Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические аспекты тактики взаимодействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, социально-психологическая совместимость — это важное условие к созданию бесконфликтной ситуации в согласованной работе. Практика показывает, что в процессе служебного общения взаимодействующие стороны постепенно узнают друг друга, что дает возможность правильно прогнозировать варианты поведения партнера по взаимодействию в различных следственных ситуациях, обеспечивать нужную… Читать ещё >

Психологические аспекты тактики взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость психологического подхода к проблемам тактики взаимодействия следователя, работника оперативно-розыскного подразделения и специалистакриминалиста в процессе решения служебных задач имеет большое значение. Как показывает практика, игнорирование психологии субъектов взаимодействия нередко приводит к созданию конфликтных ситуаций в ходе расследования преступлений.

В процессе совместной работы по раскрытию и расследованию преступлений неизбежно встает вопрос о психологической совместимости партнеров по взаимодействию. Под социально-психологической совместимостью специалисты обычно понимают соотнесенность профессиональных и морально-психологических качеств людей. Именно она во многом детерминирует характер общения субъектов взаимодействия, влияет на тактику согласованной деятельности. Когда социально-психологическая совместимость между следователем и другими партнерами по взаимодействию налицо, то, как правило, между ними не возникает серьезных конфликтных ситуаций. В совместной работе они быстро находят «общий язык» и понимают друг друга «с полуслова»; у каждого из них более продуктивно протекают мыслительные процессы по выдвижению следственных версий и разработке путей, средств и методов их проверки; они откровенно, в дружелюбной форме высказывают друг другу взаимные претензии в связи с допущенными в ходе взаимодействия ошибками и упущениями, намечают согласованные меры по их устранению и недопущению в будущем; положительно влияют друг на друга в плане исключения или нейтрализации присущих каждому из них индивидуально-психологических свойств, которые препятствуют эффективному и деловому сотрудничеству, и т. д.

Таким образом, социально-психологическая совместимость — это важное условие к созданию бесконфликтной ситуации в согласованной работе. Практика показывает, что в процессе служебного общения взаимодействующие стороны постепенно узнают друг друга, что дает возможность правильно прогнозировать варианты поведения партнера по взаимодействию в различных следственных ситуациях, обеспечивать нужную синхронность либо асинхронность действий. Все это позволяет избирать такую линию поведения, которая ведет к максимальной эффективности взаимодействия и, как следствие, к достижению желаемых результатов.

Напротив, негативное влияние на результативность взаимодействия оказывает такой фактор, как социальнопсихологическая несовместимость партнеров. Она может корениться в различиях привычек, потребностей, вкусов, пристрастий, привязанностей. Как показывают наблюдения, на начальной стадии взаимодействия незнакомые друг с другом субъекты чаще всего сразу не осознают причину взаимной антипатии и неприязни, неосмысленно относятся к истокам психологического дискомфорта. В дальнейшем эта неопределенность снимается, и антипатия нередко перерастает в конфликт, что резко отрицательно сказывается на результатах взаимодействия.

Известно, что в силу избирательности восприятия психологическая несовместимость также носит избирательный характер. Поэтому один и тот же субъект взаимодействия может вызвать у коллег как симпатию, так и антипатию. Сотрудники должны помнить, что пренебрегать наличием психологической несовместимости между членами взаимодействующего микроколлектива недопустимо, поскольку это чревато серьезными проблемными ситуациями в ходе расследования преступлений. На характер общения в ходе взаимодействия негативно влияют и скоротечные конфликты, в основе которых лежат психологические барьеры — смысловой и эмоциональный. Первый обычно возникает у оперативного работника, если ему неясна, например, сущность поручения следователя; второй — когда субъекты взаимодействия прибегают к грубой, пренебрежительной форме общения. При этом один проявляет заносчивость, грубость, а второй, исчерпав меры урегулирования конфликта, также нередко «становится в позу». В принципе инициатором конфликта может оказаться любой участник взаимодействия; обычно им оказывается тот, который обладает такими личностными качествами, как вспыльчивость, импульсивность, грубость.

Работник правоохранительных органов должен учиться преодолевать отрицательные эмоциональные реакции, стремиться к сдержанности и уравновешенности в любой ситуации взаимодействия независимо от ее психологической окраски. Только таким образом можно приобрести стойкие привычки нравственно допустимого поведения, тот нравственный капитал", который обеспечивает надлежащую этику и тактику поведения. Если же произошел психологический срыв, например, следователь допустил неоправданную резкость в отношении молодого коллеги, он обязан принять меры к нейтрализации негативного эффекта. В подобных случаях необходимо сразу же извиниться. При этом полезно помнить древнее изречение, которое помогает выбрать надлежащую линию поведения с партнером по взаимодействию: «Не делай другому того, чего не желаешь себе» .

Схемы к главе 13

Схема 1.

Схема 1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой