Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Системный подход. 
Территориальное планирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полииерархичность с разнотипной и изменяющейся во времени координацией и субординацией подсистем и элементов. Нарушения иерархических структур системы приводят к расстройству ее механизма, к напряжениям и разрывам, народнохозяйственным и социальным потерям. Одна из целей конструирования районной планировочной системы — сохранить, восстановить или создать равновесие в ней и ее подсистемах… Читать ещё >

Системный подход. Территориальное планирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Системный подход предполагает поиск наиболее общих свойств и принципов конструирования больших систем, позволяющих выработать стратегию движения к цели, обеспечивающую успех применения частных подходов и методов. Это тем более важно в отношении систем, характер и механизм функционирования которых еше находится в процессе исследования.

Районная планировка как сложная динамическая система управления. В последующем изложении условимся различать ряд близких, но не тождественных по своему содержанию понятий.

Районная планировка — процесс проектирования, разработка схемы (проекта) районной планировки данного района; комплекс графических и текстовых материалов аналитического, прогнозного и проектного характера по данному району (схема, проект районной планировки); общее наименование быстро развивающейся области знаний, включающей теорию и практику районной планировки.

Наука о районной планировке — обобщающая, теоретическая часть районной планировки в только что указанном более общем ее понимании; этот термин, предложенный С. А. Ковалевым (1960), не являясь вполне лаконичным, удачен в том смысле, что ясно подчеркивает необходимость и самостоятельный характер разработки общих теоретических (методологических и методических) основ районной планировки.

Планировка района — фактическое или проектируемое (прогнозируемое) состояние района.

В кибернетическом смысле районная планировка представляет собой сложную динамическую систему управления, включающую управляемую систему (планировку района, планировочную ситуацию) и управляющую систему (проект, схему, процесс проектирования, область знания).

Особенности, состав и развитие районной планировочной системы.

Для того чтобы эффективно осуществлять процесс управления, необходимо исследовать общие особенности и свойства управляемой системы (назовем ее районной планировочной системой) и разработать принципы ее конструирования.

Главной особенностью планировочной системы, определяющей необходимость ее выделения в качестве самостоятельного системного объекта, является ее большая инерционность, следовательно, больший временной горизонт. Эта особенность определяется не только длительными сроками эксплуатации зданий и сооружений (80—100 лет и более). Ее происхождение — в разновременности возникновения различных элементов планировочной структуры на сохраняющемся основном каркасе.

На рис. 3 представлены сравнительные графики роста 22 городов Сибири за 60 лет (1939—1997). Как видно из этих графиков, даже в пределах такого полигона, как Сибирь, где изменения в структуре расселения происходили особенно быстро в связи с общими высокими темпами развития производительных сил, сравнительные изменения в соотношении размеров городов были невелики. В группе городов-лидеров (12 первых городов, в основном областных центров) подвижки наблюдаются в основном на 1—2 порядковых номера; в группе остальных десяти городов подвижки связаны с быстрым ростом трех новых городов (Ангарск, Норильск, Братск), с постепенной стабилизацией роста угольных городов (Ленинск-Кузнецкий, Анжеро-Судженск, Белово, к ним относится и Черемхово, потерявший после 1970 г. статус 100-тысячного города), относительно не столь быстрым развитием Якутска. В целом кривые демонстрируют почти одномасштабный темп роста, их совокупность более или менее параллельно стремится вверх. Таким образом, за исключением трех новых городов, вся система почти двух десятков ведущих сибирских городов-лидеров сохраняла устойчивую структуру и вместе со связывающими их магистралями (сеть которых также относительно мало изменилась) оставалась каркасом развития производительных сил Сибири, на который постепенно наращивались новые звенья.

Устойчивость, жесткость этого каркаса тем более можно наблюдать в сложившихся районах страны, формировавшихся не столь бурными темпами. Она констатируется применительно к различным таксономическим единицам: районам, промышленным узлам, отдельным городам. Во всех случаях наращиваются звенья, а основной каркас изменяется весьма медленно. В региональных системах новые промышленные узлы и города возникают на каркасе сложившихся узлов и магистралей; в промышленных узлах появляются новые субцентры роста (промышленные и жилые зоны на периферии городов — центров узла, города-спутники), но ядро узла сохраняется,.

Пример инерционности урбанизированных систем.

Рис. 3. Пример инерционности урбанизированных систем (развитие 22 городов Сибири в 1939—1997 гг.) и его расположение и особенности во многом определяют характер планировочного развития узла; даже направления магистралей в городах, давно уже потерявшие первоначальный смысл, часто по-прежнему определяют структуру плана.

Инерционность сложившихся планировочных структур не случайна. В явном и неявном виде она выражает скрытый потенциал роста этих структур на каждом этапе их развития. Эффект использования потенциала роста планировочной структуры огромен, быстро вводим в действие, в известном смысле он сравним с использованием «даровой силы» природы. Именно поэтому оторваться от сформировавшейся планировочной структуры весьма трудно, и, как правило, для этого необходимы большие дополнительные усилия и капиталовложения. Импульс, данный развитию промышленного узла, города в новом месте, действует длительное время, и просто погасить его не удается, даже если это и вызывается серьезными соображениями ограничительного характера (напомним Братск, Волжский, Ачинск, Ангарск, значительно превысившие предназначавшиеся для них параметры). Районная планировочная система взаимосвязана с районными социально-экономической и территориально-производственной системами, но не перекрывается ими. Ее особенность заключается прежде всего в указанном свойстве большой инерционности; так, например, бессмысленно проектировать территориально-производственный комплекс на временной горизонт свыше 20—30 лет, так как на этот период теряют значение все показатели и нормативы, используемые в расчетах; напротив, районную планировочную систему необходимо прогнозировать на очень длительный временной горизонт (50—100 лет и более).

Для районной планировочной системы характерны специфический состав и связи исследуемых компонентов, которые в данных сочетаниях, комбинациях не изучаются никакой другой наукой (например, взаимное размещение промышленных, селитебных и рекреационных территорий с учетом потенциальных источников загрязнения и особенностей природной среды и др.). Свойства районной планировочной системы, порожденные большим временным горизонтом, ее специфический состав и характер связей требуют специальных способов исследования и конструирования, основанных на сочетании архитектурно-планировочных, экономических, географических и инженерных методов и подходов; их взаимопроникновение и взаимообогащение вызывают развитие в зоне контактов подходов и методов, присущих только районной планировке.

Развитие районной планировочной системы осуществляется как непрерывно, плавным наращиванием звеньев системы, так и скачкообразно, сериями «планировочных нововведений» (выбор места и начало сооружения гидростанции, завода, города и т. п.). Наиболее важное, кристаллизующее значение имеет создание крупных объектов — «крупных планировочных нововведений», которые можно уподобить источникам «мутаций» в развитии планировочной структуры. «Мутации», вызванные «планировочным нововведением», распространяются вокруг него постепенно или «мгновенно», по вертикали (непосредственно вблизи источника «мутации») и по горизонтали (захватывая «волнами роста» значительные тяготеющие территории). Разработка и реализация районной планировки — это прежде всего контроль над крупными «планировочными нововведениями» и порожденными ими «мутациями» в планировочной структуре (рис. 4).

Представляя собой систему территорий и сооружений, районная планировочная система включает ряд подсистем:

  • 1) производственных промышленных предприятий (территории и сооружения предприятий всех отраслей промышленности);
  • 2) производственных сельскохозяйственных предприятий (территории, используемые для различных отраслей сельского хозяйства, и сельскохозяйственные производственные сооружения);
  • 3) учреждений и предприятий науки, образования, общественных, административных, финансовых, консультационных структур (включая занимаемые ими территории и их сооружения);
  • 4) расселения (населенные места, включая селитебные территории, здания и сооружения);
  • 5) инженерных сооружений и коммуникаций (территории, коридоры, трассы и сооружения транспорта, связи, энергоснабжения, водоснабжения, отвода сточных вод и др.);
  • 6) обслуживания населения (участки, здания и сооружения сетей медицинского, культурного, торгового, бытового и других видов обслуживания населения);
  • 7) рекреационных территорий и сооружений (парки, зоны отдыха, курорты спортивные, туристические, экскурсионные центры и др.);
  • 8) охраны среды обитания (санитарно-зашитные зоны, зоны охраняемого природного ландшафта, рекультивации нарушенных территорий);
  • 9) охраны недр (целики над месторождениями ценных полезных ископаемых и др.);
  • 10) резервные подсистемы природы (слабо освоенные территории и территории, сохраняемые для использования в будущем).

Районная планировочная система — один из материатьных результатов производственной и непроизводственной деятельности людей.

Воздействие «планировочных нововведений* на развитие районных планировочных систем.

Рис. 4. Воздействие «планировочных нововведений* на развитие районных планировочных систем.

Поскольку районная планировочная система не может создаваться и функционировать вне производственной и непроизводственной деятельности населения и независимо от взаимодействия населения с природой, исследование населения, его деятельности и природной среды необходимо для анализа свойств и конструирования районной планировочной системы.

Планировочная система — конкретная материальная среда, в которой протекает деятельность общества. Она оказывает очень сильное обратное влияние на условия и характер этой деятельности. Весьма важно правильно предвидеть и направлять развитие планировочной системы, создавая на каждом этапе развития общества оптимальные условия для его жизни и деятельности в этой среде.

Общие свойства и принципы конструирования районных планировочных систем. Свойства и принципы конструирования районных планировочных систем взаимосвязаны. Основные из них в самом общем виде могут быть охарактеризованы следующим образом (рис. 5).

  • 1. Сложность, органичность и неаддитивность системы. Районная планировочная система характеризуется большим многообразием формирующих ее компонентов. Их функционирование вне системы невозможно и взаимосвязано с функционированием системы в целом; взаимодействие подсистем и компонентов существенно изменяет их свойства и свойства системы. Для системы характерна множественность, разнокачественность и разнотипность прямых и обратных связей, взаимодействий, цепных реакций между компонентами системы, а также системой в целом и ее внешними средами — природной и общественной, — развивающимися по разным законам (природным и социально-экономическим).
  • 2. Динамизм. Районная планировочная система всегда находится в состоянии развития. Ее масштабы, темпы и характер на отдельных этапах различны. Можно выделить периоды относительно медленного эволюционного развития и периоды быстрого роста, «взрыва», обычно связанные с изменениями в ведущих звеньях территориально-производственного комплекса района, вызванными переоценкой природного или экономического потенциала района, его экономикогеографического положения, кардинальными усовершенствованиями в инфраструктуре. Изменения этих факторов вызывают цепную реакцию последствий в районной планировочной системе.
  • 3. Стохастичность. Вероятностный характер роста и изменения структуры населения, научно-технического прогресса, масштабов и темпов экономического развития, а также характер межрайонных связей определяют большую и притом возрастающую зону влияния
Взаимосвязи между свойствами и принципами конструирования районных планировочных систем факторов неопределенности в развитии планировочной системы, усиливающую сложность ее конструирования.

Рис. 5. Взаимосвязи между свойствами и принципами конструирования районных планировочных систем факторов неопределенности в развитии планировочной системы, усиливающую сложность ее конструирования.

4. Инерционность. При большом динамизме и стохастичности развития районная планировочная система характеризуется вместе с тем отмеченной выше сильной инерционностью своей основной структуры; отдельные звенья наращиваются на каркасе системы, которая в целом изменяется много медленнее, чем формирующие ее объекты.

Об инерционности, скрытом потенциале роста сложившихся структур можно говорить как о важнейшей недостаточно изученной закономерности развития планировочной системы района, носящей объективный характер и являющейся ориентиром при конструировании системы. Не учитывая эту закономерность должным образом, в районных планировках нередко создают нереальные конструкции, не находящие практического применения либо вызывающие косвенный ущерб, не оцениваемый из-за отсутствия методов его определения.

  • 5. Полииерархичность с разнотипной и изменяющейся во времени координацией и субординацией подсистем и элементов. Нарушения иерархических структур системы приводят к расстройству ее механизма, к напряжениям и разрывам, народнохозяйственным и социальным потерям. Одна из целей конструирования районной планировочной системы — сохранить, восстановить или создать равновесие в ней и ее подсистемах, сконструировать и реализовать рациональные связи соподчинения. Наиболее простой пример — рациональная организация иерархии элементов обслуживания, чему справедливо придается большое значение при разработке районных планировок; в более широком плане важна рациональная организация групп населенных мест в системах расселения, координация и субординация производственных объектов, коммуникаций, использования природных ресурсов, взаимного размещения промышленных, селитебных, рекреационных, сельскохозяйственных, природоохранных зон и др. Принципы и закономерности координации и субординации подсистем и элементов системы могут быть исследованы и обоснованы более надежно, чем конкретные параметры их роста. Поэтому свойство иерархичности структуры, координации и субординации ее элементов выступает наряду со свойством инерционности планировочной структуры в качестве важного организующего, кристаллизующего фактора при конструировании районной планировочной системы.
  • 6. Неравномерность развития. Различные типы и скорости развития подсистем и компонентов районной планировочной системы во времени и в пространстве (на территории), с одной стороны, затрудняют, дезориентируют при конструировании системы, а с другой — способствуют поиску линий развития системы путем анализа факторов, легче поддающихся прогнозу, и выявления закономерностей их связи с труднее прогнозируемыми факторами.

Наиболее динамичные, менее динамичные и относительно консервативные (стабильные) факторы изменяются в определенной зависимости друг от друга. В известном смысле можно говорить о необходимости сохранения гомеостатического равновесия между изменениями в этих факторах; в этом заключен один из важных путей оптимизации развития районной планировочной системы.

  • 7. Конфликтность ситуаций. Все варианты возможного развития системы, все уровни ее роста должны быть реализованы в ограниченном пространстве (данного района или с включением частей смежных районов при разрастании системы). В связи с этим возникает характерная для районной планировочной системы проблема выбора взаимоисключающих возможностей (создание гидроэлектростанции с затоплением сельскохозяйственных земель, населенных мест, полезных ископаемых либо потеря потенциальных энергетических ресурсов; использование территории для промышленных, сельскохозяйственных или рекреационных целей; организация одного большого или нескольких менее крупных городов и т. п.). Неизбежное дальнейшее следствие — изменения в процессе развития системы в функциональном использовании тех или иных территорий, что важно заблаговременно предвидеть. При этом на каждом прогнозируемом (проектируемом) этапе и для каждой районной планировочной системы конкретно должен быть осуществлен выбор приоритетов в использовании территории.
  • 8. Большой «лаг запаздывания», разделяющий момент конструирования системы и момент реализации проектных решений.
  • 9. Невозможность эксперимента. Система, как правило, не поддается экспериментированию в реальной действительности ввиду ее масштабности и сложности, метод «проб и ошибок» допустим только на стадии конструирования системы (прогнозирования, программирования, проектирования).
  • 10. Географическая конкретность. Пути развития системы тесно связаны с географическими особенностями данного района. Они отражают его «уникальность». Под последней понимается не исключительность, не поддающаяся типологическому исследованию и формализации, а специфические свойства района, глубокое исследование и осознание которых необходимо для поиска решений, наиболее эффективно использующих результаты анализа закономерностей развития большого ряда однотипных районов.

Из охарактеризованных особенностей и свойств районных планировочных систем следует ряд ведущих принципов общих идей конструирования районных планировочных систем.

  • 1. Принцип общей (интегральной) эффективности районной планировки. Анализ общих свойств районной планировочной системы требует расширить представление об эффективности районной планировки. В литературе обычно отмечается прямая экономическая и гигиеническая эффективность районной планировки, определяемая при оценке вариантов конкретно намеченных к размещению промышленных предприятий, мест расселения и инженерных сооружений. Между тем такая оценка выявляет лишь часть, и притом не главную, общего (совокупного) эффекта районной планировки. Это понятие следует существенно развить. Оно включает непосредственный (прямой) эффект районной планировки, который возможно оценить на основе анализа вариантов конкретно запроектированных объектов, и потенциальный (косвенный) эффект районной планировки, который по своим масштабам несравненно обширнее и имеет тенденцию к росту (однажды принятое решение может оказывать воздействие, масштабы которого в некоторых случаях растут по экспоненциальной кривой). Применительно к каждому из них важно различать:
    • а) экономический эффект (экономия капиталовложений в результате осуществления рекомендаций районной планировки);
    • б) социальный эффект (улучшение условий расселения, создание возможности более широкого выбора профессий для населения, удачный подбор предприятий, сочетающих мужской и женский труд и т. п.);
    • в) гигиенический эффект (оздоровление условий жизни, рациональное взаиморазмешение промышленности и мест расселения, исключающее задымление жилых районов и загрязнение водоемов и т. п.);
    • г) архитектурный эффект (наиболее удачный в архитектурном отношении выбор территории и структуры селитебных, промышленных и рекреационных зон с учетом ландшафтных, композиционных и других условий);
    • д) информационный эффект (создание «ресурсов информации» для правильного решения различных проблем развития и планировки района в процессе последующего его проектирования и оперативного решения);
    • е) психологический эффект (создание определенного психологического барьера на пути волюнтаристских решений в планировке, своего рода «психологического климата», заставляющего осознавать, что планировочные решения весьма сложны и ответственны и не могут быть приняты на основе «здравого смысла» неспециалистов);
    • ж) оборонный эффект.

Критерии оценки общего (интегрального) эффекта районной планировки весьма сложны и нуждаются в дальнейшей разработке, однако существенно важно подчеркнуть необходимость в каждом конкретном случае исходить именно из этого общего эффекта, не оценивая результаты районной планировки по одному или нескольким частным видам ее эффективности.

Одна из ключевых проблем будущих научных исследований в области районной планировки — нахождение методов и средств ранжирования, соизмерения и оценки всей совокупности факторов эффективности. Интегральный потенциальный эффект районной планировки (или потери при неудачных решениях), по-видимому, значительно глубже и масштабнее, чем это принято считать.

  • 2. Принцип субоптимизации. Тесно связан с рассмотренным выше принципом общей эффективности. Согласно этому принципу, независимая оптимизация подсистем не приводит к оптимальности системы в целом, более того, усовершенствование одной конкретной подсистемы может привести к ухудшению свойств всей системы. Иными словами, оптимальное функционирование системы не требует оптимального функционирования всех подсистем, некоторые из них заведомо должны функционировать не наилучшим образом. Понимание этого принципа в районной планировке при системном подходе весьма важно. Он четко противостоит настойчивым усилиям ведомственных организаций добиться оптимальности отдельной проектируемой подсистемы (гидростроительства, транспортного строительства и др.) в ущерб эффективности системы в целом. Принцип соответствует свойствам органичности и неаддитивности районных планировочных систем.
  • 3. Принцип дальности перспективы. Высокая инерционность районной планировочной системы требует большой длительности срока, на который должна конструироваться система. Не касаясь здесь вопроса о временных горизонтах прогнозирования в районной планировке, отметим, что последствия принимаемых в ней решений простираются на столь далекую перспективу, что некоторые из них целесообразно просматривать не только на 25—30 лет, но и на 50—100 лет и более. Периодически выдвигаемые предложения ограничить временной горизонт районной планировки сроками 5—10—15 лет можно объяснить лишь непониманием существа ее задач.
  • 4. Принцип использования эффекта сложившихся планировочных структур. Инерционность районной планировочной системы предполагает также, что при проектировании будут учтены преимущества, связанные с потенциалом развития системы. Несмотря на бесспорное значение этого принципа, его понимание и использование в работах по районной планировке недостаточны.
  • 5. Принцип поиска оптимума в иерархических структурах системы, координации и субординации ее подсистем и элементов. При конструировании системы отвечает стремлению системы к гомеостатическому равновесию ее подсистем и компонентов в процессе их роста и нацеливает на выявление и закрепление в проектных решениях длительно действующих оптимальных сочетаний между ними, а также конкретизируется в ряде следующих из него принципов более частного характера, заслуживающих, однако, быть выделенными отдельно.
  • 6. Принцип открытого роста основных звеньев системы. Соответствует свойствам динамизма, стохастичности и инерционности районных планировочных систем. Развитие селитебных, промышленных, рекреационных территорий, использование ресурсов природной среды должны быть предусмотрены таким образом, чтобы не создавать столкновений между элементами системы, резервировать открытыми пути их роста. В реализации этого принципа — важный источник эффективности районной планировки.
  • 7. Принцип зональной организации планировочной структуры. Обеспечение условий для открытого роста основных звеньев планировочной структуры не представляло бы больших трудностей, если бы при этом не возникало необходимости в предупреждении чересполосицы промышленных, селитебных, транспортных, рекреационных, природоохранных территорий, вызывающей крупные экономические потери, загрязнение воздушного бассейна и водоемов, усложнение и удорожание транспортных и инженерных коммуникаций и другие резко отрицательные последствия. В связи с этим принцип зональной организации планировочной структуры — один из наиболее важных и труднореализуемых, требующих большого искусства в процессе проектирования.
  • 8. Принцип гигиенического (экологического) оптимума. Предусматривает сохранение оптимальных сочетаний между источниками вредностей и элементами системы, подверженными их воздействию, шире — поддержание экологического равновесия между производством и природной средой.
  • 9. Принцип оптимального соотношения между циклами в ведущих звеньях территориально-производственной системы (между производствами специализации и обслуживающими производствами, между производствами, использующими мужские и женские трудовые ресурсы, и т. п.). Его реализация представляет весьма сложную задачу, требует широких исследований и больших практических усилий, в том числе и в районной планировке.
  • 10. Принцип оптимального соотношения ведущих территориально-производственных звеньев и инфраструктуры района. Опережающее развитие инфраструктуры стимулирует общее развитие района. Вместе с тем чрезмерное, нескоординированное развитие инфраструктуры нередко ведет к случайному, необоснованному выбору направлений развития (например, при развитии промышленности вблизи крупных ГЭС).
  • 11. Принцип иерархического построения систем расселения (частный случай — иерархические системы обслуживания). Поиски оптимальной иерархии систем расселения и обслуживания — одна из наиболее остро дискутируемых научных проблем. Для районной планировки она имеет первостепенное значение.
  • 12. Принцип оптимума в использовании ресурсов и условий территории. Требует тщательного анализа инженерно-строительных особенностей района и развития промышленности и городов в тех звеньях районной планировочной системы, которые располагают наиболее благоприятными строительными площадками, возможностями водоснабжения и отвода сточных вод, микроклиматическими и другими местными природными факторами. При конструировании планировочных систем важно по возможности устранить «перекосы», асимметрию в развитии этих систем по отношению к природным факторам территории.
  • 13. Принцип архитектурно-планировочного оптимума. Предполагает анализ территории района с точки зрения ее архитектурно-планировочных качеств, которые включают широкую гамму ландшафтных, эстетических и других характеристик, позволяющих создать наиболее удачные композиционные решения, удовлетворяющие современным градостроительным требованиям.
  • 14. Принцип поэтапной сопряженности звеньев роста во времени и пространстве. Реализация его различна по степени точности, состыкованности решений для разных временных горизонтов. Если для близкой перспективы обязательна сбалансированность основных решений, то для дальней перспективы существенна принципиальная согласованность, скоординированность ведущих тенденций (выявление которых для этого этапа важнее, чем попытка установления конечных параметров).
  • 15. Принцип резервной реакции системы на непредвиденное событие (гибкости, эластичности прогнозов и проектировок в районной планировке). Соответствует неизбежным трудностям конструирования системы в условиях стохастичности. Пренебрежение этим принципом, весьма частое в практике проектирования, ведет к быстрому старению и обесценению работы. Районная планировка должна предусматривать ряд вариантов, не стремиться к жестким, однозначным решениям.
  • 16. Принцип ориентации при конструировании системы на наиболее стабильные, устойчивые факторы. Отвечает свойству неравномерности развития подсистем и элементов районной планировочной системы. В несколько парадоксальной форме этот принцип можно сформулировать следующим образом: наиболее важны наименее динамичные факторы. Именно анализ этих факторов дает ключ к конструированию основного каркаса планировочной системы, позволяет увеличить устойчивость, надежность прогнозируемой модели и уменьшить разброс намечаемых вариантов и параметров. При этом существенное значение имеет прогноз скоростей развития отдельных факторов и их взаимодействия.
  • 17. Принцип реалистичности в выборе критериев и оценок в процессе конструирования системы. Связан с большим «лагом запаздывания», отделяющим момент проектирования от момента реализации, и невозможностью эксперимента. Такая ситуация создает кажущуюся «свободу решения», объективно способствующую нереалистичным проектировкам.

Характерные примеры: многочисленные в опыте районной планировки предложения о создании новых городов вместо развития существующих, о жестком ограничении развития крупных городов, о применении нереалистичных видов скоростного транспорта, о переносе обширных жилых районов из зон задымления, о перемещении промышленных предприятий в города-спутники и т. п. Методологические трудности соблюдения этого принципа особенно велики в связи с тем, что эти предложения в своей основе нередко целесообразны, но на данном этапе их реализация либо не обеспечивается необходимыми ресурсами, либо наличие этих ресурсов может быть установлено лишь на уровне более высокой системы, чем система районной планировки.

Выход из этого затруднения следует искать в более глубоком и многовариантном моделировании системы и при этом:

  • а) в более широком применении различных методов оценки, позволяющих с разных сторон оценить приемлемость моделируемых решений;
  • б) в усилении по мере возможности прямых и обратных связей системы с системой более высокого ранга для получения необходимой информации;
  • в) в последовательном применении ранее рассмотренных принципов (гибкости, зональности и др.), позволяющих ослабить жесткость, однозначность принимаемых решений, усилить их принципиальный вероятностный характер.
  • 18. Принцип обязательности учета географической специфики района. Один из самых важных по своей значимости. Понимание специфики района и введение географических поправочных коэффициентов должны рассматриваться как исходные рубежи анализа района в районной планировке и постепенно углубляться в процессе проектирования. На этом этапе обнаруживаются особенно важные связи между районной планировкой и географическим изучением территории.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой