Методы диагностики межличностных отношений
На основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методы, социометрия и т. д.). На этот критерий следует особо обратить внимание с точки зрения мотивации исследуемого к тестированию. Отдельные методики не предполагают возрастания мотивации к выполнению задания уже по сути своего строения. Больше всего это относится к опросникам. Объемистые их варианты: опросник… Читать ещё >
Методы диагностики межличностных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, учебному коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, дстско-родитсльских).
В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методик исследования межличностных отношений. Рассмотрение их всех, учитывая обширную феноменологию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными методиками, в рамках данного учебного пособия невозможно. Поэтому ниже будет представлена классификация, которая позволит студенту сориентироваться в существующем многообразии диагностического материала, используемого при изучении особенностей межличностных отношений.
Систематика методик психодиагностики межличностных отношений возможна на различных основаниях:
На основании объекта (диагностики отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.). В связи с большим разнообразием сфер проявления межличностных отношений, применение конкретных методик имеет свои границы, игнорирование которых приводит к необоснованности выводов, сделанных на основе результатов диагностики. Так, социометрия, адекватная для исследования группы лиц, хорошо знакомых друг с другом и выявления неформальной структуры этих групп, даст трудно интерпретируемые результаты при обследовании группы, в которой люди нс знают друг друга.
На основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.). От задач зависят требования, предъявляемые к валидности используемых методик, к объему поставляемых сю психологических данных.
С.Б. Перевозкин считает, что в зависимости от целей исследования групповых процессов и особенностей (диагностических, терапевтических, коррекционных) и выбираются различные методы, чаще всего используются игровые методы в тренинговой работе, в арт-терапии — совместное рисование, танцы, лепка и т. п., методики, направленные на изучение совместной деятельности, социометрические процедуры и др.
Понятно, что исследование, направленное на выявление сплоченности и совместимости в студенческой группе требует простых в использовании методик, позволяющих получить самые общие данные по проблеме, например социометрию (особенно, если использовать алгоритм выделения микрогрупп, позволяющий компьютеризировать процесс вычислений) или Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы. Однако, эти методы оказываются малоэффективными в исследовании совместимости в парах на этапе добрачного консультирования, когда лучше использовать не только констатирующие методики (раскрывающие картину существующих отношений), но и эвристические методики (дающие психологу возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяющие диапазон психической реальности как для психолога, так и для обследуемого человека. К таким методикам можно отнести проективные методики, например, линия жизни на двоих, «Зернышко», «Квартира».
На основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методы, социометрия и т. д.). На этот критерий следует особо обратить внимание с точки зрения мотивации исследуемого к тестированию. Отдельные методики не предполагают возрастания мотивации к выполнению задания уже по сути своего строения. Больше всего это относится к опросникам. Объемистые их варианты: опросник межличностных отношений (ОМО) А. А. Рукавишников, В. Шутьц; опросник Т. Лири и т. д. — снижают мотивацию к исследованию и не только усложняют проведение обследования, но и определенным образом искажают его результаты.
На основании исходной точки отсчета диагностики (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик, опосредующих общение, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т. д.). Точки отсчета при оценке межличностных отношений существенно отличаются. Для одних методик основными являются показатели межличностной привлекательности, ситуации субъективного выбора (социометрия), для других — ситуационные детерминанты поведения (тест К. Томаса), для третьих — глубинные мотивационно-потрсбностныс характеристики каждого участника взаимодействия (опросник межличностных отношений (ОМО) А. А. Рукавишников, В. Шутьц) и т. д. Различные точки отсчета представляют собой методическую реализацию определенных теоретических воззрений. Это необходимо иметь в виду для критического осмысления интерпретации получаемых данных.
Возможны и другие критерии систематики методик диагностики межличностных отношений. Например, по сферам взаимодействия (табл. 5).
Как видно из таблицы, одни и те же методы можно использовать для диагностики особенностей межличностных отношений в разных сферах. К таким методам относятся социометрия, ЦТО (цветовой тест отношений) и его психосемантическая модификация и т. д. Другие методы исследования созданы для изучения отдельных сфер межличностных отношений.
Таблица 5.
Систематизация методик диагностики межличностных отношений студентов по сферам их взаимодействия.
Сфера в"ш модсйстви я. | Виды методов. | Примеры методик. | Исто чинк. |
Семья (летекородительские отношения). | социометрия. | Семейная социограмма. | [4]. |
опросники. | Опросник Е. О. Смирновой и М. В. Быковой «Структура родительского отношения»; Опросник «Взаимодействия ребенок-взрослый». | ||
проективные методы. | Рисунок семьи. Тест фигур Г. Г. Филипповой. | ||
семантический дифференциал. | психоссмантичсская модификация теста ЦТО. | ||
диалогические техники. | Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения». | ||
друзья/ сокурсники. | социометрия. | Классическая социометрия, аутосоциометрия, рсфрентомстрия. | ПО]. |
опросники. | Тест-опросник Басса-Дарки, Опросник межличноептых отношений (ОМО), тест Т. Лири, Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского. | [-]. | |
проективные методы. | Квартира, неоконченные предложения. | ||
семантический дифференциал. | психосемаптическая модификация теста ЦТО. | ||
диалогические техники. | Диагностическая беседа Т. Ю. Андрушенко «Мой круг общения». | ||
преподаватель; ученик. | опросники. | Методика диагностики социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р. Даймонд). | [3]. |
проективные методики. | Неоконченные предложения. Цветовой тест отношений А. Эткинда. | И?]. | |
интимно; личностные отношения. | опросники. | Опросник сексуальности Айзенка; Опросник Ю. Е. Алешиной «Измерение установок в супружеской паре». | [4]. |
проективные методики. | Линия жизни на двоих, Цветовой тест отношений А. Эткинда. | (17]. | |
семантический дифференциал. | психосемантичсска модификация теста ЦТО. | ||
диалогические техники. | Методика Л. Л. Баз. | ||
конфликты. | Опросники. | Тест К. Томаса, тест «Конфликтная личность» В. П. Пугачева. | 12]. |
проективные методики. | Методика «Зернышко». | [4]. | |
методики, основанные на воссоздании процесса общения. | Методика Л. Л. Баз, Архитектор-строитель. | ||
отношения с представителями других национальностей. | Опросники. | Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова и др); | [14]. |
оценочные шкалы. | Шкала базовых убеждений (Р.Янов-Бульман); Шкала социальной дистанции (Э.Богардус). | ||
семантический дифференциал. | Диагностический тест отношений (Г.Солдатовд). |