Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Театр. 
История отечественной культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постепенно складывается самобытный драматургический репертуар. Сперва появляются единичные произведения: «Недоросль» и «Бригадир» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Борис Годунов» Пушкина, «Ревизор» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова; затем русская драматургия ознаменовывается взрывом могучего творчества А. Н. Островского и, наконец, достигает своего высочайшего апогея в гениальных творениях А. П… Читать ещё >

Театр. История отечественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Помимо дворца местом сосредоточения и развития нового секуляризованного искусства явился театр. Его значение прекрасно сознавал Петр I, который видел в театре нечто вроде пропагандистского «шоу», удобного для возвеличения государственных дел.

Царя не удовлетворяло потешное скоморошество, существовавшее на Руси с незапамятных времен[1]. В 1702 г. он приглашает в Москву из Данцига немецкую труппу Иоганна Кунста, рассчитывая на ее основе создать общедоступный русский театр. С этой целью к ней были приданы русские юноши в числе двадцати человек из подьячих и купеческих детей, чтобы подготовить их к сценическим выступлениям. Под спектакли была построена Комедийная хоромина на Красной площади. В том же 1702 г. состоялись первые представления. Они попеременно шли на немецком и русском языках. После смерти Кунста руководство театром переходит в руки Отто Фиршта (Фюрста), который делает его полностью русскоязычным. Тем не менее публика «ездила в комедию неохотно», и причина тому заключалась прежде всего в репертуаре -• чисто немецком, мелодраматическом, далеком как от бытовых, так и политических реалий русской жизни. В итоге все кончилось тем, что представления в конце концов прекратились, а само театральное здание было разобрано.

На какой-то момент занятие театром перемещается в дворцовые сферы: спектакли ставятся то в селе Преображенском у сестры царя Натальи Алексеевны, то в селе Измайлове у вдовы Иоанна Алексеевича — Прасковьи Федоровны. Их при случае посещал Петр I. Им подражала и петербургская знать, желавшая угодить неуемному театролюбию царя.

Репертуар этих спектаклей состоял преимущественно из пьес моралистического содержания, вроде «Георгия и Плакиды», «Крисанфа и Дарии», «Андриана и Наталии» и т. п. В качестве актеров выступали «княгини и благородные девицы», а также дворцовые служители, подчас награждавшиеся «батогами» за неудачные сценические пассажи.

В царствование Анны Иоанновны возникает театр при царском дворе. Посещают его, кроме членов царской фамилии, придворная аристократия и иностранные дипломаты, и притом бесплатно, по пригласительным билетам. В театре одна за другой выступали иностранные труппы — итальянские, немецкие, французекие. В репертуаре были пьесы Корнеля, Расина, Мольера, Готшеда, Вольтера, Детуша. Кроме драматических спектаклей ставились также оперы и балеты. Сама Анна Иоанновна принимала участие в постановке оперы об Иосифе Прекрасном. В марте 1735 г. она писала в Новгород к Феофану Прокоповичу: «Делаю я комедию, на которую надобны будут три человека, чтобы умели петь. Только ныне у меня певчих хороших нет, а надеюсь, что у вас из хлопцев нарочитых выбрать можно. Того ради на то время прикажите из своих певчих самых хороших голосов выбрать троих, и буде они с вами, то оттуда прислать их сюда, а буде здесь, то пришлите с сим же ездовым в дом свой указ, чтобы их привезли ко двору немедленно, чтоб они к назначенному времени могли обучиться тому, что им петь будет надобно; а по окончании комедии я, их пожаловав, назад к вам пришлю»1.

Интерес Анны Иоанновны к театру имел два важных следствия: учреждение в Петербурге 15 мая 1738 г. танцевальной школы и 15 января 1740 г. — музыкальной школы. Кроме того, в придворной капелле вводится обучение певчих итальянскому пению.

При Анне Иоанновне для светской публики был открыт и театр при Шляхетском кадетском корпусе, актерами которого выступали сами кадеты. Его возглавлял А. П. Сумароков (1717−1777) — известный поэт, драматург, ставивший в театре русские пьесы, в том числе и свою трагедию «Хорев» (1747). Там же дважды представлялась трагедия Ломоносова «Тамара и Селим» (1750).

На сумароковских спектаклях неоднократно присутствовал молодой ярославский купец-заводчик Ф. Г. Волков (1729−1763). Человек увлеченный, занимавшийся живописью, музыкой, иностранными языками, он мгновенно влюбился в театр и по примеру шляхет;

Чистович //. Феофан Прокопович и его время. СПб. 1868. С. 569.

ских кадетов создал в Ярославле собственный театр, слух о котором быстро дошел до Петербурга. Императрица Елизавета Петровна, весьма серьезно воспринимавшая сценическое искусство, решила выписать Волкова со всей его труппой ко двору, и с февраля 1752 г. он уже начинает ставить спектакли в Царском Селе. Через четыре года, 30 августа 1756 г., указом царицы был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», директором которого стал Сумароков, а первым придворным актером — Волков.

С этого времени берет свое начало русский национальный театр, прославившийся такими блестящими корифеями, как М. С. Щепкин (1788- 1863), /7. С. Мочалов (1800−1848), В. А. Каратыгин (1802−1853), А. Е. Мартынов (1816−1860), /7. А. Стрепепюва (1850−1903), В. Ф. Комиссаржевская (1864−1910) и еще множеством других великих и замечательных актеров.

Постепенно складывается самобытный драматургический репертуар. Сперва появляются единичные произведения: «Недоросль» и «Бригадир» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Борис Годунов» Пушкина, «Ревизор» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова; затем русская драматургия ознаменовывается взрывом могучего творчества А. Н. Островского и, наконец, достигает своего высочайшего апогея в гениальных творениях А. П. Чехова. Это выдвинуло русский театр на одно из первых мест в мире.

7. C[yjbiK (i• С театром связано и развитие русской музыки. Вместе с тем здесь, как и в живописи, прослеживается сильная зависимость от литературы. Это во многом придает русской музыке вторичный, «сопроводительный» характер, превращает ее в элемент идеологического «направленства», тенденциозного аранжирования того, что «создает народ». Именно таковы оперы М. И. Глинки («Жизнь за царя», 1836; «Руслан и Людмила», 1842), А. С. Даргомыжского («Русалка», 1856; «Каменный гость», 1872), П. И. Чайковского («Евгений Онегин», 1878; «Пиковая дама», 1890) и др.

Во второй половине 50-х гг. XIX в. в русской музыкальной среде возникает своеобразный аналог художественного передвижничества — «Могучая кучка», или «Балакиревский кружок», куда, кроме самого А/. А. Балакирева (1836−1910), входили А/. 11. Мусоргский (1839−1881), Ц. А. Кюи (1835−1918), //. А. Римский-Корсаков (1844−1908) и А. П. Бородин (1833−1887). Они много сделали для (поучения русской литературной классики — от «Слова о полку Игореве» до сказочных фантазий Гоголя, Островского, Пушкина, Мея и т. д. Это придало их музыке реальные, осязательные формы, очень ценные в контексте театрального действа, но почти лишенные мелодизма и благозвучия в отрыве от их литературной основы. На поверку выходила та же фотографичность, скованность словесной фактурой, которая отличала живопись передвижников.

Своего рода «мирискусническим» прорывом в русской музыке конца XIX — начала XX вв. стали симфонии А. Н. Скрябина(1871−1915) — «Божественная поэма», 1904; «Поэма экстаза», 1907; «Прометей», 1909; 1910; балеты И. Ф. Стравинского (1882−1971) — «Жар-птица», 1910; «Петрушка», 1911; сонаты и камерные произведения С. В. Рахманинова (1873−1943) и С. С. Прокофьева (1891−1953). Это означало расцвет современного русского музыкального искусства.

  • [1]? См.: Фаминцын А. ('. Скоморохи на Руси. СПб. 1889. С. 82.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой