Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Советская юстиция с 1945 по 1950-е годы. 
Упразднение Минюста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из документов, наглядно подтверждающих, какого «расцвета» достиг сталинский тоталитаризм, является историко-правовой источник — записка Л. П. Берии в Президиум ЦК КПСС, датированная вскоре после смерти Сталина 26 марта 1953 г. В ней говорилось, что в исправительно-трудовых лагерях, тюрьмах и колониях содержалось на тот момент 2 526 402 заключенных, из них: осужденных на срок до 5 лет… Читать ещё >

Советская юстиция с 1945 по 1950-е годы. Упразднение Минюста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения данной главы студенты должны:

знать

  • • изменения, произошедшие в государстве;
  • • основные черты национальной политики;
  • • роль Министерства юстиции до его упразднения;

уметь

  • • характеризовать изменения в отраслях права;
  • • раскрыть признаки апогея советского тоталитаризма, особенности правовой системы.

Советский народ и государство, судебная система с окончанием войны возвращались к мирной жизни. Вследствие ряда причин процесс этот оказался непростым. Суть данных объективных и субъективных причин олицетворялась в те годы противоречием между двумя тенденциями общественной жизни. Одна из них заключалась в требовании либерализации общественной жизни, прекращения репрессий, сторонники другой, наоборот, обосновывали необходимость еще большей концентрации инквизиционных мер. Поэтому в период апогея сталинского тоталитаризма (1945−1953) в праве и его реализации можно проследить и стремление руководства страны к либерализации и ужесточение законодательства как ответ правительства на новые веяния в общественных отношениях, понимавшиеся большевистской властью как антисоветские.

После окончания войны советское общество (значит, и отношения в нем) значительно изменилось. Более 27 млн человек погибли, миллионы стали инвалидами, война разрушила семьи, появились новые, настораживающие тенденции в идеологии, правосознании, возникли необратимые демографические проблемы, иные, называемые косвенными потерями от войны. В страну вернулись от 5 до 8 млн репатриантов, часть из которых по возвращении на Родину вновь или впервые оказалась в лагерях или была отправлена в ссылку в Сибирь. Эти меры предусматривались, например, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 г. по отношению к особо опасным преступникам, осужденным по политическим статьям, т. е. за участие в белом, антисоветском движении, за принадлежность к националистическим организациям и т. д. В те годы было возбуждено много уголовных дел, но было и значительное количество ложных обвинений в предательстве, вредительстве и других преступлениях.

В стране продолжала существовать система ГУЛАГ, проводились крупномасштабные политические процессы: «Ленинградское дело», «Дело врачей» и т. д. Вместе с тем в 1945- 1947 гг. Военная коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела дела генералов Власова, Шкуро, атаманов Семенова, Краснова и других лиц, боровшихся с советской властью. Иногда, даже спустя много лет, трудно определить степень справедливости возмездия, например по отношению к предателям, солдатам РОА, казакам на службе вермахта и репрессий к членам их семей или к лицам, по сути невиновным в совершении преступлений (врачи, учителя, священники, эмигранты и т. д.). Так, в Австрии в 1945 г. были разоружены и отправлены в СССР казачьи полки, казаки с их семьями были переданы советскому правосудию. Военный суд осудил всех, независимо от их вины.

Осужденные по «политическим преступлениям» не подлежали амнистии. В частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 г. «Об амнистии в связи с победой над Гитлеровской Германией» не распространялся на обвиненных в контрреволюционных преступлениях. В отношении значительного количества осужденных по другим статьям (за исключением рецидивистов) Указ постановлял освободить от наказания, сократить вдвое срок лишения свободы, снять судимость, а также прекратить находившиеся в производстве следственные дела, предписывал не взыскивать административные штрафы. Данный акт имел позитивное значение, смягчал несправедливость неоправданных обвинений. Но параллельно нарастала тенденция ужесточения наказаний, возобновления репрессий, что говорило об усилении сталинского тоталитаризма.

В соответствии с указами Президиума Верховного Совета СССР усиливалась ответственность за наиболее тяжкие уголовные преступления. В 1947 г. вышли указы «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества в целях усиления охраны социалистической собственности» и «Об ответственности за разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну». В 1948 г. появились указы об усилении уголовной ответственности за изнасилование, самогоноварение и другие преступления против чести, здоровья, жизни граждан. «Заботой» о браке и семье руководствовались подписывающие указ 1948 г., запрещавший браки с иностранцами. Таким образом, проявлялась тенденция ужесточения наказаний, установления множества различных запретов, ограничений граждан в их правах, т. е. мер репрессивно-карательного характера.

Приоритет государственных интересов над интересами личности в то время особенно наглядно вырисовывается из ряда подзаконных актов послевоенного времени, в частности, Инструкции Наркомюста СССР № 7 от 1 февраля 1945 г., а также из Сборника приказов инструкций Министерства юстиции СССР с 1936 по 1948 г. Приведенные там документы предписывают немедленное взыскание имущества по исполнительным листам, устанавливают широкий перечень мер уголовного характера по отношению к гражданам, привлекавшимся к административной ответственности, имевшим имущественные обязательства по штрафам, алиментам и т. д. Названные инструкции и приказы действовали в продолжение репрессивной тенденции, основанной еще на ГПК РСФСР 1923 г., инструкциях Наркомюста 1939,1942 гг. Но вместе с тем анализ судебных материалов 1939—1945 гг. показывает, что в исполнительном производстве не было должного порядка, документоведение находилось на крайне низком уровне, дубликатов исполнительных листов не было или они оказывались утерянными в годы войны.

Апогей тоталитаризма характеризуется не только исполнительным производством, но и развитием системы наказаний в послевоенной стране. После войны количество лагерей в системе ГУЛАГ и число осужденных стали возрастать. К отбывающим наказание прибавились репатриированные и интернированные в СССР граждане, бывшие советские военнопленные, немецкие военнопленные, жители советской Прибалтики, запада Украины и Белоруссии, где тоже начались репрессии. Кроме лиц, действительно заслуживших наказание за предательство Родины, было немало и невинно или неоправданно строго осужденных. В системе ГУЛАГ теперь насчитывалось свыше 2,5 млн заключенных. Статистика показывает, что уже более 10% промышленной продукции в СССР создавалось их силами. Страна превращалась в полицейское, тюремное государство с признаками рабовладельческого общества и крепостничества и лагерной экономикой. В широком смысле слова политика коммунистической партии разрушала основы социализма, дискредитировала в глазах народа идеи реального народоправства.

В системе ГУЛАГ согласно постановлению Совета Министров СССР от 21 февраля 1948 г. выделялась группа особых лагерей. В таких местах лишения свободы, отличавшихся помимо прочего сверхстрогими условиями содержания и повышенными нормами трудовой выработки, концентрировались осужденные за шпионаж, диверсии, террор, троцкисты, меньшевики, эсеры, члены иных «антисоветских» партий, националисты, белоэмигранты и др., обвиненные по «политическим статьям» .

Другая тенденция послевоенного времени показывает некоторые элементы либерализации в уголовном преследовании. Например, послевоенная амнистия освобождала от наказания, предусматривала сокращение срока лишения свободы, прекращение уголовного преследования, снятие административных штрафов по отношению к широкому кругу граждан, не представлявших серьезной опасности для общества.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. отменялась смертная казнь. Однако в условиях тоталитарного государства отмена не могла закрепиться в практике и уже 12 января 1951 г. смертная казнь вводится вновь по отношению к наиболее опасным преступникам. С 1947 по 1950 г. вместо смертной казни применялся 25-летний срок заключения в лагерях.

На общем фоне эволюции двух тенденций судебные органы страны перестраивались на работу в мирных условиях. В западных регионах страны и на транспорте отменялось военное положение, вновь вводилось довоенное законодательство. Военные трибуналы постепенно прекращали свою деятельность, восстанавливалась их подсудность в соответствии с законами мирного времени, на транспорте трибуналы преобразовывались в линейные и окружные суды.

Определенные изменения после окончания войны затронули и систему органов государственного управления. В марте 1946 г. Правительство СССР (Совнарком) было преобразовано в Совет министров Советского Союза, соответственно наркоматы были переименованы в министерства. Основным политическим стержнем «советской» государственности в СССР все также являлась жесткая иерархическая структура партийных комитетов от райкомов до ЦК партии, где партработники строго следили за исполнением спускаемых «сверху» директив и указаний. Конституция СССР 1936 г. в ст. 126 закрепила превращение партии большевиков в надгосударственную структуру, контроль коммунистов подменял собой прокурорский; судьи, сотрудники НКВД как члены партии, так и беспартийные, субъективно находились под влиянием идеологических догм, что и реализовали на практике всей правоохранительной системы.

Залогом надежного функционирования этой системы являлась деятельность органов внутренних дел и государственной безопасности, роль и влияние ВКП (б) — КПСС в которых были наиболее всеобъемлющими, а авторитет Сталина и Берии непререкаемым. Все победы советское правосудие приписывало только им, все неудачи — проискам «врагов народа», в существовании которых с 1920;х гг. сотрудники правоохранительных органов СССР даже не сомневались.

Вместе с тем осуществлять репрессии в том виде, как это было в 1937 г., было уже невозможно. Поэтому усиление репрессий сопровождалось укреплением процессуальных норм, теоретически основываясь на советской законности. Так, с целью восстановления довоенной системы правосудия в соответствии с Конституцией 1936 г., Законом о судоустройстве 1938 г. в 1945—1946 гг. были организованы выборы судей, не проводившиеся с 1941 г. из-за войны. В последующем они стали устраиваться регулярно.

19 марта 1946 г. для повышения роли советского правосудия Верховный Совет СССР принял Закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генерального Прокурора СССР, что повышало звание и статус генпрокурора и генпрокуратуры страны. До этого, еще в 1943 г., Президиум Верховного Совета СССР учредил для прокурорско-следственных работников 11 классных чинов, устанавливалась сравнительная градация их и приравненных к ним воинских званий. Всем сотрудникам было выдано форменное обмундирование.

Генеральным Прокурором СССР после окончания Нюрнбергского процесса стал Р. А. Руденко. Не умаляя степени причастности к репрессиям тех лет, необходимо отметить высокий профессионализм генпрокуратуры. Так, в Приказе Генпрокурора СССР № 128 от 17 июня 1946 г. говорилось об усилении общего надзора за точным исполнением законов, были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского регулирования на установленные нарушения закона. Из числа приоритетных задач прокуратуры определялись борьба с администрированием, бюрократизмом и волокитой, с незаконными штрафами и мобилизационными работами, защита прав демобилизованных и членов их семей. В документе говорилось и о необходимости совершенствования других отраслей надзора, а также производства расследований совершенных преступлений.

В годы войны и после ее окончания положение с квалификацией сотрудников правоохранительных органов, судов значительно ухудшилось. Количественные и качественные статистические показатели свидетельствовали о том, что от трети до половины народных судей и народных заседателей не имели юридического, а некоторые даже высшего образования, не говоря уже об опыте работы и стаже. Поэтому ЦК ВКП (б) 5 октября 1946 г. принял решение о юридическом образовании в СССР. Качественное юридическое образование и постоянное повышение квалификации юристов должны были способствовать укреплению советской законности.

Знаменательно, что наряду с заботой об образовании, повышении квалификации судей стали больше внимания уделять совершенствованию личных достоинств работников. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1948 г. устанавливал ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями, учрежденными при народных и специальных судах, а также при Верховном Суде СССР для повышения роли советского правосудия. 16 сентября 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР определялся возрастной ценз в 23 года для граждан, избиравшихся народными судьями и народными заседателями. Считалось, что народный судья должен быть не только образованным и сознательным гражданином, но и обладать высокими моральными принципами. Перечисленные акты должны были способствовать укреплению позитивного имиджа советской юстиции, всей системы правоохранительных органов СССР.

Одним из документов, наглядно подтверждающих, какого «расцвета» достиг сталинский тоталитаризм, является историко-правовой источник — записка Л. П. Берии в Президиум ЦК КПСС, датированная вскоре после смерти Сталина 26 марта 1953 г. В ней говорилось, что в исправительно-трудовых лагерях, тюрьмах и колониях содержалось на тот момент 2 526 402 заключенных, из них: осужденных на срок до 5 лет — 590 000, от 5 до 10 лет — 1 216 000, от 10 до 20 лет — 573 000 и на срок свыше 20 лет — 188 000 человек. Из общего числа заключенных количество особо опасных государственных преступников, т. е. осужденных за шпионаж, диверсии, терроризм, а также троцкистов, меньшевиков, эссеров, националистов, содержащихся в особых лагерях МВД СССР, составляло 221 435 человек. Получалось, что осужденных по политическим статьям было менее 10% от общего числа осужденных. Записка, как мы видим, не учитывала еще миллионы человек, репрессированных до войны и во время нее, депортированных, раскулаченных и др. С учетом членов их семей насчитывалось более 10 млн человек.

Смерть Сталина 5 марта 1953 г. завершила собой эпоху советского тоталитаризма. Назревшие в обществе ожидания перемен не могли не сказаться на изменениях во всех сферах общественной жизни, в том числе и в советском правосудии. Период 1945—1953 гг. сменился следующим периодом в истории советского суда послевоенного периода 1953−1991 гг.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой