Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы развития машиностроительной отрасли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем, физический износ и функциональное устаревание основных фондов в машиностроении сохраняется в диапазоне 45—53%. Выбытие основных фондов идет с темпом 1,0—1,4% в год, тогда как годовой темп обновления технологической базы составляет 11,2—13,7%*. Деградацию основных фондов машиностроения, достигшую критической отметки (средний возраст парка российского машиностроения составляет 13 лет… Читать ещё >

Проблемы развития машиностроительной отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На текущий момент существует ряд следующих проблем в машиностроении, создающих порочный круг: изношенные фонды — низкое качество выпускаемой продукции — низкая конкурентоспособность — низкие объемы продаж — недостаточные обороты по финансам — нехватка денежных средств на обновление оборудования. Как следствие — отсутствие возможностей не только для инноваций, но и для сохранения темпов роста производства на достаточно высоком уровне.

Объем инвестиций в основной капитал в машиностроительной отрасли в 2015 г. увеличился по сравнению с 2014 г. на 10,4% (до 449,6 млрд руб.), хотя абсолютный объем инвестиций по-прежнему невысок. Инвестирование средств в российское машиностроение оказывается менее привлекательным, особенно по сравнению с предприятиями отечественного топливно-энергетического комплекса. Однако доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2015 г. увеличилась по сравнению с 2014 г. с 2,8 до 3,0%.

В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования рост объемов инвестиций составил 35,8%. В производстве машин и оборудования инвестиции увеличились на 18%, хотя в производстве транспортных средств и оборудования, напротив, они сократились на 1,2%.

К сожалению, приходится констатировать, что в нынешнем состоянии предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. По оценкам экспертов, на мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских машиностроительных компаний.

Между тем, физический износ и функциональное устаревание основных фондов в машиностроении сохраняется в диапазоне 45—53%. Выбытие основных фондов идет с темпом 1,0—1,4% в год, тогда как годовой темп обновления технологической базы составляет 11,2—13,7%*.

В России доминируют третий (свыше 50%) и четвертый (около 32—34%) технологические уклады. Удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу, возникшему в развитых странах еще в 1990;е гг., составляет лишь 8%. Шестой технологический уклад, уже формирующийся в развитых странах в настоящее время, с активным применением биотехнологий, нанотехнологий, генной инженерии, мембранных и квантовых технологий, микромеханики, термоядерной энергетики, начнет формироваться в России только к 2020 г.

Таким образом, к числу основных системных негативных факторов, создающих в машиностроении масштабный системный кризис, необходимо отнести:

  • • деградацию основных фондов машиностроения, достигшую критической отметки (средний возраст парка российского машиностроения составляет 13 лет; доля оборудования старше 15 лет в общем объеме производственных фондов в 2013 г. составила 33%);
  • • технологическое отставание России от передовых стран, в первую очередь в станкостроительной сфере;
  • • низкое качество продукции, высокие производственные издержки (металлоемкость, энергозатраты, транспортировка), а также низкую рентабельность производства и, как следствие, недостаток оборотных и инвестиционных средств для развития;
  • • опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий (годовой индекс цен в электроэнергетике составляет около 128%, в топливных отраслях — более 120%, в то время как в машиностроении он ниже — 110%);
  • • отсутствие стандартов выпускаемой продукции, приведенных к международным требованиям;
  • • недостаточную структурированность ряда отраслей внутри самого машиностроительного комплекса;
  • • низкую конкурентоспособность российской машиностроительной продукции на внутреннем и внешнем рынках и низкую инвестиционную привлекательность машиностроения (как следствие изложенных выше факторов) и т. д.

Еще в начале века академик С. Ю. Глазьев к перспективным отраслям машиностроения отнес атомное машинои ракетостроение. Также Россия борется за сохранение 2%-го мирового рынка гражданских судов и 20%-го рынка — в военном судостроении (оно занимает в России большую долю рынка судостроения), хотя некоторые специалисты считают такие прогнозы несколько оптимистичными.

Тем не менее следует констатировать, что, несмотря на все существующие проблемы и трудности, обусловленные наличием системных причин, усугубленных введением режима санкций в отношении России, в стране имеются все необходимые условия для опережающего развития машино-[1]

строения: собственные энергетическая и сырьевая база; научный, интеллектуальный, производственный и иные потенциалы.

  • [1] Промышленность России — 2014 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой