Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Органы дознания. 
Правоохранительные органы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, органом дознания в системе МВД России является полиция, функции которой осуществляют ее административно обособленные, но системно организованные (вертикально-интегрированные) подразделения. К ним относятся, например, Главное управление уголовного розыска МВД России и его территориальные органы, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции и его территориальные… Читать ещё >

Органы дознания. Правоохранительные органы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно ч. 1 ст. 40 УПК РФ во взаимосвязи с ч. 3 ст. 151 УПК РФ к органам дознания, уполномоченным вести расследование по уголовным делам, относятся:

  • — органы внутренних дел РФ и, входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции;
  • — пограничные органы федеральной службы безопасности;
  • — органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • — органы ФССП России;
  • — органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
  • — таможенные органы РФ.

Дознаватели органов внутренних дел расследует все уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, указанные в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением дел о преступлениях, отнесенных к подследственности других органов дознания. Например, дела об умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью, уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, нарушении режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Дознавателям пограничных органов федеральной службы безопасности подследственны дела о преступлениях, связанных с незаконной добычей водных ресурсов и растений (обнаруженной пограничниками), а также с незаконным пересечением и противоправным изменением Государственной границы РФ.

Дознаватели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ расследуют дела, касающиеся незаконного оборота таких средств и веществ. Например, дела о незаконном приобретении, хранении, перевозке, изготовлении, переработке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконном приобретении, хранении, перевозке растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Дознавателям органов ФССП России подследственны дела о некоторых преступлениях против правосудия (например, о неуважении к суду, о неисполнении приговора суда, решении суда или иного судебного акта). Они также занимаются делами об уклонении от выполнения некоторых юридических обязанностей (о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности).

Дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы расследуют дела о преступлениях, связанных с их основной функцией (тушением и профилактикой пожаров). К таким делам относятся: дела о неосторожном уничтожении или повреждении имущества по неосторожности, нарушении требований пожарной безопасности, уничтожении или повреждении лесных насаждений.

Дознавателям таможенных органов РФ подследственны дела об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица и дела о контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Кроме того, в соответствии со ст. 40 во взаимосвязи со ст. 157 УПК РФ отдельные полномочия органа дознания (возбуждение уголовного дела и производство только неотложных следственных действий по нему без права ведения полного расследования) осуществляют также:

  • — начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов (по уголовным делам о преступлениях, совершенных военным и гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов при исполнении соответствующими лицами своих служебных обязанностей или в месте расположения соответствующей части, соединения, учреждения или гарнизона);
  • — начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (по уголовным делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений и органов против порядка несения службы, а также о преступлениях, совершенных другими лицами в месте расположения соответствующего учреждения или органа);
  • — капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании (по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах);
  • — руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания (но уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз);
  • — главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ (по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

Иногда перечисленные выше должностные лица именуются органами дознания с ограниченной компетенцией. Однако нужно иметь в виду, что признаками институционализации обладают лишь первые два из них (располагают собственным штатом дознавателей). Кроме того, их деятельность является вспомогательной по отношению к дознанию (функцию расследования в полном объеме они не осуществляют). Поэтому в институциональном смысле их нельзя отнести к органам дознания.

Подследственность уголовных дел органам дознания является признаком их институциональной организованности. Однако, в отличие от органов следствия, система этих органов в определенной мере децентрализована (существует несколько центров, координирующих и контролирующих деятельность подразделений дознания в зависимости от его вида).

Так, органом дознания в системе МВД России является полиция, функции которой осуществляют ее административно обособленные, но системно организованные (вертикально-интегрированные) подразделения. К ним относятся, например, Главное управление уголовного розыска МВД России и его территориальные органы, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции и его территориальные органы на местах. Их соподчинение производится на уровне общего руководства (управление по организации дознания в центральном аппарате МВД России и должностные лица на уровне министерского и регионального руководства) и объединения в отделения полиции на нижестоящем уровне (район, город).

Отделы (отделения) дознания и дознаватели (а также структуры, отвечающие за организацию дознания), но не образующие самостоятельной вертикально-интегрированной системы предусмотрены в следующих федеральных службах:

  • — Пограничная служба ФСБ России (в составе отрядов или отделений, пограничных управлений по субъектам РФ, пограничных управлений по федеральным округам);
  • — ФСКН России (в составе соответствующих межрайонных, районных или городских отделов, управлений по субъектам РФ и федеральным округам этой федеральной службы);
  • — ФССП России (в составе аппарата Старшего судебного пристава субъекта федерации, Главного судебного пристава субъекта РФ и Главного судебного пристава РФ);
  • — Федеральная противопожарная служба (в составе территориальных и центральных органов МЧС России);
  • — Федеральная таможенная служба России (в составе таможенных постов, таможен, региональных таможенных управлений и центрального аппарата службы).

Их соподчинение производится только на уровне центрального и регионального руководства.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, приведен в ст. 13 Закона об ОРД. Такими органами признаются:

  • 1. Органы внутренних дел РФ.
  • 2. ФСБ России и ее органы.
  • 3. Федеральная служба охраны РФ.
  • 4. Федеральная таможенная служба РФ.
  • 5. Служба внешней разведки РФ.
  • 6. ФСНП России.
  • 7. ФСКН России.

Подведомственность указанных органов так же, как и подследственность органов предварительного расследования, является признаком их институциональной организованности. Система данных органов децентрализована подобно системе органов дознания.

Определение подведомственности в большинстве случаев производится с ориентацией на подследственность соответствующих органов.

Так, органы внутренних дел осуществляют оперативнорозыскную деятельность, главным образом, в отношении тех преступлений, расследование которых производится Следственным комитетом РФ, собственными подразделениями следствия и дознания, а также подразделениями дознания правоохранительных учреждений, не обладающих правом проведения такой деятельности (ФССП России и Федеральная противопожарная служба МЧС России). При этом оперативно-розыскное обеспечение решения иных задач, возложенных на МВД России, не исключается.

Аналогичный ориентир (подследственность) для определения подведомственности используется органами федеральных служб безопасности, охраны, исполнения наказаний и федеральной таможенной службы, но наряду и наравне с ориентиром на решение своих особых правоохранительных задач.

Несколько иначе обстоит дело применительно к органам федеральной службы охраны и федеральной службы внешней разведки. Их подведомственность установлена без очевидного ориентира на подследственность, поскольку расследованием уголовных дел они не занимаются.

Так, Федеральная служба охраны РФ осуществляет оперативно-розыскную деятельность только в связи с исполнением ее главной задачи — обеспечением безопасности и защитой объектов государственной охраны, Служба внешней разведки РФ — только в целях обеспечения собственной безопасности (при условии, что проводимые этими службами мероприятия не затрагивают полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).

Все вышеперечисленные оперативно-розыскные органы осуществляют свою деятельность на основе межведомственного взаимодействия и координации. Причем жестких правил передачи дел по подведомственности не существует, что объясняется (как и необходимость взаимодействия) объективным пересечением соответствующих сфер деятельности и высокой степенью неопределенности информации на первоначальном этапе оперативной работы[1].

  • [1] О компетенции и взаимодействии оперативно-розыскных органов подробнее см.: Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Горяйнова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М., 2008. С. 153- 172, 186−196.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой