Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальное обеспечение гражданских служащих

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пенсия — широкое понятие. Как указано в ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении, «пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного… Читать ещё >

Социальное обеспечение гражданских служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно Конституции РФ Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция РФ закрепляет права человека в области социального обеспечения. Она гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Постепенный переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения практически всех граждан Российской Федерации. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Под социальным обеспечением следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества[1].

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Источниками права социального обеспечения являются различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношении, который составляет предмет данной отрасли права. Они делятся на законы и подзаконные акты в сфере социального обеспечения.

Политические, экономические и правовые реформы, начатые в России в 90-х годах XX в., вызвали необходимость трансформации всей системы социального обеспечения, определения и законодательного закрепления новых социальных функций и ответственности государства и других субъектов правоотношений в данной сфере.

Реформирование системы социального обеспечения коснулось как всех работников, так и всех государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Достаточно сказать, что в принятый 27.07.2004 Федеральный закон о государственной гражданской службе Российской Федерации относительно социального обеспечения гражданских служащих за последние годы внесены существенные изменения и дополнения. Они касаются вопросов пенсионного обеспечения, выходного пособия при увольнении, улучшения жилищных условий, государственного социального страхования, медицинского обеспечения и других вопросов, относящихся к социальному обеспечению.

В ст. 52 Закона о гражданской службе (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ) указано, что для обеспечения социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется:

  • • медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  • • обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь в соответствии с федеральным законом;
  • • выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • • государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные законами. Например, в силу ст. 53 Закона о гражданской службе (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 № 269-ФЗ) гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Пенсии — один из видов социального обеспечения граждан России. Общий порядок и условия их выплаты сегодня регулируются рядом Федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.

К основным из них следует отнести:

  • • Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов по состоянию на 07.03.2018) — (далее — Закон о пенсионном обеспечении);
  • • Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 04.06.2014; от 19.11.2015);
  • • Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 28.12.2017);
  • • Указ Президента РФ от 18.02.2005 № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров»;
  • • другие нормативные правовые акты.

Закон о пенсионном обеспечении легализовал основные понятия, используемые в этом Законе, конкретизировал круг граждан, имеющих право на пенсию, обозначил виды пенсий, определил условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан, размеры пенсий, а также порядок индексации пенсий.

Пенсия — широкое понятие. Как указано в ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении, «пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию».

Закон о пенсионном обеспечении лег в основу правового регулирования государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, выделив в отдельные статьи особенности государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих.

Краткое содержание этих особенностей заключается в следующем. Государственным гражданским служащим пенсия назначается в основном за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения такого вида пенсии определяется в соответствии с правилами, установленными п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении.

В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации (ст. 19 Закона о пенсионном обеспечении).

Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных гражданских служащих.

Размер пенсии за выслугу лет гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию.

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого, гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перерасчет пенсии за выслугу лет гражданским служащим может производиться в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы в связи с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной гражданской службы Российской Федерации или должности муниципальной службы и (или) замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом (п. 2 ст. 22 Закона о пенсионном обеспечении).

Пенсии гражданских служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации 27.01.2009 принято постановление № 63 «О предоставлении Федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»[2]. Указанным постановлением утверждены «Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»[3] (далее — Правила).

Краткое содержание указанных Правил сводится к следующему.

Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя Федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа — в случае наделения его такими полномочиями) гражданскому служащему в порядке, установленном указанными Правилами, при условии, что гражданский служащий:

  • • не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;
  • • является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на одного человека из числа лиц, проживающих в этом жилом помещении, составляет 15 кв. метров;
  • • проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
  • • является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
  • • проживает в коммунальной квартире независимо от размеров жилого помещения при условии, что все иные жилые помещения в указанной квартире не принадлежат членам семьи прокурорского работника на праве собственности или члены семьи прокурорского работника не занимают такие жилые помещения по договору социального найма;
  • • проживает в общежитии или служебном жилом помещении;
  • • проживает в однокомнатной квартире в составе двух семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и проживающих совместно с ними совершеннолетних детей, состоящих в браке) или в жилом помещении, в котором имеются смежные неизолированные комнаты и количество проживающих семей в котором равно или превышает количество комнат, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной выплаты устанавливается в следующем размере:

  • • 33 кв. метра общей площади жилья — на одного человека;
  • • 42 кв. метра общей площади жилья — на семью из двух человек;
  • • 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи — на семью из трех и более человек.

Для перечисления единовременной выплаты гражданский служащий представляет в государственный орган (территориальный орган федерального государственного органа), осуществляющий перечисление единовременной выплаты, заявление о перечислении единовременной выплаты с указанием реквизитов своего банковского счета, Федеральный государственный орган (территориальный орган федерального государственного органа) перечисляет гражданскому служащему единовременную выплату в течение 10 рабочих дней с даты получения указанного заявления.

Единовременные субсидии на приобретение жилого помещения предоставляются государственным гражданским служащим один раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации.

Гражданский служащий, которому предоставлена единовременная выплата, обязан в течение одного месяца с даты государственной регистрации права собственности на приобретенное (построенное) жилое помещение предоставить в государственный орган, осуществивший перечисление единовременной выплаты, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении жилого помещения (части жилого помещения), которое было приобретено (построено) с использованием единовременной выплаты.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что по общим нормам трудового законодательства включается в понятие «заработная плата»?
  • 2. Назовите общие государственные гарантии по оплате труда всех категорий работников?
  • 3. В чем заключаются особенности оплаты труда гражданских служащих?
  • 4. Что следует понимать под социальным обеспечением гражданских служащих?
  • 5. Какие виды социального обеспечения предусмотрены законодательством Российской Федерации для гражданских служащих?
  • 6. В чем заключаются особенности пенсионного обеспечения гражданских служащих?
  • 7. Какие дополнительные гарантии в сфере социального обеспечения имеют гражданские служащие в соответствии с законодательством Российской Федерации?
  • [1] См.: Право социального обеспечения России: учебник / М. О. Буянова, К. Н. Гусови др. / отв. ред. К. Н. Гусов. М., 2007. С. 11; Кобзева С. Н. Общая характеристика законодательства о социальном обеспечении. Международное российское и зарубежноезаконодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ). — Материалы УП международной научно-практической конференции / под ред. д-ра юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ, академика РАСНК. Н. Гусова. М., 2011. С. 703.
  • [2] См. документ с изм. и доп. в ред. постановлений Правительства РФ от 16.12.2009№ 1027; от 20.02.2010 № 71; от 17.12.2010 № 1045; от 25.03.2013 № 257; от 21.09.2013№ 831; от 26.03.2014 № 230; от 24.11.2016 № 1235; от 26.10.2017 № 1302.
  • [3] См: Система КонсультантПлюс: Российское законодательство (Версия Проф).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой