Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Расследование неосторожного причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних в образовательных организациях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые субъекты осуществляют образовательную деятельность без получения в установленном порядке лицензии. При этом организация позиционируется как лицензированная, дипломированная. Иногда для всеобщего обозрения выставляется подложная лицензия. Другие субъекты для получения лицензий представляют документы, содержащие недостоверные сведения о наличии всех необходимых условий для осуществления… Читать ещё >

Расследование неосторожного причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних в образовательных организациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Криминалистическая характеристика преступлений данного вида

Организационно-правовой элемент в структуре обстановки преступлений рассматриваемого вида

В структуре обстановки преступлений рассматриваемого вида приоритетное значение приобретает организационно-правовой элемент. К нему относятся прежде всего предусмотренные нормами права требования осуществления образовательной деятельности. Они, среди прочего, касаются и обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних. Нормами права регламентируется также порядок соблюдения установленных требований. Для разных видов и типов организаций, осуществляющих образование, кроме общих для всех такого рода структур, могут издаваться дополнительные, специальные правила.

Образовательная деятельность заключается в обучении по образовательным программам, формируемым в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом содержания примерных образовательных программ.

В ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) выделяются основные образовательные программы общего и профессионального, а также дополнительного образования и обучения.

В законодательстве РФ перечисляется три вида организаций, которые могут осуществлять образовательную деятельность.

В ст. 2 Закона об образовании указывается, что образовательную деятельность могут осуществлять организации: образовательные, ведущие обучение, а также индивидуальные предприниматели, получившие соответствующее разрешение.

юз К образовательным организациям первой из названных групп прежде всего относятся структуры, для которых образовательная деятельность является основной. Существуют также организации, для которых названный вид деятельности является дополнительным.

Кроме того, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 23 Закона об образовании рассматриваемые организации делятся на дошкольные, общеобразовательные, профессионального и высшего образования.

Дошкольные организации осуществляют образовательную деятельность по основным программам дошкольного образования. К целям организации этого типа относятся также присмотр и уход за детьми.

Основной целью общеобразовательных организаций является реализация программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Такие организации при определенных условиях обладают правом обучения по программам дошкольного и профессионального обучения.

К основным условиям осуществления такого рода деятельности относятся наличие лицензии, необходимой материальной базы, учебнометодического обеспечения и квалифицированных кадров, необходимых для выполнения учебных программ и нормативных требований.

Для профессиональных образовательных организаций основной является образовательная деятельность по программам среднего профессионального образования или профессионального обучения.

Образовательные организации высшего образования осуществляют образовательную деятельность по программам высшего образования. Наряду с этим такие организации ведут и научную деятельность.

Как уже упоминалось, некоторые организации ведут образовательную деятельность как дополнительную. К ним относятся учреждения для больных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющие лечение, оздоровление, и иные юридические лица. Для осуществления образовательной деятельности в структуре подобных учреждений создается специализированное подразделение. Деятельность таких подразделений регламентируется положением, которое утверждается головной организацией (ст. 31 Закона об образовании).

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. Они могут работать по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Однако законодательством предусмотрены два обязательных условия, при несоблюдении которых они не могут заниматься таким видом деятельности. Во-первых, экономическим видом деятельности при регистрации субъекта в качестве индивидуального предпринимателя должна быть указана именно образовательная. Во-вторых, он должен быть допущен в соответствии с трудовым законодательством к педагогической деятельности и не лишен права заниматься такой работой (ст. 32 Закона об образовании).

Деление перечисленных выше образовательных организаций проводится по разным основаниям.

Виды образовательных программ указываются в уставе организации и положении о ее структурном подразделении, осуществляющем образовательную деятельность.

Устав и положение принимаются и регистрируются в установленном законом порядке управомоченными субъектами. В этих регламентирующих деятельность образовательных организаций документах содержатся также и правила ее осуществления.

Лицензии выдаются органами исполнительной власти по управлению и контролю за образовательной деятельностью.

Предписания по осуществлению образовательной деятельности содержатся также в правилах внутреннего распорядка образовательной организации, в ее локальных актах по выполнению отдельных элементов образовательной деятельности или осуществлению ее на разных этапах. В данном случае имеются в виду приказы, распоряжения руководителей образовательной организации, утверждаемые ими положения и другие документы. В образовательных учреждениях нередко регламентирована процедура выработки, обсуждения, принятия и введения в действие локальных актов, содержащих правила ведения образовательной деятельности. Так, в общеобразовательных организациях среднего образования зачастую предусматривается участие в разработке анализируемых документов методических групп и объединений преподавателей, педагогических советов, а иногда учащихся, а также их родителей.

В высших учебных заведениях создаются рабочие группы в составе председателей профессорско-преподавательского состава, сотрудников управленческих структурных подразделений, членов ученого совета, участников методических объединений, студентов. Наиболее важные документы обсуждаются и утверждаются на заседаниях советов факультетов, филиалов и вуза в целом.

Порядок осуществления деятельности образовательной организации регламентируется нормативными актами, принимаемыми управомоченными федеральными органами, учреждениями субъектов РФ, муниципальных образований и самими образовательными организациями.

Следует заметить, что такие акты, которые условно обозначаются как регламентирующие документы, содержат не только правила ведения образовательной деятельности, но и контроля за ее осуществлением.

Регламентируется не только образовательная, но и иные, связанные с ней виды деятельности образовательных организаций.

Установленный нормативный порядок деятельности образовательных организаций в реальной действительности иногда не соответствует сложившемуся. Отступления от установленного порядка создают условия, благоприятные для совершения преступлений, в результате которых по неосторожности причиняется вред жизни или здоровью несовершеннолетних.

Эти отступления допускаются на различных этапах деятельности образовательных организаций. На этапе создания допускаются различные нарушения правил и процедур формирования документов для получения права на ведение образовательной деятельности.

Некоторые субъекты осуществляют образовательную деятельность без получения в установленном порядке лицензии. При этом организация позиционируется как лицензированная, дипломированная. Иногда для всеобщего обозрения выставляется подложная лицензия. Другие субъекты для получения лицензий представляют документы, содержащие недостоверные сведения о наличии всех необходимых условий для осуществления образовательной деятельности. Органы управления образованием не всегда проверяют достоверность сообщаемых сведений. В ряде ситуаций представители таких учреждений, участвующие в лицензировании, выявив определенные несоответствия, а также отступления от требований, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, тем не менее дают заключение о возможности предоставления испрашиваемого права на ведение образовательной деятельности. Необоснованные решения о лицензировании образовательных организаций могут быть следствием коррупционной деятельности, небрежности или попустительства вышеназванных лиц.

Нередко недостоверные сведения сообщаются о наличии зданий и помещений, в которых образовательные организации планируют ведение лицензируемой деятельности. Распространенным приемом введения в заблуждение является предоставление недостоверных сведений об использовании вполне пригодных зданий, помещений, которые на самом деле не будут задействованы в образовательной деятельности. В частности, предъявляются гарантийные письма о предоставлении такого рода помещений, договоры об аренде и другие документы, содержащие ложные сведения об указанных обстоятельствах. Подобные документы получаются с использованием коррупционных и иных связей с сотрудниками юридических лиц, обладающих необходимыми помещениями.

Встречаются также случаи предоставления данных о том, что названные здания и помещения не имеют реально наличествующих дефектов, препятствующих использованию для ведения образовательной деятельности.

Основные требования к возведению зданий и помещений для образовательных организаций содержатся в СП 118.13 330.2012, СП 48.13 330.2011, СП 251.1 325 800.2016, СП 252.1 325 800.2016.

Довольно часто вред здоровью или жизни несовершеннолетнего причиняется в помещениях образовательных организаций, на прилежащих к ним открытых игровых площадках, на которых дети проявляют повышенную подвижность.

Среди помещений могут быть выделены спортивные залы, рекреационные зоны, коридоры, лестничные пролеты и т. п.

В некоторых ситуациях даже, казалось бы, незначительные отступления от нормативных требований, как учтенных, так и неучтенных в проектно-сметной документации, могут привести к причинению вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.

Так, монтаж строительных конструкций с острыми углами, выступами и украшениями, режущими кромками ступеней лестниц и ограждений, ненадлежащей высоты может привести к причинению ребенку травм различной степени тяжести.

Существуют правила поддержания в надлежащем состоянии зданий, помещений, контроля за ними. Несвоевременное выявление дефектов отдельных элементов помещений может привести к их обрушению, повреждению электрических, газовых, водных и тепловых сетей, что также может повлечь причинение вреда находящимся в здании несовершеннолетним.

Ненадлежащий ремонт не устраняет опасность причинения физического ущерба.

Например, во время пробежки в спортзале в ходе урока физической культуры ученик запнулся о расщелину в полу и упал. В результате падения он получил перелом левой руки. При проведенной судебно-медицинской экспертизе указанные повреждения руки ученика были расценены как тяжкий вред здоровью.

В ходе осмотра места происшествия было установлено, что на растрескавшихся половых досках спортзала имеются расщелины длиной до 7 мм, пол неровный, покрыт масляной краской на разную толщину.

В процессе досудебного производства по данному факту выявлено, что при проведении ремонта ликвидация неровностей пола спортзала была сведена к простой покраске масляной краской.

Таким образом были нарушены положения п. 5.9.3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251−03» о том, что полы в спортзалах образовательных учреждений должны быть ровными, без щелей и изъянов.

Жесткие требования предъявляются к материалам, используемым для строительства и отделки помещений образовательных организаций. В нарушение СНиП 21−01−97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»[1] в некоторых из них при строительстве и ремонте используются пожароопасные или выделяющие отравляющие вещества материалы.

Запрет на использование отдельных материалов, в частности полимерных, содержится в разделе 5 требований к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений СанПиН 2.4.2.2821−10[2]. Названные материалы выделяют вредные вещества, часть из них легко воспламеняется, при их горении возникают токсичные газы, едкий дым, оказывающие негативное влияние на окружающих.

В нормативных актах также закрепляются требования к безопасности оборудования, используемого в образовательных учреждениях.

Прежде всего это требования к качеству материалов, из которых изготовлено оборудование, его конструкции, технологическим процессам его функционирования, другим свойствам, которые не должны представлять угрозы для безопасности.

Все оборудование может быть условно разделено на две группы. К первой следует отнести общекоммунальные приборы и сети, средства сигнализации и пожаротушения, индивидуальной и коллективной защиты от влияния опасных для жизни и здоровья факторов, возникающих при развитии различных неблагоприятных ситуаций.

Ко второй группе относится оборудование, используемое непосредственно в образовательном процессе. По своей сложности это оборудование может быть разделено на простое, использование которого не требует специального обучения, поскольку не представляет большой сложности. К такому оборудованию, в частности, относится мебель (парты, учебные столы, шкафы и т. п.). К этим атрибутам учебного процесса также предъявляются определенные требования. Так, они не должны изготавливаться из материалов, способных выделять вредные вещества, их конструкция и размеры не должны оказывать отрицательного влияния на организм несовершеннолетнего пользователя.

Важное значение имеет правильная установка мебели. С одной стороны, она должна обеспечивать комфортное расположение пользователя, создающее условия для полноценного осуществления его функций в образовательном процессе. С другой стороны, мебель должна сохранять устойчивость как в покое, так и при использовании. Иными словами, следует устанавливать предметы мебели таким образом, чтобы они не падали на педагогов, обучающихся при использовании по назначению или столкновении с ними указанных или иных лиц. В этих же целях предписывается располагать анализируемые объекты на различном расстоянии друг от друга, чтобы максимально сократить возможности столкновения с ними несовершеннолетних и взрослых, опрокидывания и разрушения таких предметов и связанного с ними причинения вреда здоровью, жизни окружающих.

Многочисленные примеры судебно-следственной практики свидетельствуют о многочисленных нарушениях при установке и эксплуатации спортивных снарядов и оборудования на территориях и в помещениях образовательных организаций. Прежде всего это касается гандбольных, футбольных и хоккейных ворот на спортивных площадках, которые падают на раскачивающихся на них, пытающихся передвинуть их детей.

Попытки жестко закрепить эти спортивные сооружения также приводят к травмам.

Так, в нарушение нормативных требований на спортивной площадке одной из школ ворота для мини-футбола были прикреплены тросами к ограждению в нарушение предписаний национальных стандартов РФ, которыми определены правила установки таких объектов[3].

В образовательный процесс для демонстрации и обучения в настоящее время внедряются современные вещества, приборы и технические средства, неправильное применение которых создает угрозу жизни и здоровью окружающих. Использование такой технической и приборной базы требует специального обучения, чтобы исключить возникновение ситуаций, представляющих угрозу для обучающихся, педагогов и других лиц. К работе с такими средствами педагоги и обучающиеся должны допускаться после инструктажа или более продолжительного специального обучения приемам и правилам обращения с ними, соблюдения при этом норм безопасности.

Анализируемые средства должны храниться и использоваться в учебном процессе, научной деятельности таким образом, чтобы исключить доступ к ним неподготовленных лиц, неосторожные действия которых могут повлечь причинение вреда здоровью и даже жизни несовершеннолетних и взрослых.

Действия несовершеннолетних по использованию таких средств должны контролироваться, чтобы исключить нарушение ими действующих правил. При обучении процесс пользования такими средствами рекомендуется разбивать на несколько этапов. Количество их определяется с учетом специфики и сложности структуры, процессов применения названных средств. В ряде случаев рекомендуется не пассивное наблюдение, а активная помощь педагога, инструктора в выполнении отдельных операций.

Действия педагогов и инструкторов также должны контролироваться, фиксироваться в учебной документации. Там же рекомендуется отражать сложности освоения обучаемыми правил, приемов пользования рассматриваемыми приборами и средствами.

Другими словами, должна создаваться обстановка неукоснительного соблюдения педагогами и обучающими правил безопасности жизни, здоровья. Это должно касаться как предписаний, относящихся к проведению учебных занятий, так и к другой активности в образовательном учреждении.

Поэтому важное значение имеет обеспечение безопасности несовершеннолетних в период перерывов между занятиями и после их окончания. Во время перемен необходимо установить контроль за поведением несовершеннолетних, которые, бегая, прыгая, толкаясь, удерживая и резко открывая двери, совершая другие неосторожные действия, могут причинить вред себе и другим детям.

Правила безопасности должны соблюдаться и в пунктах питания образовательных учреждений. К сожалению, деятельность этих структур далеко не всегда обеспечивает безопасность несовершеннолетних и взрослых потребителей услуг общественного питания.

Руководители некоторых образовательных учреждений устраняются от контроля за деятельностью не подчиненных им пунктов питания.

К подобным учреждениям относятся:

  • — базовые организации школьного питания (комбинаты, школьнобазовые столовые), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство и поставку пищевой продукции в столовые общеобразовательных учреждений;
  • — доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
  • — столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
  • — буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий[4].

Предприятия могут быть структурными подразделениями образовательных организаций (в основном высших) или территориальных органов управления образованием (школьные комбинаты питания). Осуществляются также закупки услуг на общественное питание, для чего рекомендуется проведение аукционов, конкурсов, запросы котировок и предложений. Возможно проведение закупок у единственного участника[5].

В любом случае предприятие питания должно иметь надлежащие оформленные устав, положение и зарегистрировано в установленном порядке в управомоченных органах.

Санитарными нормами и правилами устанавливаются требования к площади, количеству, размерам и дислокации помещений пунктов питания, качеству и монтажу оборудования, процессам выполнения технологических операций по транспортировке, погрузке-выгрузке, хранению, обработке пищевых продуктов[6].

Существуют требования к состоянию здоровья и личной гигиене сотрудников пунктов питания, использованию ими спецодежды и защитных средств при выполнении служебных обязанностей. Они должны иметь санитарные книжки, регулярно проходить медицинские осмотры, не допускаться к работе при наличии признаков инфекций, других болезненных состояний, которые могут распространиться среди несовершеннолетних.

Основные обязанности соблюдения указанных правил возлагаются на сотрудников пунктов питания. Однако руководители образовательных учреждений не должны уклонятся от контроля выполнения требований, предъявляемых к деятельности таких предприятий питания. Активное участие в контроле за работой этих структур должны принимать и медицинские работники образовательных организаций, сотрудники учреждений управления образованием и санитарно-эпидемиологического надзора.

Там, где налажено взаимодействие перечисленных и других субъектов, удается добиться соблюдения правил работы пунктов питания, создания безопасной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Состояние оборудования, зданий, помещений дошкольных учреждений и средних школ, а также наличие в них учебно-методического обеспечения должно ежегодно оцениваться при проведении проверок готовности названных образовательных организаций к учебному году. Такие проверки проводятся комиссиями, формируемыми администрацией субъектов РФ и (или) муниципальных образований. В состав комиссий включаются специалисты территориальных органов управления образованием, здравоохранением, общественным питанием, служб противопожарного, технического, санитарного и иного надзора, представители иных образовательных организаций, профсоюзов, родительских советов и других объединений.

О результатах проверки составляется акт. К анализируемым условиям обстановки относится и сложившийся порядок выполнения необходимых операций в ходе учебных занятий, организация и контроль внеаудиторной работы, проведения свободного времени в образовательном учреждении.

Как правило, порядок этих мероприятий регламентируется приказами, распоряжениями администрации образовательного учреждения, положениями об осуществлении отдельных видов учебной и внеучебной деятельности, правилами внутреннего распорядка, а также правилами поведения в отдельных помещениях (спортзалах, мастерских, лабораториях, библиотеках) и на некоторых территориях (спортивных площадках, испытательных учебных полигонах и т. п.).

Данные же о реально сложившемся порядке отражаются в журналах преподавателей, классов, книгах регистрации использования помещений, территорий, оборудования, актах проверок, журналах учета взаимопосещений, докладных записках проверяющих, объяснениях педагогов и обучающихся, протоколах заседаний педагогических советов, кафедр, собраний учащихся, студентов, на которых обсуждались допущенные нарушения, приказы, распоряжения, изданные по результатам проверок фактов допущенных нарушений.

Полезно также изучение журналов регистрации учащихся, студентов, обращавшихся за помощью в медицинские пункты образовательных учреждений.

Кроме того, в настоящее время в коридорах, аудиториях, других помещениях образовательных организаций устанавливаются средства видеонаблюдения, в которых могут быть зафиксированы различные нарушения действующих правил.

  • [1] Строительные нормы и правила СНиП 21−01−97 «Пожарная безопасность зданийи сооружений», принятые постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18−7).
  • [2] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010№ 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821−10 „Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях“».
  • [3] См., например: Национальный стандарт РФ ГОСТ 55 529–2013 «Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний», утвержденный приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 594-ст;Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55 665−2013 «Оборудование для спортивных игр. Ворота для мини-футбола и гандбола. Требования и методы испытаний с учетом безопасности», утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 28.10.2013№ 1270-ст и др.
  • [4] См.: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008№ 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409−08».
  • [5] Приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствиеучастников закупки указанным дополнительным требованиям».
  • [6] См. например: СанПиН 2.4.5.2409−08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой