Детерминанты организованной преступности
3] Международные оценки относят Российскую Федерацию на 130 место по уровню защиты прав собственности из 142 стран, в которых проводилось исследование (в 2009 г. — 121 позиция, в 2010 г. — 128). По уровню влияния организованной преступности на бизнес Россия заняла 119 место (в 2009 г. — 96 место, в 2010 г. — 112). // Согласно данным, представленным в Global Competitiveness Report за 2011 год… Читать ещё >
Детерминанты организованной преступности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бесспорно, у всех этих криминальных «достижений» есть свои социальные причины. Они связаны главным образом с серьезными просчетами и ошибками, допущенными на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослаблением системы государственного регулирования и контроля, несовершенством правовой базы и отсутствием целенаправленной государственной политики в социальной сфере, снижением духовно-нравственного потенциала общества. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за криминологической ситуацией в стране, и как уже отмечалось, сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями[1].
Однако есть и другие факторы, достаточно давно отмеченные зарубежными специалистами, которые детерминируют организованную преступность в любой стране. В большинстве обществ существуют определенные регулирующие механизмы, ограничивающие деятельность организованной преступности с помощью как карательных мер, так и социально-бытовых норм. Однако, когда общество переживает болезненный кризис или находится на этапе необходимых, но разрушительных изменений (распад СССР и становление новой России), оно оказывается не в состоянии приводить в действие свои защитные механизмы — по крайней мере временно[2].
Середина 2000;х гг характеризуется определенной стабилизацией социальной жизни, несмотря на отмеченный большинством социологов по-прежнему продолжающийся процесс развития общественной структуры. В таких условиях возможен запуск названных общественных механизмов. Однако прежде всего необходимо провести стратегические общепрофилактические мероприятия, нацеленные на преодоление разобщенности, отчужденности, маргинальности в обществе; повышение культурно-нравственного и правового уровня населения; воспитание толерантности; развитие институтов благотворительности; формирование здоровых потребностей.
Высокая степень общественной опасности как результат осуществляемой преступными организациями деятельности посягает на основы государства и общества. Не случайно на это обстоятельство специально указывается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
В ряде стран организованная преступность стала представлять опасность для сущности самого государства. Так, недавняя криминальная ситуация в Колумбии, Мексике и Италии характеризовалась тем, что преступные организации создали конкурирующие власти структуры управления, основанные на параллельной экономике.
По данным статистики, результатам оперативной и журналистской информации степень общественной опасности организованной преступности в России за последнее время значительно усилилась.
В сфере экономики она проявляется в ограничении конкуренции и монополии рынка, сокращении поступлений в бюджет и снижении эффективности всего рыночного механизма[3]. Доходы от организованной преступности всегда затрудняют управление экономикой, поскольку они могут способствовать обострению инфляционного давления, создавать дисбаланс отдельных секторов экономики и увеличивать расходы узкого круга лиц на предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества[4].
Воздействие организованной преступности на политику приводит к коррумпированности, влекущей разложение государственного аппарата, подрыву доверия населения к власти, в которую на разных уровнях делегируются представители организованной преступности для лоббирования криминальных интересов (в том числе путем законодательного создания криминогенных условий). В современном информационном мире организованные преступные формирования при осуществлении вмешательства в политику и формируя ценностные ориентации населения контролируют информацию, попадающую в СМИ. Нередко для этих целей приобретаются теле-, радиои иные медиаактивы.
- [1] Иванцов С. В. Организованная преступность: системные свойства и связи (криминологическая оценка). С. 5.
- [2] См.: Российская организованная преступность: новая угроза? / под ред. Ф. Вильямса. С. 21.
- [3] Международные оценки относят Российскую Федерацию на 130 место по уровню защиты прав собственности из 142 стран, в которых проводилось исследование (в 2009 г. — 121 позиция, в 2010 г. — 128). По уровню влияния организованной преступности на бизнес Россия заняла 119 место (в 2009 г. — 96 место, в 2010 г. — 112). // Согласно данным, представленным в Global Competitiveness Report за 2011 год (ежегодный доклад, подготовленный Всемирным Экономическим Форумом).
- [4] Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. М.: Норма, 2010. С. 383.