Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изменение порядка пенсионного обеспечения крымчан и севастопольцев

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пожалуй, самое важное нововведение, которое пришло в правила пенсионного обеспечения крымчан и севастопольцев вместе с Законом № 235- ФЗ, — это специальный порядок подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, и заработка для установления пенсий. Не секрет, что многие граждане не могли подтвердить стаж и заработок в установленном порядке в силу… Читать ещё >

Изменение порядка пенсионного обеспечения крымчан и севастопольцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

.

В ходе практической реализации в Крыму и Севастополе положений пенсионного законодательства РФ, в том числе Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ, возникли вопросы, которые потребовали законодательного урегулирования в целях полного соблюдения пенсионных прав граждан и учета всех обстоятельств, имеющих значение для повышения уровня их пенсионного обеспечения.

В этой связи был разработан и принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 235-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя“» (далее — Закон № 235-ФЗ), который вступил в силу с 4 июля 2016 г.

Все его положения распространяются исключительно на упомянутый выше специальный субъект пенсионных правоотношений — граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя.

Можно выделить три основных новеллы Закона № 235-ФЗ.

Первая из них касается учета при установлении страховой пенсии и исчислении ее размера дополнительных периодов стажа работы, приобретенных на территории Крыма или Севастополя.

Как мы помним, ст. 4 Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ устанавливается приравнивание периодов работы и иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а также нестраховых периодов, имевших место на территории Украины, но 16 марта 2014 г. включительно, и на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. включительно, к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ согласно правовому регулированию РФ.

По общему правилу с 1 января 2015 г. страховой стаж, приобретенный в указанных субъектах РФ, подтверждается в обычном порядке, т. е. на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Вместе с тем незначительное число организаций не успело перерегистрироваться и начать осуществлять с указанной даты свою деятельность на основании российского законодательства и, соответственно, на граждан, работавших в таких организациях, не распространялся Закон об обязательном пенсионном страховании, в связи с чем ими не приобретались пенсионные права. Для соответствующих организаций были установлены сроки завершения процедуры регистрации.

Поэтому в ст. 4 Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ внесены изменения, предусматривающие, что в страховой стаж включаются также нижеследующие периоды работы и иной деятельности, имевшие место в Крыму или Севастополе:

  • — в организациях, которые до 1 марта 2015 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, — по 28 февраля 2015 г. включительно;
  • — в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, — по 30 июня 2015 г. включительно;

в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, — по 31 декабря 2015 г. включительно.

Подтверждаются названные периоды, как и другие приравниваемые периоды, обозначенные в ст. 4 Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Также установлено, что при определении размера страховой пенсии за перечисленные периоды работы, имевшие место на территориях Крыма и г. Севастополя в указанное время, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для формирования расчетного пенсионного капитала устанавливается за периоды работы по трудовому договору исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в ПФР, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16%, и среднемесячной заработной платы в размере 24 245 руб. 70 кои. Необходимое дополнение внесено Законом № 235-ФЗ в ст. 5 Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ (ч. 4.1). При этом данное дополнение не предусматривает такого подхода к формированию расчетного пенсионного капитала за периоды работы по договору гражданско-правового характера, а также за время самостоятельного обеспечения себя работой.

Второе новшество касается возможности исчисления размера страховой пенсии за периоды до 1 января 2002 г., т. е. при оценке пенсионных прав, с учетом среднемесячного заработка (дохода) за период с апреля по ноябрь 1992 г. включительно, указанного в переходной денежной единице Украины — купонах. При этом в целях пенсионного обеспечения купоны пересчитываются в рубли по курсу 1: 1. До вступления в силу Закона № 235-ФЗ такой возможности не существовало, что создавало ситуации, при которых правомочное лицо не могло выбрать наиболее выгодный вариант учета своего заработка для определения размера страховой пенсии. Поэтому значимость данного нововведения с точки зрения защиты пенсионных прав граждан трудно переоценить, с его помощью устранено негативное влияние на размер пенсии факта исключения из подсчета среднемесячного заработка соответствующих сумм заработка, выплаченных в переходной денежной единице — купонах. Кстати, для такого решения имелась не только социальная, но существовали и правовая, и экономическая основы. Исходя из нормативной правовой базы, действовавшей на Украине, введенные после распада Советского Союза в обращение купоны имели законное хождение наравне с рублем и были ему эквивалентны.

Пожалуй, самое важное нововведение, которое пришло в правила пенсионного обеспечения крымчан и севастопольцев вместе с Законом № 235- ФЗ, — это специальный порядок подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, и заработка для установления пенсий. Не секрет, что многие граждане не могли подтвердить стаж и заработок в установленном порядке в силу объективных причин (к примеру, нахождения требуемых документов на территории Украины и отсутствия возможности их получения, отсутствия правопреемников у организаций, создавших справки о работе и, как следствие, невозможности их учета в целях пенсионного обеспечения), что потребовало особого подхода к решению данной проблемы.

В итоге Закон от 21.07.2014 № 208-ФЗ был дополнен новой ст. 5.1, определяющей специальный комиссионный порядок подтверждения периодов работы и заработка, которые не могут быть установлены по общим правилам. Теперь перечислим основные постулаты этого порядка.

  • 1. Для подтверждения по специальным правилам периодов работы и (или) иной деятельности и среднемесячного заработка высшим исполнительным органом государственной власти соответственно Республики Крым и г. Севастополя создается комиссия по реализации пенсионных прав граждан, в состав которой включаются представители органов исполнительной власти субъектов РФ, ПФР, ФНС России, профсоюзов, работодателей, а также архивных учреждений. В каждом субъекте действует собственная комиссия. Положение о комиссии, порядок обращения в нее утверждаются Правительством РФ.
  • 2. Комиссионный порядок применяется только в тех случаях, когда гражданин не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, а также размер заработка в общем порядке, т. е. документами, выданными работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
  • 3. В комиссионном порядке могут быть установлены периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территориях Крыма или Севастополя до 1 января 2015 года. Тем самым периоды работы в других субъектах нашей страны или в государствах — участниках СНГ по специальным правилам не подтверждаются. Такая же территориальная привязка применяется и к среднемесячному заработку, при этом он может быть установлен решением комиссии за периоды до 1 января 2002 г., что связано с правовым значением данного показателя при исчислении размера страховой пенсии.
  • 4. Периоды работы и (или) иной деятельности, установленные решением комиссии, могут учитываться как при определении права на страховую пенсию (страховой стаж), так и в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. (общий трудовой стаж).
  • 5. Решениями комиссии при наличии оснований могут быть подтверждены как периоды работы по трудовому договору (по найму), так и периоды деятельности в качестве самозанятого лица (например, индивидуальное предпринимательство).
  • 6. Нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж согласно ст. 12 Закона о страховых пенсиях, решениями комиссии не подтверждаются, поскольку в ч. 2 и 3 ст. 5.1 Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ прямо говорится о возможности установления комиссией именно периодов работы и (или) иной деятельности, которые включаются в страховой стаж, а не засчитываются в него как нестраховые периоды.
  • 7. Характер работы комиссией не подтверждается. Иначе говоря, стаж на соответствующих видах работ для досрочного пенсионного обеспечения устанавливается только в общем порядке.
  • 8. Комиссии предоставлено право установления периодов страхового (трудового) стажа либо на основании документов, поименованных в Законе, либо на основании свидетельских показаний. Размер заработка комиссией может быть установлен исключительно на основании соответствующих документов (табл. 5.1).
  • 9. Подтверждение периодов стажа свидетельскими показаниями осуществляется комиссией, если отсутствует возможность установить периоды работы и (или) иной деятельности по первому варианту, т. е. на основании документов, указанных в ч. 2 ст. 5.1 Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ. Это означает, что свидетельские показания являются последним способом установления периодов стажа, когда все иные возможности исчерпаны.
  • 10. Комиссия подтверждает стаж по свидетельским показаниям на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина, но совместной работе и располагающих документами о своей работе у того же работодателя и в тот же период, что и гражданин, в отношении которого они дают свидетельские показания. Таким образом, не имеется оснований для учета свидетельских показаний лиц, которые не осуществляли совместно с заинтересованным лицом трудовой деятельности в одной организации, или показаний граждан, которые сами не могут документально подтвердить факт своей работы.
  • 11. Установление комиссией периодов работы и (или) иной деятельности, а также размера заработка осуществляется по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, то есть в территориальный орган ПФР. Данное положение направлено на обеспечение надлежащих и удобных условий для реализации гражданами права на обращение в комиссию.
  • 12. Продолжительность устанавливаемых комиссией по первому (на основании документов) и второму (по свидетельским показаниям) вариантам периодов работы и (или) иной деятельности, необходимых для исчисления страхового (трудового) стажа, не может превышать в общей сложности 15 лет страхового стажа. Из этого следует, что существует ограничение по учету периодов стажа, подтвержденных в комиссионном порядке. Нельзя подтвердить более указанного количества лет стажа. Представляется, что такое решение законодателя обусловливается стажевыми требованиями для назначения обычной страховой пенсии по старости, закропленными в ст. 8 Закона о страховых пенсиях (15 лет после окончания переходного периода).

Таблица 5.1

Документы, на основании которых комиссия может устанавливать стаж и размер заработка гражданина.

Документы для подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж.

Документы для установления заработка за периоды работы до 1 января 2002 г.

Документ, содержащий сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 18 марта 2014 г.

Документ, содержащий сведения о заработке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 18 марта 2014 г.

Расчетная книжка (расчетный лист), оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда.

Документ, содержащий сведения о размере заработка гражданина, выданный организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ.

Документ о доходах физического лица, выданный работодателем до 1 января 2015 г.

Расчетная книжка (расчетный лист), оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда.

Документ, содержащий сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, выданный организацией на основании имеющихся в се распоряжении документов иной организации, нс являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ.

Документ о доходах физического лица, выданный работодателем до 1 января 2015 г.

Документ, содержащий сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) заработке гражданина, имеющийся в наличии у государственной службы занятости населения, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, органов социальной защиты и иных органов исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя.

Иной документ, содержащий сведения о размере заработка гражданина, который может быть учтен комиссией в порядке, определяемом Правительством РФ.

Окончание табл. 5.1

Документы для подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой)стаж.

Документы для установления заработка за периоды работы до 1 января 2002 г.

Документ, подтверждающий уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за период до 18 марта 2014 г.

Документ, содержащий сведения о периодах осуществления иной деятельности, выданный налоговым органом РФ, имеющим в распоряжении документы налогового органа Украины.

Иной документ, содержащий сведения о периодах работы и (или) иной деятельности, который может быть учтен комиссией в порядке, определяемом Правительством РФ.

Как видим, в Законе перечислены основные виды документов, которые могут приниматься во внимание комиссией при рассмотрении того или иного вопроса. Вместе с тем перечень документов не носит закрытого характера, допускается возможность учета и иных документов по правилам, которые будут установлены Правительством РФ.

Рассмотренные нововведения в порядке пенсионного обеспечения граждан России, проживавших в Крыму или г. Севастополе по состоянию на 18 марта 2014 г., применяются не только при новом назначении пенсии, но и при перерасчете ранее установленных пенсий.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Охарактеризуйте особенности законодательства в части пенсионного обеспечения жителей Республики Крым и г. Севастополя.
  • 2. Каковы особенности назначения страховых пенсий в Республике Крым и г. Севастополе?
  • 3. Каков круг лиц, подпадающих под действие специальных норм Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ?
  • 4. Какими документами подтверждается льготный статус?
  • 5. Охарактеризуйте статус лиц, постоянно проживающих в Крыму и г. Севастополе на 18 марта 2014 г., в области пенсионного обеспечения.
  • 6. Каков статус лиц, постоянно проживающих в Крыму и г. Севастополе после 18 марта 2014 г., в области пенсионного обеспечения?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой