Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы диагностики межличностных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методы, социометрия и т. д.). На этот критерий следует особо обратить внимание с точки зрения мотивации исследуемого к тестированию. Отдельные методики не предполагают возрастания мотивации к выполнению задания уже по сути своего строения. Больше всего это относится к опросникам. Объемистые их варианты: опросник… Читать ещё >

Методы диагностики межличностных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, учебному коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, дстско-родитсльских).

В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методик исследования межличностных отношений. Рассмотрение их всех, учитывая обширную феноменологию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными методиками, в рамках данного учебного пособия невозможно. Поэтому ниже будет представлена классификация, которая позволит студенту сориентироваться в существующем многообразии диагностического материала, используемого при изучении особенностей межличностных отношений.

Систематика методик психодиагностики межличностных отношений возможна на различных основаниях:

На основании объекта (диагностики отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.). В связи с большим разнообразием сфер проявления межличностных отношений, применение конкретных методик имеет свои границы, игнорирование которых приводит к необоснованности выводов, сделанных на основе результатов диагностики. Так, социометрия, адекватная для исследования группы лиц, хорошо знакомых друг с другом и выявления неформальной структуры этих групп, даст трудно интерпретируемые результаты при обследовании группы, в которой люди нс знают друг друга.

На основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.). От задач зависят требования, предъявляемые к валидности используемых методик, к объему поставляемых сю психологических данных.

С.Б. Перевозкин считает, что в зависимости от целей исследования групповых процессов и особенностей (диагностических, терапевтических, коррекционных) и выбираются различные методы, чаще всего используются игровые методы в тренинговой работе, в арт-терапии — совместное рисование, танцы, лепка и т. п., методики, направленные на изучение совместной деятельности, социометрические процедуры и др.

Понятно, что исследование, направленное на выявление сплоченности и совместимости в студенческой группе требует простых в использовании методик, позволяющих получить самые общие данные по проблеме, например социометрию (особенно, если использовать алгоритм выделения микрогрупп, позволяющий компьютеризировать процесс вычислений) или Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы. Однако, эти методы оказываются малоэффективными в исследовании совместимости в парах на этапе добрачного консультирования, когда лучше использовать не только констатирующие методики (раскрывающие картину существующих отношений), но и эвристические методики (дающие психологу возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяющие диапазон психической реальности как для психолога, так и для обследуемого человека. К таким методикам можно отнести проективные методики, например, линия жизни на двоих, «Зернышко», «Квартира».

На основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методы, социометрия и т. д.). На этот критерий следует особо обратить внимание с точки зрения мотивации исследуемого к тестированию. Отдельные методики не предполагают возрастания мотивации к выполнению задания уже по сути своего строения. Больше всего это относится к опросникам. Объемистые их варианты: опросник межличностных отношений (ОМО) А. А. Рукавишников, В. Шутьц; опросник Т. Лири и т. д. — снижают мотивацию к исследованию и не только усложняют проведение обследования, но и определенным образом искажают его результаты.

На основании исходной точки отсчета диагностики (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик, опосредующих общение, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т. д.). Точки отсчета при оценке межличностных отношений существенно отличаются. Для одних методик основными являются показатели межличностной привлекательности, ситуации субъективного выбора (социометрия), для других — ситуационные детерминанты поведения (тест К. Томаса), для третьих — глубинные мотивационно-потрсбностныс характеристики каждого участника взаимодействия (опросник межличностных отношений (ОМО) А. А. Рукавишников, В. Шутьц) и т. д. Различные точки отсчета представляют собой методическую реализацию определенных теоретических воззрений. Это необходимо иметь в виду для критического осмысления интерпретации получаемых данных.

Возможны и другие критерии систематики методик диагностики межличностных отношений. Например, по сферам взаимодействия (табл. 5).

Как видно из таблицы, одни и те же методы можно использовать для диагностики особенностей межличностных отношений в разных сферах. К таким методам относятся социометрия, ЦТО (цветовой тест отношений) и его психосемантическая модификация и т. д. Другие методы исследования созданы для изучения отдельных сфер межличностных отношений.

Таблица 5.

Систематизация методик диагностики межличностных отношений студентов по сферам их взаимодействия.

Сфера в"ш модсйстви я.

Виды методов.

Примеры методик.

Исто чинк.

Семья (летекородительские отношения).

социометрия.

Семейная социограмма.

[4].

опросники.

Опросник Е. О. Смирновой и М. В. Быковой «Структура родительского отношения»; Опросник «Взаимодействия ребенок-взрослый».

проективные методы.

Рисунок семьи. Тест фигур Г. Г. Филипповой.

семантический дифференциал.

психоссмантичсская модификация теста ЦТО.

диалогические техники.

Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения».

друзья/ сокурсники.

социометрия.

Классическая социометрия, аутосоциометрия, рсфрентомстрия.

ПО].

опросники.

Тест-опросник Басса-Дарки, Опросник межличноептых отношений (ОМО), тест Т. Лири, Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского.

[-].

проективные методы.

Квартира, неоконченные предложения.

семантический дифференциал.

психосемаптическая модификация теста ЦТО.

диалогические техники.

Диагностическая беседа Т. Ю. Андрушенко «Мой круг общения».

преподаватель;

ученик.

опросники.

Методика диагностики социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р. Даймонд).

[3].

проективные методики.

Неоконченные предложения. Цветовой тест отношений А. Эткинда.

И?].

интимно;

личностные отношения.

опросники.

Опросник сексуальности Айзенка; Опросник Ю. Е. Алешиной «Измерение установок в супружеской паре».

[4].

проективные методики.

Линия жизни на двоих, Цветовой тест отношений А. Эткинда.

(17].

семантический дифференциал.

психосемантичсска модификация теста ЦТО.

диалогические техники.

Методика Л. Л. Баз.

конфликты.

Опросники.

Тест К. Томаса, тест «Конфликтная личность» В. П. Пугачева.

12].

проективные методики.

Методика «Зернышко».

[4].

методики, основанные на воссоздании процесса общения.

Методика Л. Л. Баз, Архитектор-строитель.

отношения с представителями других национальностей.

Опросники.

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова и др);

[14].

оценочные шкалы.

Шкала базовых убеждений (Р.Янов-Бульман); Шкала социальной дистанции (Э.Богардус).

семантический дифференциал.

Диагностический тест отношений (Г.Солдатовд).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой