Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Выражение согласия на обязательность договора

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статья 14 Венской конвенции 1969 г. устанавливает перечень случаев, когда согласие на обязательность договора выражается посредством его ратификации: в договоре прямо указана необходимость его ратификации; каким-либо иным образом установлено, что участвовавшие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации договора; представители государства подписывают договор под условием… Читать ещё >

Выражение согласия на обязательность договора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выражение согласия на обязательность договора (opinio iuris) — это стадия заключения международного договора, необходимая для его вступления в силу. Все предыдущие стадии не выражают воли сторон на обязательность для них положений договора. Формы выражения opinio iuris — подписание, обмен документами, ратификация, присоединение, утверждение, принятие.

Подписание является одновременно и формой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность. Форма согласия на обязательность — в том случае, если договор не нуждается в последующей ратификации или утверждении. Если в договоре предусмотрена процедура его ратификации, то подписание является только формой аутентификации. Подписание двусторонних договоров производится на основе принципа альтерната (чередования подписей) — своеобразного выражения принципа суверенного равенства государств (не применяется в договорах с участием международных организаций). Суть принципа альтерната: на экземпляре договора, предназначенном для определенной стороны, ее реквизиты (подписи, печати) помещаются на почетном месте. Многосторонние договоры подписываются в алфавитном порядке. Обычно договор открыт для подписания до определенного срока либо до вступления его в силу. После истечения указанного срока или вступления договора в силу государство может стать его участником только путем присоединения.

Ратификация представляет собой окончательное утверждение договора одним из высших органов государства в соответствии с его национальным правом. Аспекты ратификации — внутригосударственный и международно-правовой. В договорах с участием международных организаций место ратификации занимает акт официального подтверждения договора. Порядок ратификации входит во внутреннюю компетенцию государства. Как правило, международные договоры ратифицируются либо главой государства, либо его высшим представительным органом. Национальное законодательство может определять перечень договоров, подлежащих ратификации.

Статья 14 Венской конвенции 1969 г. устанавливает перечень случаев, когда согласие на обязательность договора выражается посредством его ратификации: в договоре прямо указана необходимость его ратификации; каким-либо иным образом установлено, что участвовавшие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации договора; представители государства подписывают договор под условием его последующей ратификации; намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителей или было выражено во время переговоров. Отказ государства от последующей ратификации подписанного договора не является нарушением международного нрава и не расценивается как недружественный акт.

Международное право не устанавливает, какие именно договоры подлежат обязательной ратификации. Это определяется характером договора, его условиями, национальным правом государств. Как правило, ратифицируются договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи; мирные договоры; договоры по территориальным вопросам; договоры о разоружении и режиме государственных границ; о борьбе с отдельными видами преступлений; о выдаче преступников; о правовой помощи.

Ратификационная грамота представляет собой официальный документ, подтверждающий ратификацию. Обмен и депонирование ратификационных грамот — это своеобразное совместное исполнение соглашения государств о юридической обязательности договора. Двусторонние договоры предполагают обмен ратификационными грамотами. Многосторонние договоры — депонирование ратификационных грамот (сдача их на хранение депозитарию договора, который назначается государствами, — какое-либо государство-участник договора, международная организация, главное должностное лицо международной организации). Функции депозитария определены Венской конвенцией 1969 г.

Утверждение (конфирмация) — это предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на его обязательность. Применяется в договорах с участием международных организаций как окончательное одобрение договора организацией или соответствующим органом государства.

Если государство не участвует в подписании договора, оно вправе присоединиться к нему на установленных в договоре условиях. Присоединение осуществляется после вступления договора в силу путем депонирования ратификационной грамоты или документа о присоединении. Например, в 2001 г. был принят Федеральный закон от 12.02.2001 № 11-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам». Принятие договора — это институт, практически идентичный присоединению (отсутствует какая-либо принципиальная разница). Иногда употребляется вместо присоединения.

На любой стадии выражения согласия на обязательность договора государство или международная организация вправе заявить о том, что какое-либо условие договора для них неприемлемо, т. е. сделать оговорку. Оговорка — это одностороннее заявление субъекта договора о том, что он желает исключить или изменить юридическое действие определенного положения договора применительно к себе. Оговорки не допускаются, если они в принципе запрещены самим договором (Конвенция по морскому праву 1982 г., Дополнительная конвенция об упразднении рабства 1956 г.); если договор предусматривает право его участников только на определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; если оговорка противоречит объекту и целям договора. Оговорки делаются только в письменном виде.

Государство, сделавшее оговорку, предлагает новый вариант договорной нормы, поэтому отношения между ним и другими участниками договора регулируются по-разному.

Отношения между данным государством и государствами, принявшими оговорку, регулируются этой новой нормой. Отношения между государством, сделавшим оговорку, и государствами, ее не принявшими, требуют дополнительного урегулирования. В противном случае образуется пробел в правовой регламентации данной проблемы — не может применяться ни новая норма, предложенная государствомсубъектом оговорки (она не признается возражающими государствами), ни норма договора (не признается государством, сделавшим оговорку). Возражение против оговорки не препятствует вступлению договора в силу между государством-субъектом оговорки и возражающими против нее государствами. Оговорка или возражение против нее могут быть в любое время сняты соответствующими государствами (1989 г. — СССР снял свои оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, сделанные при ратификации соглашений в области защиты прав человека).

От оговорок отличаются различные односторонние декларации и заявления, которые государство делает при подписании или ратификации договора (о толковании его отдельных норм, их важности и значении). Такие заявления не нацелены на изменение или исключение какого-либо положения договора. Они не подпадают под режим оговорок и могут быть сделаны к тем договорам, нормы которых запрещают оговорки в принципе (Заявление СССР к Факультативному протоколу 1977 г. к Международному пакту о гражданских и политических правах человека 1966 г.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой