Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лекция 23. Европейское наднациональное международное торговое право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Даже если составлять представление о системе и содержании частного права ЕС на основании всех трех изданий, то оно все равно получится весьма далеким не только от классики, но и … от действительности. Да, ЕС не спешит принимать наднациональные акты частноправового содержания. Но это не значит, конечно, что частные (в том числе коммерческие) отношения в странах-участницах ЕС не подвергаются… Читать ещё >

Лекция 23. Европейское наднациональное международное торговое право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Международное торговое право ЕС в системе европейского права

Содержание права Европейского Союза чрезвычайно многообразно и разнопланово. Это позволяет заметить даже самое поверхностное ознакомление с любым учебником или пособием по соответствующей дисциплине[1]. Изучение некоторых — переведенных на русский язык — актов-источников первичного и вторичного права ЕС только укрепляет в этом мнении[2]. Ну, а тот, кто даст себе труд потратить, скажем, одну-две недельки на обозрение какого-нибудь специализированного англоязычного веб-ресурса по европейскому праву[3], может даже поначалу запаниковать — откуда все это взялось, зачем все это нужно и как все это вообще возможно изучить?!

Чуть более подробное содержательное ознакомление с документами ЕС, в особенности с источниками его вторичного права, оставляет противоречивое впечатление. Да, актов — воистину необозримое количество, но каких?

Главное место в системе актов-источников вторичного права ЕС занимают организационно-технические акты. Они не направляются на регулирование каких-либо общественных отношений, складывающихся на территории Евросоюза с участием частных лиц. Их непосредственной задачей и целью служит определение (узаконение, установление, закрепление) тех принципов, институтов, условий и прочих «рамок», в которых предстоит развиваться регулируемым правом общественным отношениям. Таковы акты, направленные на организацию (1) самого ЕС и его институтов; (2) единых (европейских) рынков товаров (таможенного пространства), энергии и природных ресурсов, капиталов (в том числе фиктивных — кредитных и фондовых), а также рынка способностей к производительному труду (в том числе к оказанию услуг, а также творческой деятельности); (3) единой финансовой системы, складывающейся из валютной (денежной), бюджетной, налоговой, банковской и страховой систем, а также системы инвестиционных институтов; (4) системы коллективной безопасности и обороны; (5) единой системы административных — лицензирующих, надзорных и контрольных — органов Союза; (6) единоличных и коллективных форм ведения предпринимательской (в том числе коммерческой) деятельности на территории ЕС — сюда относятся акты-источники корпоративного и конкурсного права.

Второй (совершенно колоссальный по объему) массив нормативных актов Евросоюза следует назвать гуманитарным. Он посвящен проблематике (1) соблюдения основных прав и свобод человека (определению их состава, содержания и гарантий, созданию общесоюзных механизмов их охраны (обеспечения) и защиты, а также координации деятельности отдельных стран в этой области; особый круг вопросов принадлежит к области реализации свободы передвижения и обслуживающего ее так называемого Шенгенского права); (2) обеспечения безопасного и достойного во всех смыслах этих слов существования — (а) физического как человека (этим целям служат акты Евросоюза в области обороны и внешней (военной) безопасности, борьбы с преступностью, безопасности экономической, энергетической, финансовой, продовольственной, производственной, промышленной, а также многочисленные регламенты, директивы и стандарты, определяющие требования к безопасности самих товаров, имеющих хотя бы самое отдаленное соприкосновение с гражданином-потребителем, их производства, упаковки, маркировки, хранения, рекламы, продажи и т. д.[4]) и (b) социально-имущественного как личности, как правоспособного субъекта (сюда входят нормативные акты, направленные на обеспечение принципов верховенства, определенности и прочности права, равного отношения ко всем со стороны закона и суда, процессуальные акты, регламентирующие порядок защиты субъективных прав граждан в отношениях с себе подобными частными лицами, с государственными и надгосударственными образованиями, наконец, акты-источники трудового права и права социального обеспечения).

Третий, столь же представительный массив наднациональных нормативных актов заслуживает того, чтобы именоваться экологическим. Сюда входят документы, посвященные деятельности Евросоюза и входящих в него стран по охране окружающей среды в целом, по борьбе с выбросами в атмосферу и гидросферу, с неблагоприятным воздействием на экологию планеты различного рода отравляющих, опасных и вообще вредных веществ, с глобальными изменениями климата, природными и техногенными катастрофами и их последствиями; деятельности по сохранению флоры и фауны, по разработке и внедрению системных мер, стимулирующих к использованию наилучших доступных технологий, обеспечению максимально возможной экологической чистоты производства промышленной продукции, в особенности пищевых продуктов, продукции сельского хозяйства[5], лекарств, спиртных напитков и табака.

Массив актов ЕС, заключающих в себе нормы частного — гражданского и торгового — права совсем невелик. Самое высокое место, на которое его следовало бы поставить — четвертое. Да и это удается только благодаря выполненной нами здесь чрезвычайно укрупненной группировке актов других типов и видов; без нее массив частноправовых норм Европейского Союза мог бы не войти даже в первую двадцатку. В первую десятку — уж точно. А ведь нас интересуют далеко не всякие вообще нормы частного права — только те, что составляют международный элемент права коммерческого (торгового). Их, разумеется, еще меньше[6]. Чтобы ярко представить себе, насколько меньше, нужно принять во внимание еще одну вот какую деталь: нормы гражданского и торгового права Европейского Союза, даже взятые все вместе, не смогут образовать целостной системы институтов частного права в его классическом (привитом нам национальными кодексами и учебниками) виде. Единой системы гражданского и торгового права как части наднационального права ЕС составить невозможно, ибо ее просто не существует. Частноправовых норм в наднациональных актах ЕС чрезвычайно мало; даже центральных вопросов частного права — будь то право гражданское или торговое — они собою не покрывают[7].

В подтверждение сказанного можно обратиться к любому учебнику европейского права, в том числе — к используемым нами, (а) В первом (под ред. А. Я. Капустина) из знакомых цивилисту названий встретятся, пожалуй, только корпоративное да транспортное право (гл. 9 и 11), да и то транспортное окажется совокупностью норм об организации деятельности транспорта, а отнюдь не о договорах перевозки и не о товарораспорядительных документах. Коммерциалист почти наверняка заинтересуется гл. 7 «Правовые основы функционирования общего рынка ЕС», но… ничего частного там не обнаружит[8]. Элементы частного права остаются, таким образом, только в главе о корпорациях. (b) Во втором томе издания под ред. С. Ю. Кашкина материала частного права несколько больше. Он сосредоточен не только в главе по европейскому корпоративному праву (гл. 9), но и в гл. 16 (правоотношения из электронных торговых сделок), 19 (защита прав потребителей), 22 (интеллектуальная собственность), 28 (МЧП и разрешение торговых споров в ЕС). Подававшие было надежды гл. 6 (правовое регулирование внутреннего рынка), 12 (банкинг и страхование), 14 (фондовый рынок) и 15 (транспорт), увы, ничего частного в себе не заключают, © Наконец, в третьей книге (под ред. Л. М. Энтина) читатель найдет наряду с уже дважды знакомым европейским правом компаний (гл. 26) еще две главы (гл. 33, 34), посвященные вопросам правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в праве ЕС (не найдет, правда, права транспортного). На этом — все. Два других вполне «частных» заголовка — о торговом (гл. 25) и банковском (гл. 28) праве ЕС — не имеют частноправового содержания. Они посвящены тому, что до революции у нас называлось публичным торговым правом.

Даже если составлять представление о системе и содержании частного права ЕС на основании всех трех изданий, то оно все равно получится весьма далеким не только от классики, но и … от действительности. Да, ЕС не спешит принимать наднациональные акты частноправового содержания. Но это не значит, конечно, что частные (в том числе коммерческие) отношения в странах-участницах ЕС не подвергаются правовому регулированию — еще как подвергаются, но только не нормами наднационального права, а нормами, содержащимися в других источниках частного (гражданского и торгового) права — актах саморегулирования, международных конвенциях, актах частноправовой унификации (вспомним Принципы Ландо, DCFR, проект CESL — это же все европейские акты!), в международных торговых обычаях и, наконец, в национальных гражданских и торговых кодексах, национальных законах и подзаконных (административных и судебных) актах. Исходя из этого представления написано, между прочим, еще одно учебное пособие под редакцией В. В. Безбаха, В. Ф. Поньки, К. М. Беликовой и с названием «Гражданское и торговое право Европейского Союза (основные институты)» (М., 2011). Название это, конечно, неточное, ибо оно ориентирует на представление гражданского и торгового права ЕС как законченного и целостного образования, сконструированного из материала источников права Европейского Союза как наднационального образования, т. е. из материала актов наднационального законодательства. Как было показано выше (и как в этом можно убедиться, ознакомившись с пособием[9]), такого правового образования не существует.

Настоящая Лекция посвящена только тем нормам, институтам и конструкциям частного международного коммерческого (торгового) права, которые содержатся исключительно в наднациональных актах Европейского Союза (ЕС) и его предшественника — Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В ней не будет ни ссылок на нормы национальных кодексов, ни повторного рассмотрения уже изученных актов частноправовой унификации. Это значит, что читатель не найдет здесь никакой целостной системы торгового права — ни той, что предлагали дореволюционные коммерциалисты, ни той, что преподается нашими современниками — заполнять образовавшиеся «пустоты» нам будет нечем[10]. В то же время, я не стану отягощать настоящую лекцию материалом хотя и наднационального (союзного) права единой Европы, но не имеющим отношения к праву частному (торговому, и притом, международному) — не получится у нас, следовательно, и той системы, которую конструируют авторы пособий по праву европейскому. Получится у нас система права наднационального (союзного) европейского, и притом, международного и торгового (коммерческого).

  • [1] Например, с любым из используемых нами учебников 2013 г. под ред. А. Я. Капустина (с. 163−387), под ред. С. Ю. Кашкина (т. 2, с. 41−941, т. е. практически вся книга) или под ред. Л. М. Энтина (с. 284−953).
  • [2] Такими источниками могут служить правовые базы данных «Гарант» и КонсультантПлюс", а также ряд сетевых ресурсов, например URL: eulaw.edu.ru/documents/legislation.htm.
  • [3] Например, вот такого сайта по праву Евросоюза: URL: eur-lex.europa.eu/en/index.htm.
  • [4] Вот для примера небольшой перечень такого рода актов: 1973/23 от 19.02.1973 (с изм. и доп. от 22.07.1993), электрооборудование [ДС], 1976/768 от 27.07.1976, косметика [ДС], 1988/378 от 03.05.1988 (с изм. и доп. от 22.07.1993), игрушки [ДС], 1989/106 от 21.12.1988 (с изм. и доп. от 29.09.2003), стройматериалы [ДС], 1993/15 от 05.04.1993, взрывчатые вещества [ДС], 1993/42 от 14.06.1993, медицинское оборудование [ДС], 1997/23 от 29.05.1997, оборудование под давлением [СД], 1997/24 от 17.06.1997, двухи трехколесные моторные транспортные средства [СД], 1999/45 от 31.05.1999, опасные препараты [СД], 2001/37 от 05.06.2001 (с изм. и доп. от 18.06.2009), табачные изделия [СД], 2001/83 от 06.11.2001, лекарственные средства для использования человеком [СД], 2006/42 от 17.05.2006, машины и механизмы [СД], 2007/23 от 23.05.2007, пиротехнические изделия [СД], 1342/2007 Совета ЕС от 22.10.2007 (с изм. и доп. от 13.11.2009), изделия из стали, ввозимые из России [СР], 2009/48 от 18.06.2009, опять игрушки [СД], 2009/72 от 13.07.2009, электрическая энергия и ее рынок [СД], 2009/73 от 13.07.2009, природный газ и его рынок [СД] и т. д. Использованные сокращения: [ДК] - директива Комиссии ЕС (Еврокомиссии); [ДС] - директива Совета министров ЕС; [СД] - совместная (т.е. принятая Европарламентом и Советом министров ЕС) директива; [СР] - совместный регламент. Приведенный перечень помимо своей главной функции (иллюстрации сказанного в основном тексте) позволяет научиться отличать виды документов ЕС — Регламенты от Директив — по их номерам. Можно увидеть, что порядковый номер Регламентов ставится до обозначения года вступления акта в силу, а не после него, как это делается в обозначениях Директив. Так, например, акт с номером 1342/2007 — это Регламент (см. выделение выше), а акт с номером 2007/1342 (если бы он существовал) был бы Директивой ЕС. Замечу еще два момента, важных для успешного отыскания европейских актов в Сети и справочных информационных системах по законодательству. Первое. Официальные номера документов Союза, изданных в 1900;х гг., включают в свое обозначение, как правило, только две последние цифры года (т.е. 73/23 [а не 1973], 76/768 [а не 1976], 88/378 |а не 1988] и т. д.), в то время как годы 2000;е всегда обозначаются полностью, т. е. четырьмя цифрами. И второе. Номера актов, как правило, содержат в себе аббревиатуру наименования издавшей их организации (через «косую черту» в конце номера), т. е. обозначение «/ЕЭС» [/EEC] либо «/ ЕС» [/EU] (73/23/ЕЭС, 76/768/ЕЭС, 97/24/ЕС, 2009/48/ЕС и т. д.). Ни в одной из особенностей надобности нет — они не имеют под собой рациональных причин и ничего, кроме путаницы, в нумерацию актов Союза не вносят. Поэтому номера актов, на которые сделаны ссылки в настоящих Лекциях, приведены нами к стандартным образцам — либо «номер/год» (для Регламентов), либо «год/номер» (для Директив); при этом все годы — как 2000;е, так и 1900;е — обозначаются полностью (четырьмя цифрами), а обозначений типа «/ЕЭС» или «/ЕС» вообще не употребляется.
  • [5] Вот еще один пример — перечень только некоторых (имеющих русский перевод и размещенных в БД «Гарант» и «КонсультантПлюс») Регламентов и Директив ЕЭС и ЕС, касающихся экологической безопасности пищевых продуктов, продукции сельского хозяйства и спиртных напитков: 1966/402 от 14.06.1966 [ДС], 1996/93 от 17.12.1996 [ДС], 258/1997 от 27.01.1997 (с изм. и доп. от 18.06.2009) [СР], 1997/78 от 18.12.1997 [ДС], 2000/13 от 20.03.2000 [СД], 178/2002 от 28.01.2002 [СР], 853/2004 от 29.04.2004 (с изм. и доп. от 17.10.2008) [СР], 854/2004 от 29.04.2004 (с изм. и доп. от 11.03.2009) [СР], 2006/141 от 22.12.2006 [ДК], 110/2008 от 15.01.2008 (с изм. и доп. от 16.12.2008) [СР]. Сокращения — как в предыдущей сноске. Подробнее — см.: Законодательно-нормативные акты Европейского Союза (ЕС) в отношении пищевой промышленности // URL: icc-iso.ru/upload/information_system27/6/l/0/item610/Zakonodatelno_normat_akty_ES.pdf.
  • [6] Так, нас не будут интересовать уже упомянутые нормы права корпораций и нрава несостоятельности, нрава интеллектуальной собственности, право собственности и вещные права, семейные права и алименты, большинство внедоговорных обязательств, неосновательное обогащение, трасты и т. д.
  • [7] Вне всякого сомнения, это — результат сознательной политики. Нет надобности рассуждать о причинах, подтолкнувших Евросоюз к ее проведению — достаточно просто приять это как факт.
  • [8] Таможенный союз, существо понятия общего рынка, свобод перемещения товаров, передвижения лиц, учреждения компаний, предоставления услуг, платежей и перемещения капталов — вот все содержание этой главы. В лучшем случае из нее можно выудить несколько принципов частного права, знакомых студентувторокурснику, но не более того.
  • [9] Например, в гл. 1 и 2 Раздела 4 нет ни одной (я это подчеркиваю: ни одной!) ссылки на акты наднационального законодательства ЕС — только на Принципы Ландо и (совсем немного) на DCFR. В разделе 5 (торговое представительство и посредничество в праве ЕС) наряду с рассмотрением директивы ЕС 1986/653 излагаются материалы национальных законодательств Франции и Германии, а также прецедентное право Англии; раздел 6 (договор купли-продажи в ЕС) написан опять без единой ссылки на наднациональное законодательство Союза — по национальным кодексам, Конвенции ООН 1980 г., Принципам Ландо и ИНКОТЕРМС. При самом снисходительном отношении к понятиям " право ЕС" и " источники права ЕС" внести в число последних национальные законы и судебные прецеденты стран-участниц, международные договоры, не подписанные ЕС, а также акты частноправовой унификации было бы слишком смелым. Стало быть, и названием, точно отражающим содержание рассматриваемого пособия, должно было бы стать, например, такое: «Гражданское и торговое право, действующее на территории стран-участниц Европейского Союза (основные институты)» .
  • [10] Выделяю слово «нам», потому что в практической жизни пустоты, конечно, заполнятся (например, так, как это сделали авторы пособия 2011 г.) — см. об этом далее.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой