Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные направления реализации результатов оперативно-разыскной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения указанных целей следует запрашивать у органов, осуществляющих ОРД, подлинники документов, которыми оформлялось осуществление оперативно-разыскного мероприятия. Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия предметов, материалов и документов, получения сообщений, видеои аудиозаписей, фотоматериалов, копий и слепков, а также должно… Читать ещё >

Основные направления реализации результатов оперативно-разыскной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результаты ОРД в уголовном преследовании могут:

  • • служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;
  • • использоваться для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;
  • • применяться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ.

Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления:

  • 1) о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены;
  • 2) при каких обстоятельствах имело место их обнаружение;
  • 3) о лицах, его совершивших, и очевидцах преступления, если они известны;
  • 4) о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами;
  • 5) о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Изученные нами уголовные дела позволяют сделать вывод, что практика использования информации, полученной оперативным путем, на стадии возбуждения уголовного дела, как правило, складывается:

  • а) из рапорта оперуполномоченного об обнаружении признаков преступления;
  • б) протокола проведенного им осмотра места происшествия;
  • в) объяснений лиц, участвующих в осмотре;
  • г) протоколов освидетельствования лиц, передававших или получавших контролируемый предмет, с целью обнаружения следов спецхимвещества, если этот предмет им ранее обрабатывался;
  • д) протоколов личного досмотра лиц, задержанных с поличным, при изъятии оружия, боеприпасов и наркотических средств;
  • е) отношения о назначении предварительного исследования оружия, боеприпасов или наркотических средств и справки специалиста о результатах проведенного исследования;
  • ж) объяснений лиц, являвшихся участниками или очевидцами документируемого события;
  • з) аудиозаписей переговоров участников документируемого события.

Все эти материалы предоставляются в распоряжение следователя и на их основе принимается решение о возбуждении уголовного дела.

Следует отметить, что оперативные подразделения слабо используют такое процессуальное средство реализации материалов, добытых оперативным путем, как возбуждение уголовного дела, с последующим производством неотложных следственных действий по закреплению следов преступления. Среди изученных уголовных дел только одно было возбуждено начальником оперативного подразделения.

Между тем в ст. 157 УПК РФ предусмотрено возбуждение уголовного дела органом дознания и проведение неотложных следственных действий при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно. В основном это случаи, когда промедление в реагировании на сообщение о подготавливаемом или совершающемся преступлении может привести к тяжким последствиям, у трате возможности задержания виновных с поличным, утрате доказательств и обеспечения возмещения материального ущерба.

Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения:

  • 1) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда;
  • 2) лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела;
  • 3) возможных источниках доказательств;
  • 4) местонахождении предметов, которые могут претендовать на статус вещественных доказательств;
  • 5) других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны:

  • 1) позволять формировать доказательства, соответствующие требованиям уголовно-процессуального законодательства;
  • 2) содержать указания на оперативно-разыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства;
  • 3) содержать сведения, позволяющие в условиях уголовного судопроизводства проверить доказательства, сформированные на их основе;
  • 4) содержать иную информацию, имеющую значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Для достижения указанных целей следует запрашивать у органов, осуществляющих ОРД, подлинники документов, которыми оформлялось осуществление оперативно-разыскного мероприятия. Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия предметов, материалов и документов, получения сообщений, видеои аудиозаписей, фотоматериалов, копий и слепков, а также должно иметься описание индивидуальных признаков указанных предметов и материалов. Это позволит в дальнейшем использовать их в доказывании в соответствии со ст. 84 УПК РФ.

Оперативно-разыскное мероприятие должно быть проведено уполномоченным на то органом и входить в перечень, установленный ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Оно проводится при наличии оснований, предусмотренных ст. 7 указанного закона, и при соблюдении указанных в ст. 8 условий.

Несоблюдение требований закона об обоснованности проведения таких мероприятий, о порядке их проведения и оформления влечет признание сформированных на их основе доказательств недопустимыми.

Например, в тех случаях, когда до проведения оперативно-разыскного мероприятия «проверочная закупка» у правоохранительных органов не было оснований подозревать лицо в распространении наркотических средств и сам сбыт такого средства стал результатом вмешательства оперативных работников, суды, как правило, констатируют наличие провокации со стороны оперативных работников.

Проведение оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации. При этом судебное решение не требуется только в случае, если оперативный сотрудник, лицо, привлеченное к выполнению оперативно-разыскного мероприятия, входит в жилище с согласия и на условии добровольности проживающих в нем лиц.

Следует учитывать, что проведение повторного оперативно-разыскного мероприятия в отношении одного и того же лица должно быть обосновано и мотивировано, в том числе новыми основаниями и целями, и с обязательным вынесением нового мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Целями повторного мероприятия могут являться пресечение и раскрытие организованной преступной деятельности, установление всех ее соучастников, выявление преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств, установление каналов поступления наркотиков и др. Кроме того, это могут быть случаи, когда в результате проведенного мероприятия не были достигнуты его цели, например, сбытчик наркотического средства догадался о проводимом мероприятии.

Фонограммы, материалы видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами, следователем обязательно должны быть осмотрены и приобщены к уголовному делу. При необходимости по ним могут быть назначены соответствующие экспертизы. В первую очередь это относится к случаям обязательного назначения экспертиз, указанным в уголовнопроцессуальном законе, руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ и решениях вышестоящих судебных инстанций по конкретным уголовным делам.

Например, проведение экспертиз по аудио-, видеозаписям в случае оспаривания их обвиняемыми является обязательным. Так, по одному из уголовных дел суд, отказывая в проведении фоноскопической экспертизы аудиозаписи, указал, что при прослушивании записей на аудиокассетах в судебном заседании никаких следов монтажа не выявлено[1]. В другом случае одним из доказательств вины подсудимых являлись аудиозаписи их разговоров с взяткодателем, при этом они оспаривали принадлежность им голосов. Ни в ходе предварительного следствия, ни в судебном заседании экспертиза для идентификации голосов на пленках не производилась[2]. В обоих случаях приговоры судов были отменены и дела направлены на новое рассмотрение. При этом вышестоящие судебные инстанции отметили, что в первом случае суд выступил в роли экспертного учреждения, каковым он не является, а разрешение данного вопроса требует использования специальных знаний; во втором — что для идентификации голосов необходимо проведение судебной экспертизы.

Оперативные работники и конфиденты нередко лично наблюдают действия, относящиеся к обстоятельствам, имеющим значение для уголовного дела. Поэтому в некоторых случаях они могут быть допрошены в качестве свидетелей, поскольку в силу ст. 56 УПК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. При этом следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поэтому в случаях необходимости привлечения к участию в производстве следственных и судебных действий лиц, внедренных в организованные преступные группы, в том числе штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом уголовно-процессуальным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Укажите, на основании каких нормативных правовых актов представляются результаты ОРД.
  • 2. Каков порядок представления результатов ОРД?
  • 3. Назовите требования, которые предъявляются к сообщению о результатах ОРД.
  • 4. Каковы направления реализации результатов ОРД?
  • 5. На каких условиях осуществляется предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы?
  • [1] См.: БВС РФ. 2000. Н> 5. С. 14.
  • [2] См.: БВС РФ. 1999. № Ц. С. 14.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой