Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Требования к обращению с различными видами отходов изложены в гл. III Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов утверждаются… Читать ещё >

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основным нормативным правовым актом в области правового регулирования при обращении с отходами является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В настоящее время в стране накоплено более 80 млрд т твердых промышленных и бытовых отходов (количество токсичных отходов составляет 2 млрд т), из них под контролем в хранилищах, могильниках, на складах, свалках, полигонах и других объектах, принадлежащих предприятиям, находится около 1400 млн т отходов. Они занимают огромные территории, в том числе пригородную землю, загрязняют атмосферный воздух, почву, отравляют подземные запасы питьевой воды и негативно влияют на ее поверхностные источники. Рост массы отходов превышает возможности их переработки и утилизации. Имеют место размещение отходов с нарушением действующих санитарных норм, низкий уровень обезвреживания, переработки и их вторичной переработки.

Основные объемы отходов приходятся на сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, энергетику, строительство, лесоводство и др. Одной из наиболее важных и сложных является проблема твердых бытовых отходов (ТБО), образующихся в городах и других населенных пунктах и оказывающих серьезное влияние на их санитарногигиеническое состояние и экологию. Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере обращения с отходами производства и потребления возложена на Минприроды России.

К основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относятся:

  • — охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
  • — научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
  • — использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
  • — комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
  • — использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
  • — доступ к информации в области обращения с отходами;
  • — участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области обращения с отходами.

Приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка, утилизация и обезвреживание отходов.

Общие требования к обращению с отходами включают:

  • — соблюдение экологических, санитарных и иных требований в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
  • — внедрение малоотходных технологий на основе новейших научнотех н и ч ее к их достижений;
  • — соблюдение установленных требований по сбору, транспортированию, обработке, использованию, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, в том числе опасных отходов;
  • — проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
  • — соблюдение требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принятие неотложных мер по их ликвидации.

Требования к обращению с различными видами отходов изложены в гл. III Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов утверждаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора, а на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, а на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

В лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется Росирироднадзором. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются Минприроды России.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель.

Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров, захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Наряду с этим запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, а также отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется Росприроднадзором и органами исполнительной власти субъектов РФ при производстве ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции.

В настоящее время одной из актуальных задач является организация использования отходов для производства товаров (продукции), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачивается экологический сбор. Для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, экологический сбор уплачивается только в отношении самой упаковки. Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации.

Отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством РФ (см., например, Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ввоз отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания запрещается. Ввоз отходов на территорию РФ в целях их утилизации осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке. Порядок трансграничного перемещения отходов установлен постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов».

Нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную (ст. 8.2, 8.6, 8.13, 8.19, 8.31 КоАП РФ), уголовную (ст. 247 УК РФ) или гражданско-правовую ответственность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой