Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Восьмая. 
После Второй мировой войны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стремясь художественно воплотить эти эстетические принципы, Арагон обращается к эпическому жанру, к циклизации романов, что было, как это показало творчество Роллана, Роже Мартен дго Тара, Дюамеля, Ж. Романа и других, характерной приметой литературного процесса в межвоенное двадцатилетие. Он приступает к работе над серией романов под общим значимым названием «Реальный мир». В нее входят романы… Читать ещё >

Восьмая. После Второй мировой войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Франция

Поэзия в послевоенный период: от Арагона до Превера

После освобождения Франции от фашистской оккупации (1944) в стране наблюдался общественный подъем, произошел сдвиг «влево», марксистские идеи получили распространение, в частности, в художественной и научной среде. Коммунисты, «партия расстрелянных», сыгравшая выдающуюся роль в движении Сопротивления, пользовалась значительным влиянием и авторитетом. Одним из символов новой Франции был выдающийся физик, коммунист Фредерик Жолио-Кюри, первый президент Всемирного Совета Мира. Коммунисты были одной из влиятельных сил, некоторое время (до 1947 г.) входили в правительство, пока правые не перешли в контрнаступление, а Франция не стала членом НАТО. Кризис IV Республики, усилившийся в условиях «грязной войны» в Алжире, привел к установлению V Республики президентской (с 1958 г.), когда у власти находился де Голль. Несмотря на мощные студенческие выступления в мае 1968 года, в дальнейшем ситуация в стране стабилизировалась. Одновременно стало резко ослабевать влияние компартии, в силу догматической позиции ее руководства и процессов, начавшихся на Западе после разоблачения сталинизма и подавления «пражской весны» (1968). Как эго всегда было в истории французской литературы, насыщенная политической борьбой атмосфера в жизни страны получила прямое отражение в словесном искусстве. Социалистические идеи, особенно в первые послевоенные десятилетия, захватили многих писателей. Среди них выдающуюся роль играл такой художник международного масштаба как Луи Арагон.

Луи Арагон: чувство пути

Дайте мне ваш кафедральный собор, чтобы я во весь голос Выплеснул все, что в себе, как ребенка, ношу, который еще шевелиться не начал.

Л. Арагон

Французские критики, даже те, кто не разделяют политической позиции Арагона (1897−1982), единодушно называют его не только крупнейшим поэтом Франции XX в., но и явлением мировой литературы. Его творческое наследие обширно: поэзия, проза, критика, публицистика. Его писательский путь, плодотворный, до предела насыщенный трудом и исканиями, продолжался более шести десятилетий. Верный своим глубинным гуманистическим убеждениям, Арагон был писателем ангажированным в лучшем смысле этого понятия, связанным со своим временем. Большой художник, он менялся, и внутренней доминантой его творчества было «чувство пути». Это не всегда учитывали критики советского периода, которые «выпрямляли» Арагона, представляя в качестве классического образца писателя-коммуниста, соцреалиста и друга Советского Союза.

Луи Арагон был выходцем из состоятельной семьи, в 1916 г. поступил на медицинский факультет Сорбонны, но спустя два года оказался па фронте в санитарных частях и тогда же стал публиковать свои первые поэтические опыты в парижских журналах. В 1920;е гг. он вместе с Полем Элюаром был активным участником движения сюрреалистов, весьма влиятельных в художественной жизни Франции, особенно в первое послевоенное десятилетие. Арагона привлекают в сюрреализме два момента: с одной стороны их художественное новаторство, тяга к эксперименту, наполнение слова и ритма свежим, неожиданным значением; с другой — дух безоглядного бунта против буржуазного мира, морали, уклада. Позднее Арагон критически оценил свою эстетическую позицию: «Долго этот бунт сохранял для меня анархическую форму, и долго прежний дадаист умел только аплодировать, не понимая, где его настоящие союзники, т. е. те, с которыми он должен соединиться» .

Это стало очевидным для Арагона к середине 1920;х гг.: безоглядное бунтарство открылось для него как бесплодное и малоперспективное. Но сами художественные эксперименты сюрреализма отнюдь не были им забыты. В 1927 г. Лрагон вступает в компартию Франции.

В 1930 г. впервые приезжает в СССР, где принимает участие в Харьковской международной конференции революционных писателей. С тех пор — он частый гость нашей страны. В 1928 г. он знакомится с сестрой Лили Брик, Эльзой Триоле, ставшей его женой, талантливой писательницей, другом и единомышленником. Важным становится для него знакомство с В. Маяковским, поэтом, «стоящим на вершине нашего столетия». Увиденное в нашей стране дает Арагону материал для поэмы «Красный фронт» (1931). Позднее посещение заводов, возведенных в годы первой пятилетки, находит отзвук в цикле стихов «Ура, Урал» .

Наряду с поэзией Арагон в 1930;е гг. уделяет большое внимание вопросам теории и критики, находясь в русле тех эстетических приоритетов, которые были характерны для марксистской критики тех лет. Его интересуют проблемы, связанные с искусством нового типа, о чем свидетельствуют его работы под красноречивыми названиями: книга «За социалистический реализм» (1935), речь «Реализм социалистический и реализм французский» (1937). В ту пору он полагает возможным появление искусства социалистического, революционного во Франции, стране буржуазной, однако богатой художественными демократическими традициями.

Стремясь художественно воплотить эти эстетические принципы, Арагон обращается к эпическому жанру, к циклизации романов, что было, как это показало творчество Роллана, Роже Мартен дго Тара, Дюамеля, Ж. Романа и других, характерной приметой литературного процесса в межвоенное двадцатилетие. Он приступает к работе над серией романов под общим значимым названием «Реальный мир». В нее входят романы «Базельские колокола» (1934), «Богатые кварталы» (1936), «Путешественники на империале», «Орельен» (1944). В романе — период от преддверия Первой мировой войны, Базельского антивоенного конгресса 1912 г. до начала Второй мировой войны (1939). Каждый из романов лишен четкой композиции, состоит из множества эпизодов, в которых задействовано немалое число героев. Среди них есть наиболее значимые. Они представляют разные слои французского общества: пролетарии, бунтари, представители власть имущих, интеллигенты, живущие в мире любовных переживаний; хозяева мира, равнодушные ко всему, что их лично не касается.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой