Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современная государственная гражданская служба Германии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все наиболее важные функции, связанные с выполнением государственных задач, осуществляются профессиональными государственными служащими — чиновниками. В Основном законе ФРГ (ч. 4 ст. 33) предусматривается, что «Осуществление властных полномочий в виде постоянной задачи, как правило, должно поручаться лицам, состоящим на государственной службе и связанным узами публичноправовых отношений службы… Читать ещё >

Современная государственная гражданская служба Германии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ее становление связано с вступлением в силу Основного закона ФРГ 1949 г., который положил конец поддерживаемой оккупационными властями тенденции расщепления единого института государственной службы на разрозненные службы земель и восстановила традиционные принципы немецкой профессиональной службы, имеющей длительную историю развития, начало которой приходится на первую половину XVIII в.

Понятие " государственная служба" охватывает с функциональной точки зрения все виды деятельности по выполнению государственных (публичных) задач, а с точки зрения работы с персоналом — все виды общественных отношений в сфере государственной службы, существующие между отдельными личностями и носителями публичного права в качестве работодателя (патрона[1])•.

Различные публичные задачи в государственных органах, а также в органах и учреждениях публичного права, выполняются не только профессиональными государственными служащими (чиновниками), но и служащими, и рабочими. Таким образом, деятельность в сфере государственной службы может быть основана как на государственно-правовом акте о назначении на должность (чиновники), так и па служебном договоре на основе частного права (служащие, рабочие). Поэтому понятия «чиновник» и «служащий» в Германии не совпадают.

Судьи, учитывая их независимое положение при выполнении ими функций в области юриспруденции, занимают особое положение. Оно определяется законами о судьях Федерации и земель в соответствии с правовым статусом государственного служащего (чиновника).

Все наиболее важные функции, связанные с выполнением государственных задач, осуществляются профессиональными государственными служащими — чиновниками. В Основном законе ФРГ (ч. 4 ст. 33) предусматривается, что «Осуществление властных полномочий в виде постоянной задачи, как правило, должно поручаться лицам, состоящим на государственной службе и связанным узами публичноправовых отношений службы и верности». Конституционная оговорка «как правило» означает, что не исключается выполнение подобных задач и служащими. Предпочтение, отдаваемое при этом чиновникам, основывается на тенденциях развития в течение нескольких столетий, ведущего от «слуги князя» в системе абсолютной монархии к «слуге государства», долг которого заключается в верности и повиновении по отношению к государству, а не к отдельному лицу[2].

Основной закон ФРГ правовое регулирование общественных отношений в области государственной службы предоставляет особым законам, устанавливая только принципы формирования и функционирования государственной службы.

Важные положения, касающиеся института государственной службы в Германии, содержатся практически во всех разделах Основного закона ФРГ. В своей совокупности они составляют основы, на которых строится все законодательство о государственной службе ФРГ. Эти базовые положения Основного закона ФРГ предписываются федеральному законодателю и администрации Федерации и земель.

Основной закон ФРГ (разд. I, ст. 1 — 19) регламентирует основные права и признает их непосредственно действующими в системе государственно-служебных правоотношений. Согласно его ч. 3 ст. 1 «…основные права обязательны для законодательной, исполнительной власти и правосудия как непосредственно действующее право». Однако их осуществление может быть ограничено, если это потребуется для того, чтобы сохранить функции профессиональной государственной службы. Основанием ограничения конституционных прав является закрепление в ч. 4 и 5 ст. 33 Основного закона ФРГ принципа профессиональной государственной службы. Если Основной закон гарантирует институт государственной службы, то это означает, что государственнослужебные отношения с их особой структурой обязанностей являются составной частью конституционного порядка, как и сами основные (конституционные) права.

Указанная ст. 33 Основного закона ФРГ имеет важное значение для организации и функционирования государственной службы Германии. Так, ч. 2 этой статьи устанавливает равный доступ граждан во все государственные органы. Она предусматривает, что «каждый немец имеет равный доступ ко всякой государственной должности в соответствии со своими склонностями, способностями и профессиональной квалификацией», исходя из указанной статьи каждый претендент на государственную должность, хотя и не имеет субъективного права на назначение на должность в системе государственной службы, пользуется правом на компетентную оценку его способностей для занятия соответствующей вакантной должности.

В областях, где в управленческих структурах недостаточно представлены женщины, допускается на основании ч. 2 и 3 ст. 33 Основного закона ФРГ при равной профессиональной подготовке отдавать предпочтение женщинам при замещении должностей государственных служащих.

В ч. 3 ст. 33 Основного закона ФРГ установлен принцип равенства на государственной службе. Никто не может быть ущемлен в своих правах из-за вероисповедания или мировоззрения. Это же касается и принадлежности к политическим партиям[2].

Пользование гражданскими и политическими правами, доступ к государственным должностям, как и права, приобретенные на государственной службе, не зависят от исповедуемой религии. Никому нс может быть причинен ущерб по причине его приверженности или неприверженности к какому-либо вероисповеданию или мировоззрению.

Как следует из вышеупомянутой ч. 4 ст. 33 Основного закона ФРГ, выполнение государственных функций является постоянной задачей состоящих на государственной службе и вменяется им в обязанность. При этом с государством они находятся в особых отношениях верности и повиновения. Как видно, данная норма содержит также положения о преемственности функций, потому что решение государственно-правовых задач в обычных условиях всегда должно оставаться функцией государственных служащих.

В соответствии с ч. 5 ст. 33 Основного закона ФРГ законодательство о государственной службе должно создаваться с учетом традиционных принципов профессионализма в этой сфере. При этом акцент делается на требовании учета «…традиционных принципов, касающихся статуса профессиональных чиновников» .

К важнейшим общепризнанным (традиционным) принципам, касающимся правового статуса чиновников в ФРГ, относятся: пожизненное назначение; обязанность государственного служащего быть верным долгу; партийно-политический нейтралитет; право на участие в профсоюзах и объединениях по профессиям; запрет на забастовки; служебная иерархия и др.

Среди прочих важных для государственной службы норм Основного закона ФРГ следует назвать ст. 34, согласно которой, если какое-либо лицо при исполнении порученной ему государственной должности нарушит свои служебные обязанности перед третьими лицами, то в принципе ответственность несет государство или ведомство, на службе у которого состоит это лицо. Однако при наличии умысла или грубой небрежности сохраняется право регрессного иска. В случае требований о возмещении ущерба и в случае регрессного иска не исключается применение обычного судебного порядка.

Часть 4 ст. 19 Основного закона ФРГ предоставляет возможность обращения в суд каждого лица, чьи интересы нарушены государственной властью. В этих случаях потерпевшие могут предъявлять иски в обычных судах, если не установлена иная подсудность.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Основного закона ФРГ в высших учреждениях ФРГ (т.е. в высших органах федеральной власти и управления) в соразмерном (надлежащем) соотношении должны быть представлены государственные служащие из всех федеральных земель.

Процентный состав представительства отдельных земель не должен быть ни существенно завышен, ни существенно занижен. В других учреждениях федерации набор сотрудников, как правило, производится из жителей той земли, в которой действуют эти учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 60 Основного закона ФРГ федеральный президент имеет право назначать на должности и освобождать от должности федеральных судей, федеральных государственных служащих, офицеров и унтер-офицеров, поскольку законом не установлено иное. Федеральный президент может делегировать эти полномочия другим ведомствам в соответствии с ч. 3 данной статьи. Это широко практикуется.

В соответствии со ст. 70 Основного закона ФРГ законодательство о государственной службе не содержит единого распределения законодательной компетенции. Анализ ст. 73−75 этого Закона позволяет ответить на вопрос о том, имеется ли и в каком объеме исключительная законодательная компетенция (ст. 71−73), конкурирующая законодательная компетенция (ст. 72, 74, 74а) или законодательная компетенция по принятию федерацией основ правового регулирования (ст. 75). Все остальное является законодательной компетенцией земель (ст. 30 и 70)[4].

Согласно Основному закону ФРГ федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по вопросам правового положения лиц, находящихся на службе федерации и корпораций публичного права федерального ранга (ч. 8 ст. 73). Конкурирующая законодательная компетенция распространяется на оплату труда и содержание служащих государственных учреждений, находящихся с ними в публично-правовых отношениях службы и верности (ч. 1 ст. 74а), поскольку федерация не обладает согласно ч. 8 ст. 73 исключительной законодательной компетенцией. В соответствии с ч. 1 ст. 75 федерация имеет право издавать с соблюдением условий ст. 72 нормативные акты по вопросам правового положения лиц, состоящих на государственной службе земель, общин и других корпораций публичного права. По этим вопросам федерация правомочна издавать только основы (рамочные предписания). Они могут содержать лишь в исключительных случаях подробное и непосредственно действующее регулирование. Если по указанным вопросам федерация издает рамочные предписания, то земли обязаны издать в течение установленного законом срока законы земли (ч. 3 ст. 75).

В соответствии с изложенными положениями Основного закона ФРГ различают государственных служащих федерального и земельного уровня и, соответственно, законодательство о федеральной и земельной государственной службе.

Основными действующими федеральными законодательными актами, регулирующими отношения государственной службы Германии, являются:

  • — Общий закон о правовом положении государственных служащих от 1 июля 1957 г.;
  • — Закон о федеральных государственных служащих от 14 июля 1953 г.;
  • — Положение о прохождении государственной службы в ФРГ от 15 ноября 1978 г.;
  • — Закон об обеспечении государственных служащих от 24 августа 1976 г.;
  • — Федеральный дисциплинарный устав от 20 июля 1967 г.;
  • — Закон об окладах федеральных государственных служащих от 27 июля 1957 г.[5].

Основной закон ФРГ закрепляет основы, на которых строится законодательство о государственной службе. Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по вопросам правового положения лиц, находящихся на службе федерации и корпораций публичного права, подчиненных федерации (ст. 73). Принятие таких законов требует одобрения Бундесрата (ст. 74а).

Федерация также имеет право издавать в общих интересах федерации и земель (ст. 72) основополагающие предписания по вопросам правового положения лиц, состоящих на государственной службе земель, общин и других корпораций публичного права (ст. 75).

К области конкурирующего законодательства федерации и земель относятся вопросы оплаты и содержания служащих государственных учреждений. Такие законы требуют одобрения Бундесрата (ст. 74а).

Существует также ряд федеральных законов, а также постановлений Правительства ФРГ, регулирующих права и обязанности отдельных категорий служащих, например, Закон о возмещении дорожных расходов федеральных чиновников, судей и военнослужащих 1973 г., Закон о жаловании чиновников 1986 г., Закон об оплате ежегодных отпусков 1987 г.[6]

Согласно Закону о федеральных государственных служащих федеральным государственным служащим является лицо, находящееся в «публично-правовых отношениях службы и верности» (служебных отношениях) с федерацией либо непосредственно подчиненное федерации «корпорацией, учреждением или организацией публичного права». Служащий, подчиняющийся федерации, является непосредственно федеральным служащим. Служащий, имеющий работодателем подчиненную федерации корпорацию, учреждение или организацию публичного права, является косвенным федеральным служащим[7].

Высшей служебной инстанцией государственного служащего является высшее учреждение его начальника, в сфере компетенции которого он занимает должность.

Непосредственным начальником считается тот, кто может давать государственному служащему указания (распоряжения) по его служебной деятельности.

Кто является начальником службы и непосредственным начальником, определяется структурой публично-правового управления; если начальника службы нет, то компетентная высшая федеральная инстанция выполняет полномочия начальника службы.

Для выполнения государственно-правовых задач государственные служащие назначаются: пожизненно; на время, если служащего используют на определенный срок; на испытательный срок, если служащий обязан его пройти для дальнейшего использования его постоянно и если служащий проходит подготовительную службу.

Положение о прохождении государственной службы в ФРГ («служебная карьера») дает классификацию государственных служащих в аспекте их принадлежности к определенной должности. В целом «служебная карьера» охватывает все должности одного и того же профессионального направления, которые предполагают одинаковую подготовку и образование. К ней относятся также подготовительная служба и испытательный срок.

Общий закон о правовом положении государственных служащих устанавливает четыре вида должностей государственных служащих (или четыре ранга):

  • — нижний (простая служба);
  • — средний (средняя служба);
  • — повышенный (ответственная служба);
  • — высший (высшая служба).

Государственным служащим в пределах каждой группы присваиваются ранги.

При принятии на государственную службу действует правило равных возможностей, которое состоит в том, что назначение на государственную службу производится в соответствии со способностями и профессиональным уровнем подготовки претендента. Запрещена дискриминация с точки зрения пола, происхождения, расы, вероисповедания, а также по религиозным или политическим мотивам.

В ФРГ действуют следующие общие требования для поступления на государственную службу. Государственным служащим может стать только тот, кто является немцем по смыслу ст. 116 Основного закона ФРГ; дает гарантию выступать в поддержку свободного демократического порядка в духе Основного закона; обладает специальным уровнем подготовки и т. д.

По Закону о федеральных государственных служащих возможны исключения из общего правила. Так, в случае служебной необходимости на государственную службу на должность профессора, доцента вуза могут быть приняты иностранцы.

Законодательство ФРГ достаточно подробно регулирует порядок приема на государственную службу. Претенденты определяются с помощью оповещения о наличии свободной должности в специальных печатных сообщениях. Их отбор должен производиться в соответствии с пригодностью, способностями и профессиональными достижениями без учета пола, происхождения, расы, вероисповедания, религиозных или политических взглядов.

Назначение служащих на должность осуществляется после подтверждения их пригодности к государственной службе в результате сдачи экзаменов. Если возраст служащего не превышает 32 лет, он может быть назначен на должность лишь после успешного прохождения испытательного срока. Назначение допускается только на начальную должность.

Назначение федеральных государственных служащих на должность производится федеральным президентом или уполномоченными на это инстанциями.

Государственный служащий считается назначенным на должность после вручения ему грамоты о назначении.

Занятие соответствующих должностей возможно при выполнении ряда условий в зависимости от ранга. Для прохождения службы нижнего уровня требуются: успешное окончание основной общеобразовательной школы или признанный равноценным уровень образования; подготовительная практика к занятию должности. Для прохождения службы среднего уровня требуются: окончание реального училища; подготовительная практика к занятию должности в течение одного года; сдача экзамена на прохождение этой службы. Для прохождения службы повышенного уровня необходимы: школьное образование, дающее право на поступление в высшую школу; подготовительная практика к занятию должности в течение трех лет; сдача экзамена на право службы в этой должности.

Для прохождения службы высшего уровня требуются: окончание высшей школы; подготовительная практика к занятию должности в течение как минимум двух лет; сдача экзамена на право прохождения службы.

Для занятия общей административной должности изучение юридических наук (частное или публичное право), а также изучение экономических, финансовых и общественных наук признаются равноценными.

Независимо от конкретных специфических функций государственным служащим вменено выполнять свои задачи беспристрастно и справедливо и при исполнении служебных обязанностей принимать во внимание благо всего общества.

Государственный служащий всем своим поведением должен демонстрировать приверженность демократическому общественному строю в духе Основного закона ФРГ и способствовать его выполнению. В политической деятельности он обязан соблюдать ту степень умеренности и сдержанности, которые диктуются сто служебным положением по отношению к обществу и обязанностями его ведомства.

Государственный служащий песет полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей. О своих сомнениях относительно правомерности (законности) служебных указаний (распоряжений) госслужащий должен немедленно сообщить своему непосредственному начальнику. Если распоряжение остается в силе, то государственный служащий должен обратиться к следующему вышестоящему начальнику. Если и он подтверждает распоряжение, то государственный служащий должен его исполнить, если требующееся от него поведение не кажется ему наказуемым или противоречащим установленному порядку, или он не усматривает эту наказуемость или нарушение общественного порядка, или если требующееся от него поведение не нарушает человеческого достоинства; от ответственности в этом случае он освобождается. Подтверждение распоряжения при наличии просьбы должно быть дано ему в письменном виде.

Каждый государственный служащий обязан принести следующую присягу: «Клянусь соблюдать Основной закон ФРГ и все законы, действующие в Федеративной Республике, и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, как мне поможет бог». Присяга подтверждает публично-правовые отношения долга и верности между ФРГ и государственным служащим. Служащий увольняется, если он отказывается принести присягу.

Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются в ФРГ соответствующими государственным жалованьем и другими выплатами, а также гарантиями для государственных служащих, обеспечивающими стабильность служебного места и продвижения по службе, а также достойный уровень жизни им и их семьям.

Государственному служащему для всякой иной, помимо службы, работы требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Оно не обязательно лишь для принятия опекунства, ухода за больным или немощным, обязанностей по исполнению завещания, отправления свободной профессии, управления собственным имуществом, деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях. Государственные служащие не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета, управления или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой иной правовой формы.

Государственный служащий обязан в связи со служебной необходимостью выполнять сверхурочную работу. Если сверхурочная работа превышает пять часов в месяц, он получает отгул, причитающийся ему за три месяца сверхурочной работы.

Для регламентации государственно-служебных отношений в Германии характерно единство прав и обязанностей государственных служащих.

Государственные служащие имеют право на обеспечение и защиту. Начальник должен заботиться в рамках особых взаимоотношений с государственным служащим о его благе и благе его семьи, а также защищать его в период его деятельности.

Государственные служащие имеют право на служебные наименования. Они устанавливаются федеральным президентом или уполномоченными на это инстанциями. Наряду с этим государственные служащие имеют право только на присвоенные государством звания и ученые степени. Находящиеся на пенсии государственные служащие могут носить и далее эти наименования с добавлением слов «на пенсии», а также сохраняют звания, принятые государством в связи с определенной должностью.

Законодательством предусмотрено право государственных служащих на определенный должностной оклад. Должностные оклады государственных служащих приведены в Законе об окладах федеральных государственных служащих. Они состоят из основного оклада, местной доплаты, в определенных случаях должностных или определяемых данным местом надбавок, а также прочих доплат и надбавок.

Все вопросы, связанные с оплатой труда, регулируются на единой правовой основе, причем данные правовые нормы действительны и для федерации, и для земель, и для муниципалитетов, муниципальных объединений, органов, учреждений и фондов, являющихся субъектами публичного права.

Особенности, характерные для отдельных земель, могут учитываться лишь в случаях, допускаемых законом.

Конституционной основой оплаты труда государственных служащих является «принцип содержания», который представляет собой один из основных правовых принципов статуса государственного служащего. Оплата труда должна быть соразмерной и соответствовать занимаемой должности.

Государственным служащим гарантируются выплаты по обеспечению. Они предусматривают: пенсионное обеспечение и материальную помощь; обеспечение семьи после смерти государственного служащего; выплаты в случае его исчезновения, несчастных случаев; переходные выплаты и компенсации в особых возрастных случаях. Возрастная граница для выхода государственных служащих на пенсию — 65 лет.

Государственным служащим гарантируется оплата поездок и переезда с одного места жительства на другое.

Каждый государственный служащий имеет право на ежегодный отпуск для отдыха с сохранением полного заработка. Существуют особые правовые акты, регулирующие отпуска для федеральных государственных служащих, находящихся на службе в федеральных органах, а также для государственных служащих, проходящих службу за границей.

Инструкция об особых отпусках для федеральных государственных служащих регулирует предоставление отпусков для политической деятельности, повышения квалификации и прочих признаваемых важными государственно-политических целей.

Государственные служащие имеют право на предоставление отпуска с сохранением оплаты для участия в выборах и референдумах, для борьбы за место в парламенте, а также для выполнения служебных обязанностей, для выполнения почетных обязанностей (например, присяжного заседателя в суде), если этого требует долг перед законом.

Отпуск государственному служащему может быть предоставлен, если это не противоречит интересам службы, для ремесленных, профессиональных, государственно-политических или религиозных, а также спортивных целей, а также в связи с важными личными, прежде всего семейными, обстоятельствами.

Государственным служащим предоставляется отпуск для работы в местных представительных органах.

В законодательном порядке регулируются также вопросы обращения с личными делами государственных служащих. Служащие имеют право на допуск к своему личному делу. Государственные служащие имеют право на обеспечение и защиту. Начальник должен заботиться в рамках особых взаимоотношений с государственным служащим о его благе и благе сто семьи, а также защищать сто в период сто деятельности.

Государственному служащему должно сообщаться обо всех жалобах на него и обо всех отрицательных заключениях о его деятельности до внесения их в личное дело. Его мнение об этом должно фиксироваться в личном деле.

Все государственные служащие имеют право на участие в профсоюзах и других профессиональных объединениях. Применение каких-либо санкций к государственному служащему за подобную деятельность не допускается.

Каждый государственный служащий имеет право на получение служебного свидетельства. Оно выдается по просьбе служащего его непосредственным начальником с указанием занимаемой должности и срока службы. По желанию служащего в нем также могут указываться характер деятельности и достигнутые результаты.

Прохождение службы охватывает все должности одного и того же профессионального направления, предполагающие одинаковую подготовку и образование.

Продвижение по службе включает в себя также подготовительную службу и испытательный срок. Во время испытательного срока и до истечения определяемого законом срока, который составляет как минимум один год, служащий не может быть повышен в должности. Для обычного повышения по службе требуется сдача экзамена.

Соответствующие инстанции, ответственные за порядок прохождения службы, при участии Федерального комитета по кадрам издают правила об уровне образования государственного служащего для получения должности, а также об объеме и характере требований, предлагаемых при сдаче экзамена.

Подготовительная служба низшего уровня длится шесть месяцев, испытательный срок — один год (этот срок может быть продлен). Время работы после достижения 16 лет, не засчитанное в подготовительную службу, может быть засчитано в испытательный срок.

Подготовительная служба среднего уровня продолжается не менее одного года. После прохождения подготовительной службы сдается должностной экзамен (испытательный срок составляет два года). Однако для служащих, сдавших экзамен с результатом выше среднего уровня, он может быть сокращен до одного года или шести месяцев.

Подготовительная служба высшего уровня требует не менее трех лет. После успешной сдачи экзамена служащий проходит испытательный срок, составляющий два года и шесть месяцев.

Служащие среднего уровня могут быть переведены в должность высшего уровня службы, если они прослужили нс менее четырех лет и пригодны к работе на высшем уровне. Ознакомление с новой должностью длится не менее трех лет, после чего сдается переходный экзамен.

После прохождения трехлетнего испытательного срока высшего уровня сдается должностной экзамен. (Половина испытательного срока проходит в органах внешнего управления). Должность высшего уровня службы одного профессионального направления может быть предоставлена особенно способным служащим высшего уровня, если они по своим личным качествам пригодны для такой работы; прослужили не менее 15 лет; в возрасте не менее 40 и не более 58 лет; прошли все требуемые должности, успешно справляются с новой должностью. Ознакомление с новой работой длится не менее трех лет.

Законодательством регулируются также вопросы назначения на должности других кандидатов. При этом вопрос об их пригодности решается Федеральным комитетом по кадрам. Испытательный срок для них определяется следующим образом: низший и средний служебный уровень — три года; высший уровень первой ступени — четыре года; высший уровень второй ступени — пять лет.

Государственный служащий может быть временно откомандирован в другое учреждение в связи со служебной необходимостью для выполнения работы, соответствующей его должности. Для откомандирования требуется согласие служащего, если срок откомандирования превышает один год, а во время испытательного срока — два года.

Служащий может быть переведен по службе в пределах сферы служебных полномочий своего работодателя по своему заявлению или по служебной необходимости. Перевод на должность в другое ведомство без согласия государственного служащего допускается только в том случае, когда новое ведомство означает такое же равноценное прохождение службы и с тем же окончательным основным окладом. При смене управления должно быть выслушано мнение государственного служащего.

При ликвидации учреждения, изменении его структуры, слиянии учреждений на основе законодательного предписания или распоряжения федерального правительства государственные служащие могут быть переведены без их согласия на другую работу с таким же или равноценным прохождением службы. При этом их основные оклады и льготы могут быть меньше прежних.

Перевод государственного служащего в сферу служебных полномочий другого работодателя допускается только с согласия государственного служащего.

В Федеральном дисциплинарном уставе подробно регламентированы последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения государственными служащими возложенных на них обязанностей. Государственный служащий считается совершившим служебный проступок, если он виноват в нарушении исполнения возложенных на него обязанностей.

Даже вне службы, если действия служащего существенно затрагивают интересы его ведомства, в частности влияют на «уважение и доверие к его должности», считается, что он совершает проступок. Однако не каждое нарушение обязанностей влечет за собой применение мер ответственности.

В данном Уставе предусмотрен детальный порядок привлечения государственных служащих к ответственности за служебные проступки (дисциплинарный процесс). Порядок увольнения со службы за проступки (и по другим основаниям) предусмотрен Общим законом о правовом положении государственных служащих и Законом о федеральных государственных служащих.

При рассмотрении дел о дисциплинарных проступках преобладает «принцип благоприятствования», т. е. непосредственный начальник и вышестоящая инстанция решают, следует ли принимать меры в связи с проступком. При этом учитывается не только сам проступок и поведение чиновника при этом, но и его личность, его деятельность, его поведение на службе и вне ее как в положительном, так и в отрицательном отношении.

В качестве дисциплинарных мер в законодательстве установлены: выговор; денежный штраф; уменьшение оклада; перевод на другую должность того же профессионального направления, но с меньшим основным окладом; увольнение со службы; сокращение пенсионного обеспечения; отказ в выплате пенсионного обеспечения.

Выговор может быть объявлен непосредственным начальником; денежный штраф может быть назначен либо непосредственным начальником, или вышестоящей инстанцией в порядке дисциплинарной меры.

Все другие более строгие дисциплинарные взыскания могут назначаться только специальными дисциплинарными судьями в ходе официального дисциплинарного процесса.

Жалоба на дисциплинарное взыскание может быть подана в течение двух недель, если она подается на решение непосредственного начальника, и в течение месяца, если она подается на решение вышестоящей инстанции в федеральный дисциплинарный суд.

Официальный дисциплинарный процесс может быть инициирован возбуждающей дело инстанцией письменным распоряжением. Он включает расследование и судебное разбирательство в дисциплинарном суде.

Возбуждающей дело инстанцией является обычно инстанция, ответственная за назначение государственного служащего. Она определяет руководителя расследования (за исключением тех случаев, когда факты не требуют дальнейшего разъяснения), который и производит сбор информации. Государственный служащий вправе сам просить о возбуждении против него дисциплинарного процесса, чтобы снять с себя подозрения.

Федеральный прокурор, ответственный за ведение дисциплинарных процессов, обязан обеспечивать единообразное выполнение норм дисциплинарного права и охраняет интересы административных органов и всего общества на каждой стадии процесса. Он может потребовать от соответствующей инстанции возбуждения дисциплинарного процесса. Прокурор подчиняется федеральному министру внутренних дел.

Высшими дисциплинарными судами ФРГ являются Федеральный дисциплинарный суд во Франкфурте-наМайне, который принимает решения в составе трех членов (председатель, заседатель с юридическим образованием, второй заседатель, принадлежащий к тому же профессиональному направлению, что и государственный служащий, чье дело рассматривается), и федеральный административный суд в Берлине, где решение выносится в сенатах по дисциплинарным делам в составе трех членов суда: председателя и двух заседателей государственных служащих.

По законодательству служебные отношения прекращаются вследствие увольнения; отстранения от должности согласно дисциплинарным наказаниям, а также ухода на пенсию.

Таким образом, характерными чертами современной модели германской государственной гражданской службы являются:

  • 1) высокая роль политических назначений в системе государственной гражданской службы;
  • 2) разграничение компетенции в системе организации государственной гражданской службы, но уровням управления;
  • 3) многоступенчатая система отбора кадров для государственной службы из выпускников высших учебных заведений с наилучшей успеваемостью;
  • 4) высокий социальный статус государственного гражданского служащего, существование института почетного чиновника;
  • 5) полноценная система гарантий правовой и социальной защищенности служащего, принцип «пожизненного назначения» .
  • [1] См.: Комментарии к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» … С. 554.
  • [2] См.: Комментарии к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» … С. 555.
  • [3] См.: Комментарии к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» … С. 555.
  • [4] См.: Комментарии к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» … С. 557.
  • [5] См.: Комментарии к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» … С. 559.
  • [6] См.: Акулов В. И., Соломатина Е. А. Административно-правовое регулирование государственной службы в Германии // URL: juristlib.ru/book_8325.html
  • [7] См.: Комментарии к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» … С. 561.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой