Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика факторного анализа прибыли от продаж

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку он позволяет принимать обоснованные управленческие решения относительно объемов продаж, себестоимости и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с тем необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджера имеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций-конкурентов… Читать ещё >

Методика факторного анализа прибыли от продаж (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прибыль от продаж — это важнейшая составная часть прибыли до налогообложения. В форме «Отчет о финансовых результатах» этот показатель отражается по стр. 2200, в бухгалтерском учете — на счете 90 «Продажи» .

Прибыль от продаж зависит от трех основных факторов:

  • • количества реализованной продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента);
  • • уровня себестоимости единицы продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента). В современных условиях себестоимость в течение отчетного периода изменяется в связи с инфляцией, поэтому при планировании и анализе в расчет принимаются средние показатели себестоимости единицы продукции;
  • • уровня цен, по которым реализуются конкретные виды продукции. При планировании и анализе необходимо использовать средние цены на единицу продукции.

В экономической литературе предложены многочисленные варианты методик факторного анализа прибыли от продаж (В. В. Ковалев, Е. В. Негашев, Г. В. Савицкая, А. Д. Шеремет). Их изучение позволило нам выделить два основных подхода к факторному анализу рассматриваемого показателя:

  • 1) анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов — объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции — по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);
  • 2) анализ основывается на информации, содержащейся в форме «Отчет о финансовых результатах», так называемый экспресс-анализ.

Для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку он позволяет принимать обоснованные управленческие решения относительно объемов продаж, себестоимости и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с тем необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджера имеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций-конкурентов.

Рассмотрим на примере первый вариант анализа (табл. 10.10).

Таблица 10.10

Расчет выручки и прибыли от продаж по конкретным позициям номенклатуры продукции

Виды продукции.

Средняя цена единицы продукции у изготовителя, руб.

Средняя полная себестоимость единицы продукции, руб.

Количество реализованной продукции, тыс. шт.

Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб.

Полная себестоимость продаж, тыс. руб.

Прибыль от продаж, тыс.

руб.

5 (2? 4).

6 (3? 4).

7(5−6).

За предыдущий период.

А.

30 000.

24 000.

Б.

120 000.

96 000.

24 000.

В.

48 000.

44 000.

Г.

50,5.

53 000.

50 500.

Итого.

X.

X.

X.

251 000[1]

214 500[2]

36 500[3]

За отчетный период.

А.

52 500.

42 000.

10 500.

Б.

150 000.

132 000.

18 000.

В.

63 000.

54 000.

Г.

66,3.

54,7.

66 300.

54 700.

11 600.

Итого.

X.

X.

X.

331 800[1]

282 700[2]

49 100[3]

Примечание. Итоговые показатели за предыдущий и отчетный периоды должны соответствовать информации, представленной в форме «Отчетофинансовых результатах» :

Приведем формулы расчета показателей, указанных в табл. 10.10.

Выручка (нетто) от продаж:

  • • базовый вариант: Методика факторного анализа прибыли от продаж. тыс. руб.;
  • • отчетный вариант: Методика факторного анализа прибыли от продаж. тыс. руб.

Полная себестоимость реализованной продукции:

  • • базовый вариант: Методика факторного анализа прибыли от продаж. тыс. руб.;
  • • отчетный вариант: Методика факторного анализа прибыли от продаж. тыс. руб.

Прибыль от продаж:

• базовый вариант:

Методика факторного анализа прибыли от продаж. 36 500 тыс. руб.;

• отчетный вариант:

Методика факторного анализа прибыли от продаж. 49 100 тыс. руб.

Здесь применяются следующие условные обозначения: Методика факторного анализа прибыли от продаж. количество проданной продукции в базовом и отчетном периодах, тыс. шт.; Методика факторного анализа прибыли от продаж. — цена единицы продукции в базовом и отчетном периодах, руб.; Методика факторного анализа прибыли от продаж. — полная себестоимость единицы продукции в базовом и отчетном периодах, руб.; Методика факторного анализа прибыли от продаж. — прибыль от продаж в базовом и отчетном периодах, тыс. руб.

В этом примере прибыль от продаж в отчетном периоде больше на 12 600 тыс. руб., чем в предыдущем.

Рассчитаем влияние трех основных факторов.

1. Влияние на прибыль изменения количества реализованной продукции.

Влияние количественного фактора по методу цепных подстановок рассчитывается при базовых значениях двух качественных факторов (цены и себестоимости):

  • — по изделиям группы, А = (3500 — 3000)? (10 — 8) =+1000 тыс. руб.;
  • — но изделиям группы Б количество реализованной продукции не изменилось;
  • — по изделиям группы В = (900 — 800)? (60 — 55) = 500 тыс. руб.;
  • — по изделиям группы Г количество реализованной продукции не изменилось.

Итого по первому фактору = +1500 тыс. руб.

2. Влияние на прибыль изменения полной себестоимости единицы продукции.

Это качественный фактор, его влияние по методу цепных подстановок рассчитывается при отчетном значении количественного фактора, результат принимается с обратным знаком:

  • — по изделиям группы, А = (12−8)? 3500 = +14 000 тыс. руб., влияние на прибыль = -14 000 тыс. руб.;
  • — по изделиям группы Б = (22 — 16)? 6000 = +36 000 тыс. руб., влияние на прибыль = -36 000 тыс. руб.;
  • — по изделиям группы В = (60 — 55)? 900 = +4500 тыс. руб., влияние на прибыль = -4500 тыс. руб.;
  • — по изделиям группы Г = (54,7 — 50,5)? 1000 = +4200 тыс. руб., влияние на прибыль = -4200 тыс. руб.

Итого по второму фактору = -58 700 тыс. руб.

3. Влияние на прибыль изменения цены единицы продукции.

Это качественный фактор, его влияние подсчитывается по методу цепных подстановок при отчетном значении количественного фактора:

  • — по изделиям группы, А = (15 — 10)? 3500 = +17 500 тыс. руб.,
  • — по изделиям группы Б = (25 — 20)? 6000 = +30 000 тыс. руб.,
  • — по изделиям группы В = (70 — 60)? 900 = +9000 тыс. руб.,
  • — по изделиям группы Г = (66,3 — 53)? 1000 = +13 300 тыс. руб.

Итого по третьему фактору = +69 800 тыс. руб.

Проверка состоит в том, что алгебраическая сумма влияния факторов должна быть равна изменению результативного показателя:

Методика факторного анализа прибыли от продаж.

Полученную при анализе информацию можно сгруппировать иначе: как по видам продукции, так и по факторам (табл. 10.11).

Таблица 10.11

Обобщение результатов факторного анализа прибыли от продаж по видам продукции.

Виды продукции.

Влияние на прибыль от продаж, тыс. руб. (+, -).

первого фактора (изменения количества реализованной продукции).

второго фактора (изменения полной себестоимости единицы продукции).

третьего фактора (изменения цены единицы продукции).

Итого.

А.

+1000.

— 14 000.

+17 500.

+4500.

Б.

;

— 36 000.

+30 000.

— 6000.

В.

+500.

— 4500.

+9000.

+5000.

Г.

;

— 4200.

+13 300.

+9100.

Итого.

+1500.

— 58 700.

+69 800.

+12 600.

При углублении анализа необходимо выяснить конкретные причины изменения объема продаж, причины удорожания себестоимости и возможности дальнейшего (некритического) повышения цен. На основе результатов факторного анализа прибыли от продаж могут быть приняты конкретные управленческие решения по планированию номенклатуры выпуска и продаж продукции на будущие периоды времени, а также решения относительно объемов производства конкретных видов продукции, цен на них и предельно допустимых затрат по каждому виду продукции.

Исходная информация для экспресс-анализа представлена в табл. 10.12.

Индекс цен отчетного периода к предыдущему по данным формы «Отчет о финансовых результатах» из-за недостатка информации рассчитать невозможно. Он вычисляется по данным бухгалтерского учета. Этот индекс (1,266 412) свидетельствует о том, что в среднем по всей продукции, реализованной в отчетном периоде, цены отчетного периода выше цен предыдущего периода примерно на 26,64%.

На основе информации, содержащейся в табл. 10.12, можно:

  • • определить изменение прибыли от продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим;
  • • рассчитать влияние на это изменение трех основных факторов (изменения объема продаж, полной себестоимости и цен реализованной продукции).

Таблица 10.12

Факторный анализ прибыли от продаж по данным отчета о финансовых результатах, тыс. руб.

№.

п/п.

Показатели.

Коды строк отчета о прибылях и убытках.

За предыдущий период.

За отчетный период.

Выручка (нетто) от продаж.

Методика факторного анализа прибыли от продаж.

Методика факторного анализа прибыли от продаж.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

152 300.

200 700.

Управленческие расходы.

66 000.

Коммерческие расходы.

12 100.

16 000.

Полная себестоимость продаж.

(п. 2 + п. 3 + п. 4).

X.

Методика факторного анализа прибыли от продаж.

Методика факторного анализа прибыли от продаж.

Прибыль от продаж (п. 1 — п. 5).

Методика факторного анализа прибыли от продаж.

Методика факторного анализа прибыли от продаж.

Индекс цен отчетного периода к предыдущему.

Методика факторного анализа прибыли от продаж.

X.

1,0.

1,266 412.

Отчетный объем реализации продукции, работ, услуг и ценах предыдущего периода.

X.

X.

Методика факторного анализа прибыли от продаж.

Примечание. Здесь и далее по тексту применяются следующие обозначения: q1 — количество конкретных видов продукции, реализованных в предыдущем и отчетном периодах в натуральном выражении; рп<�Р — цены на конкретные изделия в предыдущем и отчетном периодах; s (), — полная себестоимость единицы конкретного вида продукции в предыдущем и отчетном периодах; П0, П j — прибыль от продаж в предыдущем и отчетном периодах.

Прибыль от продаж в отчетном периоде больше аналогичного показателя в предыдущем периоде на 12 600 тыс. руб. Это изменение произошло в результате воздействия следующих факторов.

  • 1. Изменения объема продаж.
  • 1.1. Рассчитаем индекс объема продаж:

1.2. Рассчитаем влияние увеличения объема продаж на прибыль:

  • 2. Изменения полной себестоимости продаж.
  • 2.1. Отчетный объем продаж, оцененный по полной себестоимости отчетного периода

2.2. Отчетный объем продаж, оцененный по полной себестоимости предыдущего периода.

2.3. Изменение полной себестоимости продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.

2.4. Влияние этого фактора на прибыль.

  • 3. Изменения цен реализуемой продукции.
  • 3.1. Отчетный объем продаж в ценах отчетного периода

3.2. Отчетный объем продаж в ценах предыдущего периода.

3.3. Влияние изменения цен на выручку и прибыль от продаж.

Проверка:

Методика факторного анализа прибыли от продаж.

При углублении анализа желательно детализировать влияние каждого из рассматриваемых факторов. Воздействие первого фактора может быть детализировано по конкретным позициям номенклатуры продукции, а второго (изменения полной себестоимости продаж) — по трем составным частям:

а) влияние изменения операционной себестоимости.

влияние на прибыль = -41 725 тыс. руб.;

б) влияние изменения управленческих расходов.

влияние на прибыль = -13 705 тыс. руб.;

в) влияние изменения коммерческих расходов.

влияние на прибыль = -3370 тыс. руб.

Всего = -58 800 тыс. руб.

Воздействие третьего фактора (изменения цен) можно детализировать по конкретным наименованиям реализованной продукции.

Сравним результаты факторного анализа прибыли от продаж по двум направлениям (табл. 10.13).

Таблица 10.13

Результаты факторного анализа прибыли от продаж по двум направлениям, тыс. руб.

№.

п/п.

Наименование факторов.

Варианты аналитических расчетов.

Расхождение.

(+,-).

по первому направлению.

по второму направлению.

Влияние на прибыль изменения объема продаж

+ 1500.

+1600.

+100.

Влияние на прибыль изменения полной себестоимости продаж.

[Дп (s)]

— 58 700.

— 58 800.

— 100.

Влияние на прибыль изменения цен реализации [ДП (р)].

+69 800.

+69 800.

Изменение суммы прибыли от продаж в отчетном периоде, но сравнению с предыдущим (П, — П0).

+ 12 600.

+ 12 600.

Выявленное несоответствие результатов анализа по двум направлениям составляет 100 тыс. руб. Это вызвано тем, что при использовании индексного метода расчетов проявляется влияние на прибыль от продаж структурных сдвигов в составе реализованной продукции. Изменение структуры реализации одновременно отразилось на величинах влияния двух факторов: объема продаж и полной себестоимости продаж.

Сказанное позволяет нам уточнить наименование факторов, влияющих на динамику прибыли от продаж, по второму направлению:

  • — первый фактор — влияние на прибыль изменения объема и структуры продаж = +1600 тыс. руб.;
  • — второй фактор — влияние на прибыль изменения полной себестоимости и структуры продаж = -58 800 тыс. руб.;
  • — третий фактор — влияние на прибыль изменения цен реализации = +69 800 тыс. руб.

Исследования показали, что метод экспресс-анализа показывает вполне удовлетворительные результаты: расхождение в 100 тыс. руб. составляет менее 0,3% от суммы прибыли от продаж базового периода.

  • [1] стр. 2110;
  • [2] стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220;
  • [3] стр. 2200.
  • [4] стр. 2110;
  • [5] стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220;
  • [6] стр. 2200.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой