Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Европейский инвестиционный банк

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основную часть средств ЕИБ, направляемых на финансирование инвестиционных проектов, составляют кредиты и займы, предоставляемые государствам — членам ЕС. Исключения возможны в случаях, когда Совет управляющих ЕИБ принимает единогласное решение предоставить кредит или заем для осуществления проектов за пределами ЕС, а также в случаях, когда финансовая помощь третьим государствам со стороны ЕИБ… Читать ещё >

Европейский инвестиционный банк (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А. Цели, задачи и сферы деятельности. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был учрежден Протоколом от 25 марта 1957 г.[1] Уникальность правового статуса ЕИБ заключается в том, что он одновременно является и органом ЕС, и кредитной организацией, самостоятельно действующей на финансовых рынках (хотя и без цели извлечения прибыли). Основы правового положения ЕИБ устанавливаются гл. 4 ДФЕС. Согласно ст. 308 ДФЕС Европейский инвестиционный банк наделяется правосубъектностью, а членами ЕИБ являются государствачлены.

Устав ЕИБ служит предметом отдельного протокола, прилагаемого к Договорам. Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой, по запросу ЕИБ и после консультации с Европейским парламентом и Комиссией либо по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом и ЕИБ, может вносить изменения в Устав Банка.

Статьей 309 ДФЕС установлено, что ЕИБ имеет своей задачей способствовать, обращаясь к рынкам капиталов и к своим собственным ресурсам, сбалансированному и бесперебойному развитию внутреннего рынка в интересах Союза. Для этого путем предоставления займов и гарантий без цели получения прибыли он содействует финансированию следующих проектов во всех секторах хозяйства:

  • — проекты, направленные на повышение благосостояния менее развитых регионов;
  • — проекты, но модернизации или конверсии предприятий либо, но развитию новых видов деятельности, вызванных к жизни созданием или функционированием внутреннего рынка, когда эти проекты ввиду своего масштаба или характера не могут быть целиком покрыты за счет различных средств финансирования, имеющихся в каждом из государств-членов;
  • — проекты, которые представляют общий интерес для нескольких государств-членов, когда эти проекты ввиду своего масштаба или характера не могут быть целиком покрыты за счет различных средств финансирования, имеющихся в каждом из государств-членов.

При выполнении своей задачи ЕИБ содействует финансированию инвестиционных программ во взаимосвязи с интервенциями, производимыми структурными фондами и иными финансовыми инструментами ЕС.

Таким образом, ЕИБ является самостоятельным юридическим лицом, основанным при участии государств — членов ЕС. Уставный капитал ЕИБ полностью состоит из взносов государств — участников ЕС и периодически увеличивается по соглашению всех участников Банка. Доли участия государств-членов в уставном капитале Банка неодинаковы и при каждом очередном увеличении уставного капитала ЕИБ пересматриваются в зависимости от финансового положения отдельных государств[2], ЕИБ существует исключительно за счет собственных средств, имеет обособленный баланс и собственную управленческую структуру.

Несмотря на структурную и управленческую автономию от Союза, ЕИБ тесно связан с ЕС целями своей деятельности. Основной задачей ЕИБ является содействие сбалансированному и устойчивому развитию общего рынка ЕС, которое он осуществляет путем использования собственных ресурсов на рынках капитала. Действуя на некоммерческой основе, ЕИБ предоставляет займы, кредиты и гарантии для обеспечения финансирования проектов, направленных на развитие и укрепление общего рынка[3].

Важно отметить, что при осуществлении финансовой поддержки различных проектов ЕИБ может использовать не только собственные средства, но и привлекать дополнительные ресурсы, выступая посредником на международных рынках капитала. При этом извлечение прибыли не является целью деятельности ЕИБ, а его прибыль направляется, прежде всего, на пополнение собственных средств, в дальнейшем используемых для финансирования инвестиционных проектов. ЕИБ также осуществляет деятельность по размещению средств, аккумулируемых структурными фондами и иными финансовыми учреждениями ЕС.

Основную часть средств ЕИБ, направляемых на финансирование инвестиционных проектов, составляют кредиты и займы, предоставляемые государствам — членам ЕС. Исключения возможны в случаях, когда Совет управляющих ЕИБ принимает единогласное решение предоставить кредит или заем для осуществления проектов за пределами ЕС, а также в случаях, когда финансовая помощь третьим государствам со стороны ЕИБ предусматривается Соглашениями об ассоциации и Соглашениями о торговле и сотрудничестве. При этом предоставление займов и кредитов ассоциированным членам ЕС осуществляется практически в том же порядке, который действует для государств — членов ЕС.

На основании решения Совета управляющих ЕИБ Банк уполномочен предоставлять кредиты на развитие промышленных проектов в приоритетных отраслях, осуществляемых совместно предприятиями государств — членов ЕС и предприятиями третьих стран на территории государств Восточной Европы (например, Польши и Венгрии).

Важно отметить, что ЕИБ содействует финансированию инвестиционных проектов на территории Восточной Европы путем участия в уставном капитале Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Наряду с ЕС ЕИБ является учредителем ЕБРР с долей участия, равной 3% уставного капитала ЕБРР. В отличие от ЕИБ ЕБРР был изначально ориентирован на осуществление финансовой поддержки проектов, осуществляемых на территории третьих государств и при их участии.

Помимо функции финансирования инвестиционных проектов, ЕИБ косвенно участвует в механизме санкций, применяемых институтами ЕС к государствам — нарушителям бюджетной дисциплины. Так, например, в случае нежелания государства — члена ЕС исполнить рекомендации Совета ЕС относительно соблюдения бюджетной дисциплины, Совет вправе «рекомендовать Европейскому инвестиционному банку пересмотреть его кредитную политику в отношении соответствующего государства-члена» (ст. 126 ДФЕС). Пересмотр кредитной политики ЕИБ может повлечь за собой прекращение финансирования проектов, имеющих большое значение для национальной экономики государств-членов, и, соответственно, может являться довольно суровой мерой материальной ответственности за нарушение правил бюджетной дисциплины. Следует отметить, что пересмотр кредитной политики ЕИБ в отношении государства-члена затрагивает не только кредиты, предоставленные национальным правительствам и государственным предприятиям, но также и кредиты, предоставленные частным предприятиям.

Б. Административная структура ЕИБ. Согласно ст. 6 Протокола об Уставе Европейского инвестиционного банка (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) управление ЕИБ и ведение его дел осуществляют Совет управляющих, Административный совет и Руководящий комитет. 1. Совет управляющих состоит из министров, назначенных государствами-членами, и устанавливает общие директивы в отношении кредитной политики Банка в соответствии с целями Союза. Он также следит за исполнением этих директив. Кроме того, Совет управляющих:

  • — принимает решения об увеличении подписного капитала;
  • — устанавливает принципы, подлежащие применению к операциям финансирования в рамках задачи Банка;
  • — осуществляет полномочия по назначению и освобождению от должности членов Административного совета и Руководящего комитета;
  • — в соответствии с § 1 ст. 16 принимает решения о выделении финансирования для инвестиционных операций, подлежащих осуществлению полностью или частично за пределами территорий государств-членов;
  • — утверждает ежегодный отчет, составляемый Административным советом;
  • — утверждает годовой баланс, а также счет прибылей и убытков;
  • — утверждает внутренний регламент Банка;
  • — осуществляет другие полномочия и функции, возложенные уставом;

Кроме того, Совет управляющих полномочен единогласно принимать любые решения, относящиеся к приостановлению деятельности Банка и его возможной ликвидации (ст. 7 Протокола).

2. Административный совет принимает решения о выделении финансирования, в частности, в форме займов и гарантий, и о привлечении заемных средств, фиксирует процентные ставки по выдаваемым займам, а также комиссионные и другие сборы. На основании решения, принятого квалифицированным большинством, он может делегировать отдельные свои полномочия Руководящему комитету. Административный совет определяет условия и порядок этого делегирования и осуществляет надзор за исполнением делегированных полномочий. Административный совет следит за наличием в Банке здорового управления и обеспечивает, чтобы ведение дел Банка соответствовало положениям Договоров, настоящего Устава и общим директивам, установленным Советом управляющих. По истечении финансового года Административный совет должен представлять отчет Совету управляющих и после утверждения публиковать его.

Административный совет состоит из 28 администраторов и 18 заместителей. Администраторы назначаются на пятилетний срок Советом управляющих. Каждое государство-член представляет к назначению одного администратора. Комиссия также представляет к назначению одного администратора. Внутренний регламент устанавливает порядок участия в заседаниях Административного совета и положения, подлежащие применению к заместителям и кооптированным экспертам.

Председатель или, в его отсутствие, один из вице-председателей Руководящего комитета председательствует на заседаниях Административного совета без права участия в голосовании. Члены Административного совета отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и компетентности; они несут ответственность только перед Банком (ст. 9 Протокола об Уставе).

3. Руководящий комитет состоит из Председателя и восьми вице-председателей, назначаемых на шестилетний срок Советом управляющих по предложению Административного совета. Их полномочия могут возобновляться. Совет управляющих, постановляя единогласно, может изменять число членов Руководящего комитета. По предложению Административного совета, одобренного квалифицированным большинством, Совет управляющих, также постановляя квалифицированным большинством, может освобождать от должности членов Руководящего комитета. Руководящий комитет обеспечивает ведение текущих дел Байка под руководством Председателя и иод контролем Административного совета.

Руководящий комитет большинством формулирует свои заключения по проектам привлечения заемных средств и выделения финансирования, в частности, в форме займов и гарантий. Совет управляющих фиксирует жалованье членов Руководящего комитета и устанавливает условия несовместимости с их должностями. Председатель или, когда он не может, один из вице-председателей представляет Банк в судебных и внесудебных делах. Члены персонала Банка находятся в подчинении Председателя. Они нанимаются и увольняются Председателем. При подборе персонала должны учитываться не только личные способности и профессиональная квалификация, но также справедливое представительство граждан разных государств-членов. Внутренний регламент определяет компетентный орган для принятия положений, подлежащих применению к персоналу. Руководящий комитет и персонал Банка несут ответственность только перед Банком и осуществляют свои функции полностью независимо (ст. 11 Протокола об Уставе).

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы источники правового регулирования финансовых отношений в ЕС?
  • 2. В чем заключаются особенности финансово-правового режима в ЕС?
  • 3. Что такое бюджет ЕС?
  • 4. Какие нормативные правовые акты регулируют бюджетные отношения в ЕС?
  • 5. Каковы источники формирования бюджета ЕС?
  • 6. Каковы основные направления расходования бюджетных средств ЕС?
  • 7. Как принимается бюджет ЕС? Каковы перспективы развития бюджетной сферы ЕС?
  • 8. В чем заключается роль Европейского инвестиционного банка?
  • [1] Протокол об учреждении ЕИБ в настоящее время является приложениемк ДЕС, которым в 1992 г. был утвержден новый Устав ЕИБ.
  • [2] DIRITTO DELL’UNIONE EUROPEA: Istituzioni е Politiche Comuni. X Edizione, Edizioni Giuridiche Simone — 2001. P. 191—192.
  • [3] Важно отметить, что кредиты, займы и гарантии ЕИБ могут предоставляться не только правительствам государств — членов ЕС, но также и отдельнымпредприятиям, независимо от их формы собственности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой