная форма потлача была описана Маргарет Мид в работе «Пол и темперамент в трех примитивных обществах» (1935). Мид исследовала племена горных народов Новой Гвинеи, арапешей. Огородничество — основа их экономической жизни. Совместная обработка огородов, причем не только на своей земле, но и на земле родственников, позволяла арапешу получать урожай не только из огорода, «непосредственно принадлежащего ему, но и из огородов, разбросанных по округе, находящихся на землях его родственников под покровительством их предков». Таким образом, если урожая не было в одном месте, он компенсировался в другом. Отсюда выстраивалась архаическая система социальной и экономической безопасности.

По сути, это были древнейшие технологии социального страхования, которые принимали различные формы у архаических народов, при этом выстраивались механизмы перераспределения на основе меры и доли участия в трудовой деятельности, а также на основе процессов социального межгруппового взаимодействия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой