Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Абсолютная монархия. 
История государства и права зарубежных стран

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расцвет абсолютизма во Франции связан с «королем-солнцем», как называли льстивые царедворцы Людовика XIV, правившего Францией 72 года. Он как-то писал: «Воля бога заключается в том, чтобы всякий, рожденный подданным, повиновался без рассуждений». Народ считался коллективным слугой короля. Сущность абсолютизма Людовик XIV образно выразил однажды в Парижском парламенте, когда тот в очередной раз… Читать ещё >

Абсолютная монархия. История государства и права зарубежных стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Утверждение французского абсолютизма во второй половине XVI в. было обусловлено рядом причин.

Во-первых, развитие капиталистических отношений, мануфактур, складывание общенационального рынка нуждались в сильной королевской власти, способной обеспечить условия для развития отечественной промышленности и торговли, преодоления феодального сепаратизма, таможенных барьеров и унификации правовых норм.

Во-вторых, потребность в абсолютизме была обусловлена необходимостью окончательного политического объединения страны, завершения процесса формирования единой французской нации, нуждавшейся в механизме выражения «общих интересов». Король решительно искоренял сепаратизм местных феодалов.

В-третьих, развитие буржуазных отношений подрывало основы феодального строя, что вело к разорению крестьян, усилению их эксплуатации со стороны феодалов и, как следствие, к нарастанию крестьянского недовольства. Объективно в усилении королевской власти, установлении единообразного административного и правового устройства были заинтересованы города, поскольку это способствовало развитию торговли, ремесел, ограждало их от злоупотреблений сеньоров.

В-четвертых, правящий класс Франции был расколот на гугенотскую (кальвинистскую) и католическую партии, противоборство которых ввергло страну в гражданские войны, продолжавшиеся 36 лет. Покончить с религиозными войнами могла только сильная королевская власть.

Общественный строй абсолютной монархии сочетал сословную структуру феодального, традиционного общества и новые классы зарождающегося буржуазного гражданского общества (буржуазия и пролетариат).

Первым сословием считалось духовенство, превратившееся в крупного земельного собственника, державшего 20% всех земель. Однако власть церкви была ограничена. Согласно Болонскому конкордату 1516 г., заключенному между римским папой и Франциском I, король имел право назначать священнослужителей на церковные должности. Папе было запрещено раздавать духовенству церковные владения во Франции, было ограничено право апелляции в Ватикан по церковным делам, уменьшились поборы в пользу папской курии. Но духовенство сохранило свои привилегии. Священнослужители были освобождены от ряда повинностей: их не брали в армию, они не платили многих налогов, у них был свой суд, своя администрация. Верховным владыкой священников и монахов католической веры являлся папа римский. Священнослужители не могли жениться, а монахини выходить замуж. Духовенство делилось на две разные в социальном отношении группы — прелатов и приходских; на должностях епископов и аббатов крупных монастырей были младшие сыновья знатных семейств.

Основной социальной опорой французского абсолютизма было дворянство, за исключением феодальной знати. Наиболее надежной опорой было " дворянство шпаги"  — мелкое и среднее дворянство, которое имело ряд льгот, не платило налогов. За службу в армии дворяне получали поместье (лен), им выдавалось жалование. Но их экономическое положение ухудшалось в связи с ростом цеп, поэтому им часто приходилось закладывать или продавать свои поместья. Одновременно с этим складывался новый слой дворянства — дворянство мантии — выходцы из буржуазии, покупавшие доходные должности в бюрократическом государственном аппарате. Они оттеснили на второй план оскудевшее старое дворянство. Тем не менее дворянство мантии не во всем было уравнено в правах с наследственными дворянами.

Третье сословие, которое составляли горожане и крестьяне, выполняло основную массу всевозможных повинностей и было основным податным сословием. Оно было неоднородным. Купцы и ремесленники объединялись в цехи и гильдии. Верхушка горожан нещадно эксплуатировала учеников, подмастерьев, преследовала всех, кто хотел изготовлять товар вне цехов и гильдий. В особенно тяжелом положении оказывались малоквалифицированные ремесленники. Городская аристократия всячески препятствовала переходу учеников в подмастерья и мастера, удлиняла срок обучения. Основным источником пополнения рабочих городов были крестьяне. В городах формировался будущий класс пролетариев. Наиболее угнетенным было крестьянство. В связи с ростом товарно-денежных отношений феодалы старались перевести крестьян на денежный оброк, порой силой заставляли их выкупать личную свободу. Однако размер выкупа определялся сеньором, который оставался собственником земли. Основная масса крестьян за пользование участком земли платила ценз, или денежную подать (чинш). Наследственная цензива была преобладающей формой эксплуатации крестьян. Своему господину крестьяне платили еще хлебный оброк — шампар. Число лично зависимых крестьян резко сократилось, но они по-прежнему находились во власти феодала. Крестьяне платили церкви «десятину», в пользу короля — двадцатину, налог с имущества — талью, а также подушную подать. Крестьяне выполняли и всевозможные повинности. По-прежнему сохранялись баналитеты: их заставляли платить за провоз хлеба через мост господина и за выпечку хлеба в его печи. Этот вид налога сохранялся, даже если печи не было, а мост давно развалился. После смерти крестьянина его наследники платили господину за получение наследства. Крестьяне были обязаны покупать в год семь фунтов соли «для горшка и солонки». За покупку контрабандной соли в первый раз наказывали каторгой, во второй — повешением. 27 тыс. акцизных надзирателей — сборщиков налога с вина — в крестьянских погребах мерили бочки, считали бутылки, на заставах обыскивали проезжих и проходящих.

Государственный строй абсолютной монархии. Абсолютизм во Франции имел завершенную и классическую форму. Французский король считался неограниченным монархом. Отсутствовали представительные учреждения, которые бы ограничивали власть короля, существовала основа финансовой независимости монаршей власти — многочисленные налоги. Король издавал и отменял законы, назначал и смещал чиновников и т. д. Считалось, что его власть носила надзаконный, священный характер, а король был наместником бога на земле. По решению созванных в 1614 г. Генеральный штатов французская монархия была объявлена божественной и был введен новый титул короля «король божьей милостью» .

Расцвет абсолютизма во Франции связан с " королем-солнцем" , как называли льстивые царедворцы Людовика XIV, правившего Францией 72 года. Он как-то писал: «Воля бога заключается в том, чтобы всякий, рожденный подданным, повиновался без рассуждений». Народ считался коллективным слугой короля. Сущность абсолютизма Людовик XIV образно выразил однажды в Парижском парламенте, когда тот в очередной раз отверг королевский акт как противоречащий прежним законам и обычаям страны и не зарегистрировал его (эта процедура называлась ремонстрацией). Раздраженный очередной ремонстрацией, Людовик XIV, обращаясь к членам парламента, заявил: «Вы думаете, что государство — это вы? Нет! Государство — это я!». С тех пор письменные протесты парламента воспрещались. Наиболее «принципиальные» члены парламента подвергались гонениям. Сословно-представительные учреждения не действовали.

Управление строилось на принципах бюрократического централизма. Для обсуждения особо важных вопросов король созывал Государственный совет — высший совещательный орган, состоявший из придворной аристократии и «дворянства мантии». Король правил, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат. Его возглавлял канцлер, считавшийся вторым после короля лицом в государстве. Функции министров выполняли государственные секретари, которым поручались определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела, внутренние дела и т. д.). Чтобы ослабить самостоятельность местных властей, был укреплен институт интендантов, осуществлявший функцию административной опеки. Центральное правительство посылало в провинции своих чиновников, которые наделялись большой административной, финансовой и судебной властью. Должность интенданта не покупалась и не продавалась, не передавалась по наследству. Интенданты должны были следить за губернаторами провинций, начальниками бальяжей, городским самоуправлением. Надзор за деятельностью интендантов осуществлял генерал-контролер финансов. Подсчетом налогов занимались счетная палата и палата акцизных сборов. Донесения интендантов собирал совет депеш.

Король опирался на армию и полицию. Армия стала постоянной и состояла главным образом из рекрутов, которые вербовались из местного населения. Появился Генеральный штаб, был введен твердый порядок прохождения службы, но должность офицера, включая должность полковника, могла приобретаться за деньги (в последнем случае — только дворянином). Общественный порядок и безопасность обеспечивала полиция, которую возглавлял генерал-лейтенант. Наряду с полицией безопасности существовала и политическая полиция, боровшаяся с инакомыслящими.

Местное управление было реорганизовано на принципах бюрократического централизма. Вся Франция была разделена на провинции и округа. Во главе провинций стояли назначаемые королем губернаторы. Однако постепенно их власть ограничивается до минимума и возрастает роль направляемых из центра интендантов-чиповников, которые действовали уже не только как контролеры, но и осуществляли судебно-административную власть. Интенданты короля по делам юстиции, пошлинам и финансам подчинялись только монарху или первому министру (канцлеру). Они контролировали местное управление, карали заговорщиков, следили за поведением родовитых вельмож. Выборное городское самоуправление заменяется назначаемыми королем мэрами и муниципальными советниками (эшвенами). Лишь в деревнях общинные советы и старосты были выборными. Однако в условиях авторитарной власти интендантов и сельское самоуправление в конце XVII в. приходит в упадок.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой