Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие прокуратуры в XVIII–XIX веках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция, заложенная в Судебных Уставах, не благоприятствовала развитию надзорной функции прокуратуры, а более способствовала развитию функции уголовного преследования в суде. Несмотря на это надзорная функция получила некоторое развитие. Прокуроры и товарищи прокурора осуществляли надзор за предварительным следствием. Они возбуждали уголовные дела, однако сами предварительного следствия… Читать ещё >

Развитие прокуратуры в XVIII–XIX веках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После смерти Петра I прокуратура на некоторое время утратила свое былое значение. Возведение на престол Екатерины I привело к сосредоточению власти в руках аристократии, представители которой конфликтовали в борьбе за влияние на императрицу. Снижению роли прокуратуры способствовали и противоречия, имевшиеся между А. Д. Меньшиковым и П. И. Ягужинским. Претензии последнего играть роль главы Сената раздражали А. Д. Меньшикова. В данном конфликте императрица приняла сторону А. Д. Меньшикова, и П. И. Ягужинский не стал членом Верховного тайного совета. Его должность фактически упразднялась в ее прежнем значении. Формально он не был отстранен от должности, однако будучи назначен послом в Польшу, уже не именовался генерал-прокурором, хотя оклад генералпрокурора был за ним сохранен.

Функции генерал-прокурора в Сенате были возложены на обер-прокурора Бибикова, а затем Воейкова. Хотя функции прокурора в Сенате формально сохранялись, фактически надзор за деятельностью Сената осуществлял Верховный тайный совет. Прокурорская система постепенно ликвидировалась. С уничтожением надворных судов упразднены были и должности прокуроров, состоящих при судах. В 1727 г. ликвидированы и должности прокуроров коллегий.

При Анне Иоанновне прокурорская власть заметно усилилась. В какой-то степени это было связано с личностью П. И. Ягужинского. После свержения Л. Д. Меньшикова последовал указ Верховного тайного совета о возвращении П. И. Ягужинского в Петербург. Он принимает активное участие в борьбе за власть. Поддержав Анну Иоанновну, он вновь становится влиятельным лицом в государстве. После возрождения Правительствующего Сената П. И. Ягужинский был зачислен для присутствия в нем. В октябре 1730 г. императорским указом восстанавливалась должность генерал-прокурора. В это время он вновь фактически возглавляет работу Сената, доводит до его сведения указы и резолюции, ставит перед ним вопросы законодательного характера. По его инициативе принимаются важные государственные решения. Он подбирает кандидатуры на прокурорские должности и выносит их на утверждение Сената. В 1733 г. был принят законодательный акт «Должности губернского прокурора». В соответствии с этим актом губернские прокуроры получили право вносить протесты на незаконные действия местных властей и судов с одновременным уведомлением генерал-прокурора. Протесты вносились губернаторам. Если генерал-прокурор поддерживал протест, то действие акта приостанавливалось. Этот период длился недолго. Сыграл роль личностный фактор. П. И. Ягужинский впал в немилость и оставил пост. В 1730 г. он был отправлен послом в Берлин.

Шанс укрепления прокуратуры появился вновь в 1735 г. после возвращения П. И. Ягужинского в Петербург и его примирения с Бироном. На прокурорской должности он пребывал до дня своей смерти в апреле 1736 г.

Судьба первого генерал-прокурора — его многочисленные отставки, опала и вновь возвращение к власти — связана не только с придворными интригами, в которых он принимал деятельное участие, но и с характером его службы, в результате которой он наживал множество врагов.

28 апреля 1740 г. генерал-прокурором был назначен Никита Юрьевич Трубецкой, который был выдающимся человеком своего времени. Он пытается навести порядок в подчиненной ему сенатской канцелярии, издав подробную инструкцию о ее деятельности, принимает решение о подготовке в кадетском корпусе специалистов в области юриспруденции. До этого прокурорские должности замещались только гвардейскими офицерами. Его проект укрепления прокуратуры был утвержден Бироном, но не исполнен ввиду дворцового переворота, организованного 8 ноября 1740 г. фельдмаршалом Минихом. Миних и регентша Анна Леопольдовна доверия к Н. Ю. Трубецкому не испытывали и сделали попытку ликвидировать прокуратуру. Генералпрокурор был отстранен от власти и направлен в Ригу.

При Елизавете Петровне прокурорская система была восстановлена, развивалась и несколько окрепла. Но это было время, когда генерал-прокурор в своей деятельности фактически сливается с Сенатом. По мнению В. И. Веретенникова, надзор в этот период времени был исключительно формальным, мало энергичным и часто случайным[1]. Тайная канцелярия не нуждалась в прокурорском надзоре. Вся система была запрограммирована на взяточничество как основной вид дохода чиновника. Законодательство в этот период времени было менее значимым источником права, чем правосознание и обычай. Указы императрицы строго не соблюдались. Состояние законности было не лучше, чем прежде. Все эти беззакония творились и с ведома Сената, и с ведома генерал-прокурора. Прокуратура возрождалась не столько с целью укрепления надзора, сколько с целью укрепления управления. Генерал-прокурор Трубецкой предлагал своим подчиненным строго следить за соблюдением членами присутствий рабочего времени, требовать от них в случае необходимости сверхурочной работы, надзирать за сроками рассмотрения дел и содержания под стражей.

К концу царствования Елизаветы Петровны диктатура чиновников стала невыносима. Был назначен новый генерал-прокурор — Яков Петрович Шаховской. Он полагал, что для упрочения своего положения необходим надзор не только в центре, но и на местах и сделал попытку восстановить институт инквизиторов. Многочисленные конфликты генерал-прокурора с Синодом привели к его отставке. Прокуратура в этот период продолжает оставаться случайным элементом в бюрократической системе управления и сохраняется в основном только благодаря авторитету ее создателя — Петра Великого.

После воцарения Петра III генерал-прокурором стал Алексей Иванович Глебов. Современники оценивали этого человека как неглупого, трудолюбивого, но корыстолюбивого и «не чистого на руку». Он родился в 1722 г. С 15 лет начал военную службу, участвовал в русско-турецкой войне, штурме Очакова. В 1749 г. он оставляет армейскую службу и переходит на гражданскую. В день кончины Елизаветы Петровны он был назначен генерал-прокурором. А. И. Глебов был автором наиболее важных манифестов императора Петра III. Вовремя поддержав Екатерину II после дворцового переворота, он остался в должности генерал-прокурора. Екатерина II считала его находчивым плутом и мошенником. Между тем он оперативно выполнял ее поручения, осуществляя надзор за Сенатом. Екатерина II создает тайную экспедицию, следствие в которой осуществлялось на тех же принципах, что и в Тайной канцелярии при Елизавете Петровне. Процесс над заключенными был тайным и письменным. По окончании следствия объявлялся приговор, вынесенный совместно генерал-прокурором и графом Н. И. Паниным, а также некоторыми другими сановниками. Приговор утверждался императрицей. В тайной экспедиции расследовались политические дела, преступления против религии, государственные преступления.

А. И. Глебов занимался коммерческой деятельностью. Он имел заводы в Финляндии, занялся винным откупом в Иркутской провинции, что не прошло для него безнаказанно и окончилось отдачей под суд. Имеется достаточно сведений о том, что он покровительствовал известной своими преступлениями помещице Салтыковой[2]. В результате допускаемого беззакония в своей деятельности он был уволен императрицей Екатериной II с должности генерал-прокурора.

После восшествия на престол Екатерины II реформа прокуратуры была проведена одновременно с реформой Сената. Истоки неработоспособности Сената виделись императрице в соединении четырех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной и надзорной.

В результате реформы Сенат был разделен на шесть департаментов. При каждом департаменте состоял обер-прокурор. В первом департаменте, ставшем административнополитическим, надзор осуществлял лично генерал-прокурор. В остальные департаменты, которые позже приобрели судебные функции, назначались обер-прокуроры. Они приносили протесты по делам департамента, которые рассматривались общим собранием Сената.

Генерал-прокурором был назначен Александр Алексеевич Вяземский, родившийся в 1727 г. Он окончил кадетский корпус, служил в армии. Большинство современников оставили о нем благожелательные отзывы, как о честном и умном человеке. Свои обязанности он осуществлял около 30 лет. Императрица доверяла ему, была высокого мнения о его управленческих способностях. Она считала, что главная опора в прокурорской деятельности — это императорская власть, поскольку прокурору придется вступать в противостояние с влиятельными людьми империи. Главная задача, которую ставила императрица перед генерал-прокурором — надзор за сенатской канцелярией. Он занимался также вопросами кодификации законодательства, бюджета, регулированием торговли, русификацией национальных окраин. А. А. Вяземский регулярно выполнял поручения императрицы по финансовым и коммерческим вопросам, что привело к сосредоточению в его руках отраслевого управления. Ему было подчинено почтовое ведомство, ассигнационный банк, опекунство над иностранными переселенцами. Он руководил генеральным межеванием и выполнял отдельные поручения императрицы в самых разных областях. Когда в 1762 г. начались волнения крестьян на Урале, ему было поручено урегулирование конфликта крестьян с хозяевами. Обязанности генерал-прокурора не вытекали из закона, а были обусловлены организаторскими способностями А. А. Вяземского. Его последователи выполняли гораздо меньше обязанностей в период царствования Екатерины II.

В связи с секуляризацией церковных земель укрепились и позиции обер-прокурорской власти в Синоде. Генерал-прокурору была подчинена и Тайная экспедиция, расследовавшая и рассматривающая дела о государственных преступлениях. Она хоть и состояла при Сенате, однако находилась в руках генерал-прокурора. Начальник тайной экспедиции С. И. Шешковский был ближайшим помощником генерал-прокурора.

Важным этапом в развитии прокуратуры явилась губернская реформа 1775 г. В подготовке реформы активное участие принимал генерал-прокурор. Прокуратуре была посвящена специальная глава «Учреждения для управления губернией». В ней были сформулированы полномочия прокурора по общему и судебному надзору, а также по надзору за местами лишения свободы. На смену провинциальной прокуратуре приходят губернские и уездные помощники прокурора. Это было связано с изменением административно-территориального устройства Российской Империи. Этим нормативным актом не только увеличивалось количество прокуроров на местах, но и принципиально менялась их роль. В ряды прокуроров влились стряпчие, выполнявшие функции «государственной адвокатуры»[3].

Задачей губернских прокуроров и губернских стряпчих являлся надзор за порядком делопроизводства в губернских учреждениях, защита государственной власти и ее интересов, борьба со взяточничеством. Губернские прокуроры обладали преимущественным правом толкования закона. Специальное заключение прокурора требовалось для решения вопроса о подсудности по частным делам, связанным с казенным интересом. Губернский прокурор должен был уведомлять о нарушениях закона как местную администрацию, так и генерал-прокурора. На губернского прокурора возлагался надзор за местами заключения. Он обязан был посещать тюрьму вместе с подчиненными ему прокурорами. Задачей уездных стряпчих являлось информирование губернских прокуроров. С согласия губернского прокурора стряпчий мог предъявлять иски и приносить жалобы па уездные учреждения. В его обязанности входило следить за взысканием судебных штрафов.

До 1775 г. прокуратура существовала исключительно как орган общего надзора. Реформа привела к созданию судебной прокуратуры: это губернские стряпчие и прокуроры и стряпчие судебных органов. В качестве стороны по делу стряпчие могли выступать только по определенным категориям дел: связанным с казенным интересом, о должностных преступлениях, преступлениях против порядка управления, по делам малолетних, не имеющих опекунов. Это была еще не судебная прокуратура времен реформы 1864 г., но шаг к ней. Препятствием к ее трансформации был розыскной тип уголовного процесса.

Наибольшей власти прокуроры достигли в царствование Павла I. В руках генерал-прокурора сходились нити надзора за деятельностью Сената и исполнением законов в стране. У генерал-прокурора оказались дела, которыми его предшественники никогда не занимались, например, о рекрутских наборах, о материально-техническом снабжении армии, финансовые дела, вопросы цензуры, надзор за иностранцами, выдача иностранных паспортов и виз. На генерал-прокурора Павел I возложил надзор за отдельными лицами, в частности за бывшими фаворитами своей матери. В административной сфере он выступает в качестве министра внутренних дел, руководит деятельностью генерал-губернаторов, координирует деятельность центральных и местных властей, направленную на борьбу с преступностью, голодом и стихийными бедствиями, т. е. выполняет управленческие функции[4].

Генерал-прокурор продолжал руководить губернской прокуратурой, собирал и анализировал судебную статистику. В этот период губернаторы стали рассматривать генерал-прокурора как своего непосредственного начальника. Такое расширение компетенции прокуратуры было связано с личностью императора. Он пытался сосредоточить в своих руках все нити управления страной. Императору проще было управлять государством через одного преданного и доверенного человека. Такого человека он увидел в генерал-прокуроре. Павел I был приверженцем закона, требовал от подчиненных строгого его исполнения. При нем сменилось несколько генерал-прокуроров: А. Б. Куракин, П. В. Лопухин, А. А. Беклешов и ?. X. Обольянинов.

В царствование Александра I (1801−1825), при создании министерств, происходит слияние прокуратуры и министерства юстиции. Генерал-прокурор являлся одновременно министром юстиции. Он получает широкие права по управлению судебной системой. Он ведает назначением, перемещением, увольнением всех лиц судебного ведомства, учреждением и упразднением судов, надзором за их деятельностью. В то же время прокуратура устранялась от руководства административными органами. На прокуроров впервые был возложен надзор за следствием.

По Своду законов Российской Империи 1832 г. существовало три вида местного надзора. Кроме прокурорского надзора предусматривался надзор губернаторов и надзор Сената. Фактически существовала и еще одна форма надзора — жандармский надзор. Н. В Муравьев, анализируя функции прокуратуры в этот период, указывает на наличие не только функции надзора, но и судебно-исковую и юрисконсультскую функции. Прокурорский надзор имел следующие направления: охранение общего благоустройства в губернии, казенные дела, суд и расправу. Полномочия прокурора сводились к следующему: лично присутствовать во всех губернских и уездных судебных и административных органах; выступать там и делать чиновникам устные замечания и напоминания; знакомиться с любым делом и требовать от чиновников любые сведения; вносить в соответствующие учреждения письменные протесты и представления по фактам нарушения закона; давать заключения по юридическим вопросам; сообщать об обнаруженных нарушениях закона прокурорскому начальству. Губернаторы часто игнорировали протесты прокурора, не присылали для просмотра документы. Хотя формально губернский прокурор был независим от губернатора, однако за содействием в удовлетворении принесенных протестов он должен был обращаться именно к нему. От губернатора зависело финансовое обеспечение деятельности прокуратуры при губернском правлении. Принесение протестов на действия губернаторов становилось для прокуроров малоперспективным. Министерство юстиции не поощряло протесты и представления прокуроров. Они направлялись в местную администрацию с просьбой обратить внимание на выявленные нарушения закона. Низкий статус прокуроров также не способствовал эффективности прокурорского надзора. Прокуроры относились в основном к чинам V-VIII классов, тогда как губернатор был в чине не ниже IV класса. Жалованье губернатора было в три раза выше жалованья губернского прокурора[5].

Прокурорский надзор за следствием, осуществляемым полицией, сводился к полномочиям прокуроров присутствовать при допросах, надзирать за соблюдением прав обвиняемого. Имело место существование сословных судов. На деятельность суда оказывали влияние различные административные органы. Розыскной или инквизиционный тип уголовного процесса, основанный на использовании теории формальных доказательств, не способствовал охране процессуальных прав привлеченных к уголовной ответственности лиц. Дела рассматривались без устного и гласного разбирательства на основании собранных письменных материалов. Прокурор нс являлся стороной в процессе.

В то же время образовательный уровень прокурорских работников был достаточно высок. Губернскими прокурорами стали назначать лиц с высшим юридическим образованием, окончивших курс в Императорском Училище правоведения. В 1853 г. высшее образование имели 52% губернских прокуроров, среднее — 26%. Основная масса чиновников не имела даже среднего образования[6].

Как уже указывалось, в этот период прокуратура встречала существенное противодействие со стороны местных органов власти. Принципиальная позиция не всегда поддерживалась наверху. Конфликт генерал-прокурора Державина с императором привел его к почетной отставке.

С. М. Казанцев, подводя итог деятельности дореформенной прокуратуры, отмечает, что после перехода от коллегиальной к министерской форме управления, обнаружилась полная несостоятельность прокурорского надзора. Генералпрокурор, превратившись в министра юстиции не только фактически, но и формально перестал быть «оком государевым». Центр тяжести прокурорского надзора был перемещен из столиц в провинцию, он становится формальным. Его основной формой является просмотр и визирование журналов присутственных мест. Выявление фактов преступлений оставались для прокуроров вне досягаемости. Недостатком прокурорского надзора было подчинение прокуратуры исполнительной власти, отсутствие единого законодательного акта, посвященного деятельности прокуратуры. Сфера надзора и функции прокуратуры были неопределенными и обширными, а их выполнение нереально. Это привело к тому, что прокуратура в первой половине XIX в. находилась в состоянии застоя[7].

Существенная реорганизация прокуратуры произошла в период судебной реформы 1860-х гг., в период царствования Александра II. Благодаря этим реформам были созданы основы законности в России.

Такие правовые акты, как Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. изменили состав, структуру и компетенцию органов суда и прокуратуры. Были упразднены сословные суды. Судебная власть стала принадлежать мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему Сенату. Однако были сохранены специализированные суды, такие как военные, коммерческие, крестьянские или волостные, рассматривающие отдельные категории дел. Судебная власть была отделена от исполнительной, законодательной и административной власти. Утвердилась смешанная форма уголовного процесса, пришедшая на смену розыскной (инквизиционной) форме. Функции обвинения, защиты и разрешения дела были отделены друг от друга и выполнялись разными органами. Принципами судопроизводства становились гласность, состязательность, устность. Появился институт адвокатуры (присяжные поверенные). Судопроизводство по некоторым указанным в законе уголовным делам стало осуществляться с участием присяжных заседателей. Одной из целей судебной реформы было утверждение самостоятельности и независимости судебной власти, воспитание у народа уважения к закону.

В состязательном процессе сторону обвинения представляла прокуратура. На нее было возложено участие в производстве судебных дел. Поддержание публичного обвинения в суде стало основной ее функцией. Прокурор приобретает статус стороны в процессе, которая представляет интересы государства.

В Учреждениях судебных установлений прокуратуре был посвящен раздел «О лицах прокурорского надзора». Должность генерал-прокурора и министра юстиции по-прежнему была совмещена. Генерал-прокурору подчинялись оберпрокуроры, прокуроры и товарищи прокурора. Прокуратура являлась централизованным органом. Нижестоящие прокуроры подчинялись вышестоящему прокурору. Прокуратура состояла при судебных органах, но дисциплинарно была независима от них. Прокуроры учреждались при всех судебных палатах и окружных судах. Обер-прокуроры состояли при кассационных департаментах и общем Собрании Правительствующего Сената как суда высшей инстанции. Окружные прокуроры и их товарищи назначались на должность министром юстиции по представлению прокурора судебной палаты. Для назначения на должность прокурора был установлен образовательный ценз и сроки службы для отдельных прокурорских должностей, например для обер-прокурора — 12 лет.

Поскольку судебная реформа осуществлялась поэтапно, параллельно с прокуратурой судебных палат продолжала действовать губернская прокуратура. Губернские прокуроры и товарищи прокурора подчинялись министру юстиции. Они были независимы от местной администрации. Генерал-прокурор (министр юстиции) и губернские прокуроры назначались на должность рескриптом императора. Нижестоящих прокуроров губернской прокуратуры назначал генералпрокурор. Чины прокурорского надзора были в основном представителями дворянского сословия, получившие образование в лучших учебных заведениях России, в частности, в училище правоведения в Санкт-Петербурге.

Концепция, заложенная в Судебных Уставах, не благоприятствовала развитию надзорной функции прокуратуры, а более способствовала развитию функции уголовного преследования в суде. Несмотря на это надзорная функция получила некоторое развитие. Прокуроры и товарищи прокурора осуществляли надзор за предварительным следствием. Они возбуждали уголовные дела, однако сами предварительного следствия не осуществляли. На прокуратуру было возложено руководство дознанием, осуществляемым полицией. Прокуроры имели право давать указания полицейским чинам о производстве розыска. Не имея права самостоятельно проводить следственные действия, они вправе были участвовать в их проведении, знакомиться со всеми материалами дела. Предварительное следствие осуществлялось судебными следователями. Следователь назначался для расследования конкретного дела по представлению прокурора окружного суда. Он был обязан выполнять законные требования прокурора при расследовании дела. Материалы предварительного следствия направлялись судебным следователем прокурору окружного суда. Получив дело от судебного следователя, прокурор в течение недели должен был принять решение о предании обвиняемого суду или прекратить дело. При необходимости предания лица, совершившего преступление, суду, прокурор составлял обвинительный акт. При неполноте расследования дела он был вправе направить дело для производства дополнительного расследования. Обвинительный акт направлялся в зависимости от подсудности дела прокурору судебной палаты или окружному суду. По делам частного обвинения заключение прокурора не требовалось, однако если он обнаруживал в деле публичный интерес, то мог вступить в процесс.

Уголовно-процессуальный статус прокурора имел некоторые особенности по отдельным категориям дел. Так, по делам о преступлениях членов императорской фамилии, членов Государственной Думы и Государственного Совета прокурор нс мог направить дело в суд без согласия императора. Предание суду чиновников исполнительной власти по должностным преступлениям осуществлялось их начальством, назначавшим их на должность.

Предварительное следствие по государственным преступлениям проводилось членом судебной палаты при участии прокурора судебной палаты. Они пользовались процессуальными правами, соответственно, судебного следователя и прокурора окружного суда. В расследовании государственных преступлений значительную роль играла военная прокуратура, созданная в 1867 г. Она была наделена правом составления обвинительного акта и поддержания обвинения в суде.

По Закону от 19 мая 1871 г. дознание по государственным преступлениям относилось к компетенции жандармских офицеров. Надзор за расследованием этих дел осуществляла прокуратура судебных палат. По особо важным делам расследование проводили лица, специально назначаемые императором, а прокурорский надзор осуществлялся министром юстиции, шефом жандармов при личном присутствии прокурора судебной палаты. Прекращение дела было возможно лишь министром юстиции по согласованию с шефом жандармов с уведомлением прокурора. После прекращения уголовного дела, оно разрешалось в административном порядке. По мнению С. М. Казанцева, именно этот закон позволял направлять участников революционного движения в ссылку внесудебным порядком[8].

В период контрреформы законами от 11 июня 1887 г. и 10 июня 1901 г. был установлен административный порядок разрешения дел об оскорблении императора. Так, по первому закону они разрешались по соглашению министром юстиции и министром внутренних дел. По второму — прокурорами судебных палат по соглашению с начальниками губерний и областей, а относительно военнослужащих — по соглашению с начальниками военных округов и соответствующими морскими начальниками. Прокуратура, таким образом, находилась на передовых рубежах борьбы с революционным движением.

В судебном заседании прокурор поддерживал от имени государства обвинение, пользовался процессуальными правами стороны. Он имел право принесения протеста в вышестоящую судебную инстанцию как в интересах государства, так и в интересах обвиняемого. За ним было закреплено право отказаться от обвинения, если оно нс нашло своего подтверждения.

В период судебной реформы прокурорский надзор в области гражданского судопроизводства имел место лишь по отдельным категориям дел.

Заключение

прокурора предусматривалось по делам казенного управления, земских учреждений, городских и сельских обществ; по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных, по вопросам подсудности пререкания между судебными и административными органами, об устранении судей; по делам о подлоге документов и по обстоятельствам, требующим суда уголовного; по делам брачным и о законности рождения, когда в них нет ответчика, и по некоторым другим.

Заключение

прокурора отражалось в протоколе судебного заседания. Он имел право обратиться в суд с заявлением о признании лица безвестно отсутствующим, умалишенным и расточителем, обжаловать вынесенное судом решение. Предъявление исков в защиту государства и отдельных лиц законодательство не предусматривало. Исследователи отмечают, что эффективность прокурорских заключений по гражданским делам была невысока, а этот вид деятельности прокуратуры не развит.

По закону от 11 мая 1872 г. прокуроры судебной палаты имели право ревизовать окружные и мировые суды как орган министерства юстиции. Некоторые надзорные полномочия прокуратура приобрела в отношении адвокатуры. Так, законом от 25 мая 1874 г. ей было предоставлено право возбуждать дисциплинарное производство при противоправном поведении частных поверенных[9].

За прокуратурой закреплялся надзор за местами содержания под стражей и тюрьмами. Статья 18 Устава о содержании под стражей возлагала на прокуроров наблюдение за размещением подследственных арестантов и ходом арестантских дел. Прокуроры имели право посещать места содержания под стражей, рассматривать прошения заключенных, освобождать незаконно содержащихся под стражей лиц[10].

Вплоть до падения монархии система органов прокуратуры существенных изменений не претерпела. Все изменения в конце XIX — начале XX в. свидетельствуют о том, что основной функцией прокуратуры является уголовное преследование и государственное обвинение, а не надзор за законностью.

  • [1] Веретенников В. И. Очерк истории генерал-прокуратуры в России доекатерининского времени. Харьков, 1915.
  • [2] Грибовский В. М. Высший суд и надзор в России в первой половине царствования Екатерины Второй: историко-юридическое исследование (период 28 июня 1762 г. — 7 ноября 1775 г.). СПб., 1901. С. 208.
  • [3] Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1989. С. 308.
  • [4] Бессарабов В. Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722−2002): история, события, люди. М., 2003. С. 61.
  • [5] Казанцев С. М. История царской прокуратуры. С. 118−119.
  • [6] Бессарабов В. Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722−2002): история, события, люди. М., 2003. С. 66.
  • [7] Казанцев С. М. История царской прокуратуры. С. 124−125.
  • [8] Казанцев С. М. История царской прокуратуры. СПб., 1993. С. 174.
  • [9] ПСЗ. 11-е изд. Т. 49. № 53 577.
  • [10] Свод законов Российской Империи. СПб., 1913. Т. XIV-XVI.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой