Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие системы социального обеспечения и ее структура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В политическом аспекте социальное обеспечение отражает цели социальной политики государства в данной области. Будучи политическими по характеру, отношения по социальному обеспечению тесно взаимосвязаны с экономическими и социальными отношениями как элементами структуры социального обеспечения. Экономические отношения, являясь в данной структуре основными, через механизм интересов оказывают… Читать ещё >

Понятие системы социального обеспечения и ее структура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под системой в философской науке понимается совокупность взаимодействие элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство1. Социальное обеспечение полностью соответствует признакам системы. Это целостное образование, состоящее из множества комплектов, которые находятся во взаимосвязи.

Определив понятие социального обеспечения, необходимо дать его компонентный (элементный) и структурный анализ как системы. Всякая система имеет внутреннюю организацию (структуру), которая представляет собой совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность[1][2].

Социальное обеспечение — система со сложной структурой, содержание которой может изменяться в зависимости от того, что берется за ее основу. Существуют две основные структуры: структура, но общественным отношениям и структура системы социального обеспечения.

Структура по общественным отношениям — суть строение социального обеспечения как системы общественных отношений. Какие же виды общественных отношений здесь необходимо учитывать? Социальное обеспечение состоит из связанных между собой различных видов общественных отношений: экономических, социальных, политических и правовых.

Отношения по социальному обеспечению как экономические есть часть распределения. Как экономическая категория социальное обеспечение выражает совокупность отношений по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления обобществленной части необходимого и части прибавочного продукта.

Отношения по социальному обеспечению представляют собой часть общественных социальных отношений. В качестве таковых они связаны с обеспечением людей жизненными средствами, расширенным воспроизводством человека как производительной силы. Через институты социального обеспечения происходит обеспечение жизненными средствами определенных категорий людей: достигших пенсионного возраста, инвалидов, временно потерявших трудоспособность, семей с детьми, безработных, малообеспеченных и др. Социальные отношения базируются на экономических отношениях и обусловлены ими.

В политическом аспекте социальное обеспечение отражает цели социальной политики государства в данной области. Будучи политическими по характеру, отношения по социальному обеспечению тесно взаимосвязаны с экономическими и социальными отношениями как элементами структуры социального обеспечения. Экономические отношения, являясь в данной структуре основными, через механизм интересов оказывают на политические отношения определяющее влияние. Связь же политических и социальных отношений выражается в следующем. Социальные отношения определяют содержание и направленность политических отношений. В рамках же политических отношений решаются текущие социальные проблемы. Социальная политика выступает формой организации социальных отношений.

Одним из важнейших элементов структуры социального обеспечения как системы общественных отношений выступают правовые отношения. Их значение обусловлено ролью права в достижении целей социального обеспечения. Содержание правовых отношений в структуре социального обеспечения определяется входящими в нее экономическими, социальными, политическими отношениями. Правовое воздействие на отношения по социальному обеспечению (экономические, социальные, политические) ограничено характером взаимоотношений экономики, социальной сферы, политики и права. Как известно, право вторично по отношению к экономике и в конечном счете зависит от базиса. Поэтому взаимодействие правовых и экономических отношений определяются взаимоотношениями экономики и права[3].

Социальные отношения создают основу для взаимодействия, существования и развития идеологических, в том числе правовых, отношений. Однако они связаны с правовыми отношениями опосредованно, через политические отношения. Право регулирует лишь те социальные процессы, которые получают отражение в политике на данном этапе развития общества.

Тесно связаны между собой правовые и политические отношения в области социального обеспечения. Социальная политика требует от государства применения правовых средств. В свою очередь, социальная политика не только пользуется правовыми нормами как средством для реализации своих целей, но и способствует совершенствованию права[4].

Исследование структуры системы социального обеспечения требует предварительного разъяснения понятия этой системы. Из предыдущих тезисов можно сделать вывод, что к компонентам указанной системы относятся денежные средства, субъекты обеспечения, виды обеспечения, право, точнее, та его часть, которая касается регламентации социального обеспечения, а также органы, осуществляющие это обеспечение. Это дает возможность определить систему социального обеспечения как систему взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, субъектов обеспечения, органов и учреждений, видов обеспечения и нормативных правовых актов.

Компонентами рассматриваемой системы являются ее части (государственная и негосударственная) и подсистемы (финансирование, управление, субъекты обеспечения, виды обеспечения, права), направленные на реализацию прав граждан в сфере социального обеспечения. Каждая из них образует относительно самостоятельную систему с собственным внутренним составом, в то же время все они активно взаимодействуют, в результате чего осуществляется нормальное функционирование системы в целом.

2.2. Подсистема финансирования Подсистема финансирования государственной части основана на двух способах (организационно-правовых формах) финансирования: обязательное социальное страхование и бюджетное финансирование.

Обязательное социальное страхование включает:

  • 1) медицинское страхование;
  • 2) пенсионное страхование;
  • 3) страхование на случай временной нетрудоспособности;
  • 4) страхование в связи с материнством;
  • 5) страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи;

6) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В сфере обязательного социального страхования участвуют застрахованные лица, страхователи и страховщики. Застрахованные лица — это граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, иные граждане в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Страхователями здесь являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, выплачивать страховые взносы. В отдельных случаях страхователями могут быть органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В качестве страховщиков выступают некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц при наступлении страховых случаев. Такими некоммерческими организациями являются ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС. Помимо Закона об основах социального страхования отношения в данной сфере регулируются Законом об обязательном медицинском страховании, Законом о страховании от несчастных случаев, Законом об обязательном пенсионном страховании, Законом о пособиях по временной нетрудоспособности. Тарифы страховых взносов установлены Законом о страховых взносах. С 2012 г. применяются следующие тарифы страховых взносов: в ПФР — 26%, ФСС — 2,9, ФФОМС — 5,1% в рамках предельной базы для начисления страховых взносов. На 2012—2015 гг. данные тарифы составляют: ПФР — 22%, ФСС — 2,9, ФФОМС — 5,1% в рамках предельной базы для начисления страховых взносов. Кроме того, в 2012—2015 гг. на сумму сверх предельной базы для начисления страховых взносов предусмотрены взносы по тарифу 10%, уплачиваемые в ПФР. Для самозанятых лиц (индивидуальные предприниматели и т. д.) предусмотрены особенности: в ФФОМС (обязательно) и ФСС (при добровольном вступлении в отношения по соответствующему виду страхования) устанавливается фиксированный размер взноса в сумме произведения минимального размера оплаты труда на соответствующий тариф, увеличенного в 12 раз, в ПФР — в зависимости от дохода плательщика1.

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются федеральным законом на очередной финансовый год и плановый период. Эти страховые тарифы дифференцированы по классам профессионального риска.

Вторым способом финансирования государственной части российской системы социального обеспечения является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Из федерального бюджета производится социальное обеспечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их судей, федеральных судей, лиц, пострадавших от радиационных воздействий, и др. Из бюджетов субъектов РФ финансируется выплата ежемесячного пособия на детей, социальное обслуживание, государственная социальная помощь, социальная поддержка.

Бюджетное финансирование регулируется БК РФ, федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год и законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год. В этих актах определены расходные обязательства Российской Федерации и субъектов РФ в сфере социального обеспечения. Среди федеральных законов, предусматривающих предоставление отдельных видов социального обеспечения за счет средств федерального бюджета, Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, Закон о государственном пенсионном обеспечении, Закон о социальной защите инвалидов, Закон о ветеранах и др.

Подсистема финансирования негосударственной части системы социального обеспечения РФ включает средства местных бюджетов, срадства организаций-работодателей, страховых медицинских организаций, негосударственных пенсионных фондов. С помощью этих источников осуществляется муниципальное социальное обеспечение, социальное обеспечение на локальном уровне, дополнительное медицинское страхование, негосударственное пенсионное обеспечение.

  • [1] Краткий философский словарь / пол ред. Л. П. Алексеева. М., 2010.С. 348.
  • [2] Там же. С. 374.
  • [3] Семякин М. Н. Экономика и право: проблемы теории, методологиии практики. М., 2006.
  • [4] Парягина О. А. Правовые проблемы социальной политики: учеб, пособие. Иркутск, 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой