Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объективная сторона представлена действием в виде расходования бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенного… Читать ещё >

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате нецелевого расходования бюджетных средств нарушаются общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации. В первую очередь от данного преступления страдает бюджетный процесс, который представляет собой регламентируемую законодательством деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Объект преступления — общественные отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления бюджетных расходов.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 2851 УК РФ, выступают исключительно бюджетные средства, выделяемые федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ или муниципальным бюджетом.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Объективная сторона представлена действием в виде расходования бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенного в крупном размере.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических и юридических лиц.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Нецелевое расходование бюджетных средств имеет место в ситуациях, когда финансируются расходы, не предусмотренные сметой, либо когда осуществляется расходование бюджетных средств в большем объеме, чем предусмотрено сметой, за счет недофинансирования других расходов. Нецелевое расходование будет иметь место, например, в случае, когда деньги вместо закупки оборудования направляются на ремонт административного здания.

Бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).

Не признаются нецелевым расходованием бюджетных средств их временное размещение на банковских депозитах или их передача в доверительное управление. В этих случаях содеянное может содержать при наличии иных признаков составы злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий или квалифицироваться по ст. 15.14 КоАП РФ («Нецелевое использование бюджетных средств»).

Если же средства противоправно и безвозмездно обращены в пользу третьих лиц, то содеянное следует квалифицировать как хищение (ст. 159 или 160 УК РФ) с использованием служебного положения.

Состав преступления — формальный. Преступление считается оконченным с момента списания средств со счета.

Конститутивным признаком объективной стороны преступления является крупный размер средств, израсходованных на цели, не предусмотренные бюджетом. Крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 млн руб. По п. «б» ч. 2 ст. 2851 УК РФ будут нести ответственность должностные лица, совершившие рассматриваемое преступление в особо крупном размере, который составляет 7,5 млн руб.

В литературе можно встретить утверждение, что данное преступление является частным случаем злоупотребления служебными полномочиями, и соответственно нормы, предусмотренные ст. 285 и 2851 УК РФ, находятся в соотношении общей и специальной. Это утверждение, отчасти подтверждаемое месторасположением уголовно-правовой нормы (вслед за составом злоупотребления должностными полномочиями), представляется не совсем верным. Дело в том, что расходование средств не на те цели, которые предусмотрены бюджетом, зачастую является совершением действий, явно выходящих за пределы должностных полномочий. А это уже образует объективную сторону другого преступления — превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Нецелевое расходование бюджетных средств в одних случаях может представлять собой разновидность злоупотребления должностными полномочиями, а в других — разновидность превышения должностных полномочий. Причем санкция за нецелевое расходование бюджетных средств мягче по сравнению с санкциями ст. 285 и 286 УК РФ, хотя никакого смягчающего обстоятельства в диспозиции ст. 2851 УК РФ не предусмотрено. Такое положение вещей приводит к интересным выводам при оценке содеянного. Нецелевое расходование бюджетных средств в некрупном размере из корыстной заинтересованности путем использования должностным лицом своих полномочий не содержит ни состава злоупотребления должностными полномочиями, ни состава преступления, предусмотренного ст. 2851 УК РФ. Состава нецелевого расходования бюджетных средств не будет в силу отсутствия крупного размера. А состава злоупотребления должностными полномочиями — поскольку совершенное действие предусмотрено другой (специальной) нормой. Аналогичные рассуждения можно привести и в отношении нецелевого расходования бюджетных средств, представляющего собой превышение должностных полномочий.

Субъективная сторона нецелевого расходования бюджетных средств состоит из вины в виде прямого умысла, что характерно для преступлений с формальным составом. Ошибочное расходование бюджетных средств не на те цели не образует состава данного преступления. При наличии соответствующих признаков такие действия могут быть квалифицированы по ст. 293 УК РФ («Халатность»).

Субъект преступления, предусмотренного ст. 2851 УК РФ, — должностное лицо, в полномочия которого входит расходование соответствующих средств. Как правило, это руководители государственных органов, учреждений, главные бухгалтеры. Остальные лица, которые участвуют в этом преступлении, могут нести за него ответственность только со ссылкой на ст. 33 УК РФ как организаторы, подстрекатели или пособники.

По п. «а» ч. 2 ст. 2851 УК РФ должны нести ответственность лица, совершившие нецелевое расходование бюджетных средств группой лиц по предварительному сговору. При квалификации содеянного по данному пункту необходимо учитывать, что исполнителем здесь может быть только должностное лицо, уполномоченное расходовать бюджетные средства, и, соответственно, группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только при наличии не менее двух таких должностных лиц, совместно осуществивших объективную сторону преступления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой