Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Феодальное государство и право Китая

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Усилению императорской власти и государственного единства содействовала надельная система, а также экономический и культурный подъем. Надельная система исключала существование частнофеодального землевладения. Владения феодалов также считались наделами. Неограниченными были лишь владения императора, членов его дома и высшей аристократии. Гражданские и военные чиновники имели должностные наделы… Читать ещё >

Феодальное государство и право Китая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политико-правовая история средневекового Китая

Начало процесса формирования феодального государства и права связано с распадом в 220 г. империи Хань, крупнейшего государства древнего Китая, просуществовавшего более 400 лет (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Хотя феодальный уклад возник в Китае еще в первые века нашей эры, однако лишь крушение империи Хань в результате крестьянского восстания «желтых повязок» нанесло решающий удар по устоям рабовладельческого общества (распалась бюрократическая централизованная система государственной власти, отстаивавшая интересы родовой аристократии и рабовладельцев) и открыло простор формированию новых феодальных отношений и институтов. Правительственные войска и центральная власть не смогли справиться с мощным народным движением, и им на помощь пришли дружины так называемых сильных домов — крупнейших собственников земли и рабов. После подавления крестьянского движения, в результате которого Ханьская династия была свергнута, началась борьба за власть и земельную собственность между сильными домами. Эта борьба ускорила процесс становления элементов феодального строя.

Феодальный уклад формировался в результате экономического и политического возвышения крупных частных земельных собственников и появления частнозависимого мелкого крестьянского хозяйства. Зависимое крестьянство возникло в результате имущественной дифференциации в патронимической китайской общине. Патронимия — это группа родственных больших и малых семей, имеющих определенное хозяйство и общественное единство, общее наименование по отцу. Крупные землевладельцы — главы патронимий — подчиняли себе малоимущих сородичей, добиваясь того, чтобы зависимые от них крестьяне не значились в государственных подворных списках. Общинники, попавшие в зависимость к богатому землевладельцу, переставали платить налоги государству и отбывать воинскую повинность. Долгое время труд зависимых крестьян использовался наряду с трудом рабов, которых все чаще стали отпускать на волю и сажать на землю. Огромные владения «сильных домов» превращались в самодовлеющие хозяйственные единицы, что явилось экономической причиной распада единого централизованного государства.

Политико-правовая история средневекового Китая представляет собой непрерывный процесс смены форм государственного единства и форм законодательства, адекватных социально-экономическим и политическим условиям развития традиционного китайского общества. В основе этого процесса лежало стремление к воссозданию централизованного всекитайского государства, которое прерывалось внешними вторжениями некитайских племен и народов и внутренней феодальной междоусобицей. В качестве основания (критерия) периодизации истории феодального государства и права Китая могут быть использованы династический принцип (смена царствующих династий) и способы организации власти и управления, соответствующие уровню развития китайского феодализма и закрепленные в правовой системе. В соответствии с этими критериями в средневековой правовой истории Китая можно выделить три периода.

Первый период — всекитайские раннефеодальные монархии (III-Х вв.).

1. Империя Цзинь (265−420 гг.) возникла в период междоусобиц III в. После падения Ханьской династии, в ходе борьбы сильных домов, выдвинулся род Сыма во главе с Сым Яном. Он основал новую императорскую династию Цзинь, которая вновь объединила Китай в единое государство. Экономической основой процесса централизации императорской власти в государстве Цзинь стала государственная собственность на землю, введенная в результате аграрной реформы, проведенной Сым Яном. Ее смысл состоял в учреждении государственной надельной системы. В 280 г. был издан специальный указ цзиньского императора Сым Яна, по которому все земли провозглашались принадлежащими государству в лице его верховного главы — императора, а население (и крестьяне, и феодалы) — держателями государственных наделов. Укрепление государственной собственности на землю было обусловлено необходимостью организовать в масштабах империи общественные работы по ирригационному и дорожному строительству. В III в. в Китае было много заброшенных и пустующих земель. Это облегчало задачу создания общегосударственной собственности. По указу Сым Яна полноправному крестьянину в возрасте от 16 до 60 лет предоставлялся участок земли в 120 му (му равен 6,6 га). С 70 му этого участка крестьянин собирал урожай в свою пользу, а с 50 му, которые он также обязан был обрабатывать своими орудиями труда, урожай шел государству. Кроме того, крестьянин должен был вносить государству подати (обычно пряжей и тканью) и 20 дней в году отрабатывать на казенных работах. Эти заранее фиксированные повинности создавали стимул роста производительности крестьянского труда и способствовали заселению заброшенных земель и расширению посевных площадей. Государственная надельная система стала определяющим фактором феодального строя. Помимо этого, ее введение уже к концу III в. увеличило количество государственных налогоплательщиков в два раза.

Однако тенденция централизации власти в империи Цзинь сдерживалась ростом крупного частного феодального землевладения — основы политической раздробленности и децентрализации. В 280 г. было также признано право сильных домов захватывать незанятые казенные земли и пустующие крестьянские участки, а также иметь лично зависимых людей. Тогда же правительство начало раздавать чиновникам наделы земли с посаженными на них крестьянами как вознаграждение за службу. Чиновничество, получая условные владения типа бенефиция, включалось в феодальную систему землепользования. Вместе с ростом экономического могущества сильных домов, которые захватывали огромные пространства пустовавшей земли, росло их влияние. Солдатам своих военных подразделений и домашней страже они предоставляли маленькие участки земли. Бездомных, разоренных и пришлых превращали в землепашцев. Эти люди попадали в личную зависимость от сильных домов.

Таким образом, введение государственной собственности на землю вызвало сопротивление сильных домов и привело к политической разобщенности и периоду феодальных распрей. В течение почти 200 лет (420−581 гг.) в средневековом Китае не было централизованного государства, а существовало множество разрозненных государств, воевавших друг с другом. Этим воспользовались некитайские племена и народности: гунны, муюн, цян, жужане, тоба и тибетские племена, которые вторглись на территорию Китая с севера и северо-запада. Эти племена переживали период разложения первобытнообщинного строя и начало становления классового общества. Они создали многочисленные государственные образования и ассимилировались с коренным населением. Вторжения кочевых племен на север Китая вызвали масштабную миграцию на юг многих сотен тысяч северян, принесших на экономически отсталый юг более совершенную земледельческую и ремесленную культуру, что ускорило хозяйственное освоение Южного Китая. На юг бежало значительное число представителей старой знати, сильных домов, члены императорской семьи. Фонд государственных земель на юге был незначителен. В IV—VI вв. характер аграрного строя Южного Китая существенно изменился: происходила дальнейшая феодализация общественных отношений, большинство крестьян попали в личную зависимость от феодалов. Политическая история средневекового Китая распалась на историю государственных и правовых учреждений Севера и Юга.

2. Всекитайская раннефеодальная монархия Суй (581−618 гг.) возникла в результате военного объединения страны — севера и юга, в связи с опасностью внешнего вторжения союза тюркских племен — Тюркского каганата. Объединение политически разрозненных государств в единое, централизованное осуществил полководец Ян Цзянъ, который был провозглашен императором и основал династию Суй. Вэнь-ди — так стал именовать себя первый правитель суйского Китая Ян Цзянь. Он распространил свою власть на Северный Китай, в 589 г., победил южную династию Чэнь и пленил ее правителя Хоу Чжу. Китай вновь стал единым.

Усилению императорской власти и государственного единства содействовала надельная система, а также экономический и культурный подъем. Надельная система исключала существование частнофеодального землевладения. Владения феодалов также считались наделами. Неограниченными были лишь владения императора, членов его дома и высшей аристократии. Гражданские и военные чиновники имели должностные наделы, которые возвращались в казну при перемене чиновником должности или места службы. Центральная власть сумела покончить с сепаратизмом местных сил. Именно при династии Суй сложилась та система государственного управления, которая в основных чертах сохранялась на протяжении всего Средневековья. Она именуется восточной деспотией. Император располагал неограниченной властью и правил страной с помощью бюрократического аппарата. Он считался «сыном неба», т. е. проводником воли высших небесных сил. При нем были совет из виднейших сановников, три палаты, шесть ведомств — чинов, финансов, ритуалов, военное, судебных дел и наказаний, общественных работ и управления. Была осуществлена реформа административного деления страны. Территория империи была поделена на провинции, области, уезды и общины, что позволило усилить централизацию империи.

Многочисленные войны (среди которых были успешные войны с Тюркским каганатом и с другой сильной державой — Тогон и неудачные — поражение в войне с Когуре — одним из трех государств Корейского полуострова) потребовали огромных человеческих жертв, новых налогов и вызвали массовое недовольство в стране. Китай был охвачен восстанием. В 618 г. сын Ян Цзяня — император Ян-ди — был убит приближенными.

3. Всекитайская империя Таи (618−907 гг.). Крестьянской войной и падением династии Суй воспользовался знатный шансийский феодал Ли Юань. Он объявил себя императором под именем Гао-цзу, основав династию Тан, которая правила Китаем почти 300 лет (618−907 гг.). В VII в. при императорах Ли Юане и Ли Шимине были проведены реформы, превратившие империю Тан в ведущую державу Восточной Азии и мощную централизованную монархию. Надельная система была введена повсеместно на всей территории империи, что означало завершение процесса феодализации. Чтобы успокоить крестьянство, Таны отменили податную задолженность за прошлые годы и ограничили сроки государственной барщины. Заметно сократилось число рабов, которым стали предоставлять самостоятельные наделы и тем самым переводить их в разряд податных крестьян.

Аграрная политика Танов была направлена на укрепление государственной земельной собственности — экономической основы централизации власти императора, считавшегося сыном Неба. В самой надельной системе происходили значительные изменения. Земли-пустоши получали прежде всего бедные и те, кто платил налоги и отбывал повинности. Уменьшился средний надел крестьянина, сокращен был возраст, считавшийся трудоспособным, из числа тяглых были исключены женщины. Разрешалась и даже поощрялась уплата зернового и промыслового налога деньгами, что свидетельствовало об определенном росте товарно-денежных отношений. От трудовой повинности также разрешалось откупаться определенным количеством ткани или пряжи. Это свидетельствовало о падении роли отработочной ренты. Значительно сократилось применение рабского труда, который уже не использовался в земледелии. Успешно развивалось морская торговля, что способствовало расцвету городов — центров ремесла и торговли. Наконец, была упорядочена денежная система: ликвидированы местные монетные дворы и введена единая денежная единица — круглые медные монеты с отверстием посередине, чтобы их можно было нанизывать на шелковую нить.

Экономический подъем сопровождался ростом централизации власти императора. Этому способствовала административная реформа: была окончательно оформлена административная структура империи, которая начала создаваться еще при династии Суй. Страна была разделена на провинции, области и уезды. Низшей административной единицей считалась сельская община с ее ядром — пятидворкой. На местах существовал огромный чиновничий аппарат, подчиненный центральным властям. В стране действовал строжайший принцип централизации управления.

Активная внешняя политика потребовала реформы армии, на которую опирался император. Теперь она комплектовалась из наемников и военнообязанных. В империи Тан мужчины до 60 лет считались военнообязанными и привлекались на службу в армию, как и для выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту сражения каралось смертной казнью. С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии, содержать конницу, комплектовавшуюся из тюрков, уйгуров и пр.

Была проведена правовая реформа: составлен общекитайский свод законов «Тан люй шу-и» (VII в.). Однако с середины VIII в., с ростом могущества военных губернаторов (цзедуши), власть династии Тан ослабла. Феодалы усилили свои позиции, в стране начала развиваться система феодальных поместий. Она формировалась на основе императорских пожалований земли родственникам правителя и высшей знати. В 780 г. первый министр Танского правительства Ян Янь провел реформу налогообложения, смысл которой сводился к введению повсеместного взимания налога два раза в год — с летнего и осеннего урожаев; она допускала замену натурального налога денежным и были узаконены свободная купля и продажа земли. Новые налоговые тяготы и концентрация земли в руках крупных феодалов обусловили массовое разорение мелких держателей наделов, что вызвало крестьянскую войну (874−901 гг.), которая ускорила падение династии Тан. В 907 г. произошел дворцовый переворот. На развалинах 'Ганской империи появились многочисленные мелкие государства, между которыми шла борьба за трон. Период с 907 по 960 г. носит название " пяти династий и десяти царств" .

Второй период — военно-бюрократические монархии развитого феодализма (X-XVII вв.).

Спецификой политической истории средневекового Китая данного периода является то, что страна вступила в середине X в. в стадию развитого феодализма с доминирующим положением крупного феодального землевладения. Достижение государственного единства в условиях господства крупных частных земельных собственников, родовой аристократии было возможно лишь при создании новой бюрократии как социального оплота централизованной власти императора из нетитулованного чиновничества, низших слоев господствующего класса.

1. Всекитайская империя Суп (960−1279 гг.) — Период «пяти династий и десяти царств» (907−960 гг.) сменила империя Суп, созданная в результате военного объединения многочисленных китайских владений полководцем Чжао Куанинем перед угрозой внешнего вторжения с запада кочевников тангутов, создавших на границе государство Си-Ся, а с севера — киданей, образовавших государство Ляо. Активизация соседей-кочевников породила широкое движение за освобождение уже захваченных киданями земель и объединение Китая в единое государство. Армия, воевавшая против киданей, провозгласила командующего Чжао Куаниня императором, которого поддержали и горожане, и феодалы. Он стал основателем новой династии Сун, а Китай был объединен под его началом военным путем в 979 г. Началось трехсотлетнее правление династии Сун.

В условиях роста частного феодального землевладения, усиления эксплуатации крестьян-земледельцев и обострения классовой борьбы становление централизованного государственного управления в империи Сун требовало проведения реформ. Они были направлены на создание новой бюрократии, которая составила бы социальную опору центральной государственной власти и основу бюрократического аппарата, вытеснив из него родовую аристократию. В 1070 г. во главе императорского правительства встал реформатор Ван Анъши. В 1070—1076 гг. Ван Аньши и его сторонникам удалось добиться принятия так называемых Новых законов, включавших ряд реформ. Административная реформа предполагала реорганизацию системы государственных экзаменов и упорядочение выдачи жалованья чиновникам. Цель этих мер заключалась в том, чтобы расширить социальную среду, из которой выходило чиновничество, за счет низших слоев господствующего класса.

Содержание значительного административного аппарата требовало новых поступлений в казну. Это обусловило необходимость проведения экономических мероприятий: обмер земель и упорядочение налоговой системы, в результате чего должны были увеличиться поступления налогов от крупных частных собственников, утаивавших ранее часть своих доходов. Менялся прежний порядок выполнения трудовых повинностей — они заменялись денежным налогом, который должны были выплачивать и представители господствующего класса, прежде освобожденные от трудовой повинности. Новые законы предусматривали также государственное регулирование торговли, цен, денежного обращения, введение системы государственного кредитования.

Военная реформа предполагав взамен наемного войска ввести рекрутский набор и восстановить ополчение. Однако реформы «сверху» встретили сопротивление верхушки господствующего класса и ие пользовались поддержкой народа. Сунская империя не смогла организовать отпор киданям и тангутам, которые отторгли некоторые провинции Китая, а правители дома Сун были вынуждены выплачивать им ежегодную контрибуцию. В XII в. на территории Китая возникли четыре враждовавших между собой государства, которые подпали иод власть монгольской династии хана Хубилая.

  • 2. Монгольская династия Юань (1279−1368 гг.). Впервые Китай был объединен силой оружия не китайской, а монгольской династией Юань. Монгольский хан Хубилай, став верховным правителем империи, основал новую династию Юань. Своей столицей Хубилай сделал город Пекин, получивший монгольское название Ханбалык. Восприняв китайскую административную систему, Хубилай вместе с тем отстранил от участия в управлении государством китайское чиновничество. Монголы не смогли обеспечить функционирование сложной государственной бюрократической машины собственными силами. Они привлекали иностранцев — киданей, чжурчженей, тюрков, европейцев. Известно, например, что венецианский купец Марко Поло, прибывший в Китай с торговыми целями, занимал при Хубилае высокие должности в государственном аппарате Китая. В дальнейшем преемники Хубилая вынуждены были пойти на сотрудничество с китайской знатью и привлечь на государственную службу китайское чиновничество, но лишь на второстепенные посты. В результате монгольского господства экономика Китая пришла в упадок. Народные выступления вынудили последнего Юаньского императора Тогон-Тимура в 1368 г. бежать из Пекина. Восставшие во главе с буддийским монахом Чжу Юаньчжаном заняли Пекин и объявили его императором.
  • 3. Всекитайская империя Мин (1368−1644 гг.). Провозгласив себя императором, Чжу Юаньчжан положил начало новой династии Мин, что означало " Блестящая" . Территория империи Мин была меньше, но размерам, чем при монголах. Чжу Юаньчжан создал военно-бюрократическую монархию, основанную на всевластии императора. Экономической основой абсолютной власти правителя были расширение и упрочение государственного землевладения. В фонд государственных земель Чжу Юаньчжан включил владения прежней династии, монгольской знати и китайских феодалов, выступивших на стороне монголов или оказавших ему сопротивление, а также заброшенные или неосвоенные земли, луга, леса и др. Кроме того, государственными землями считались владения храмов и монастырей, земли, пожалованные в условное владение и т. п. Частнособственнические земли были оставлены главным образом в южных провинциях феодалам, поддержавшим Чжу Юаньчжана в период его борьбы с монголами.

Система государственного управления в центре и на местах подверглась значительным изменениям в направлении ее дальнейшей централизации. Была упразднена Верховная палата — высший административный орган страны. Была также проведена реформа местного управления: вместо губернаторов в провинции назначались три подчинявшихся непосредственно центру (не зависящих друг от друга) чиновника для осуществления гражданской, военной и судебной власти. Даже в уделах, которые Чжу Юаньчжан пожаловал своим сыновьям и внукам, их владетели не получили права гражданской и судебной власти.

В 1639 г. началась крестьянская война, вызванная усилением налогового гнета. Повстанцы во главе с сельским старостой Ли Цзы-чэном захватили значительную территорию Китая и упразднили правительственные органы власти. В апреле 1644 г. Пекин был взят, император повесился. Его казна и дворцовое имущество были конфискованы. Это обстоятельство заставило китайских землевладельцев призвать на помощь извечных врагов — маньчжуров во главе с Абахаем и совместными усилиями они разбили армию повстанцев. Все же маньчжуры отказались покинуть Китай. В 1644 г. императором Китая был провозглашен малолетний сын Абахая. Он стал основателем новой династии Цин.

Третий период — позднефеодальные империи (первая половина XVII в. — начало XIX в.). Этот период политико-правовой истории средневекового Китая характеризуется правлением маньчжурской династии Цин, осуществлявшей свое господство на протяжении почти 400 лет.

Империя Цин (1644−1911 гг.). Маньчжуры, жившие родовым строем и уступавшие во много раз китайцам по численности, установили режим восточной деспотии милитаристского типа. Придя к власти, они конфисковали имущество и собственность в пользу маньчжурских феодалов и военачальников. Верховным собственником земли стал император — богдыхан. Он раздавал землю своим родственникам и военным. Высшие должности в государственном аппарате замещали маньчжуры. Однако править самостоятельно они не могли, поэтому опирались на поддержку китайской аристократии.

Маньчжурское господство способствовало консервации феодальных отношений и отбросило Китай назад в своем развитии. Постепенно маньчжурский Китай превращался в колонию западных держав. В 1911—1913 гг. господство маньчжуров было свергнуто в результате Синьхайской революции, открывшей простор для развития капитализма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой