Общие проблемы исследования в социальной работе
Прикладные исследования решают в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практического направления. Обычно прикладные исследования являются логическим продолжением фундаментальных, по отношению к которым они носят вспомогательный характер; Стратегия исследовательского поиска зависит от состояния знаний и степени осознанности проблемы к моменту начала работы, а также целей… Читать ещё >
Общие проблемы исследования в социальной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Теоретические основы составления программы исследования
Прогнозирование, моделирование и проектирование в учреждении — эго разработка предстоящей деятельности по улучшению и совершенствованию сущностных характеристик.
Прогнозирование, моделирование, проектирование и исследование — «братья — близнецы», т.к., во-первых, некоторые методы одновременно являются и методами исследования, например, моделирование; во-вторых, прогнозирование, моделирование и проектирование невозможны, неосуществимы без параллельного исследования.
Таблица 4.
Определения терминов «исследование» и его разновидностей.
№/№. | Трактовка термина. | Литературный источник, авторы. |
1. | Исследование — это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Любое исследование характеризуется объективностью, доказательностью, точностью. | Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. — М.: Ось -89, 1999.-304 с. [321. |
2. | Научное исследование — целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. | Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. — М.: Ось -89, 1999.-304 с. Г321. |
3. | Исследование (научное) рассматривается как деятельность по получению новых научных знаний отдельным индивидом — ученым, исследователем или их группой, коллективом. | Новиков А.М., Новиков Д. А. Методология. — М.: СИНТЕГ, 2007. — С. 47. — 668 с. [43]. |
4. | Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. | Основы прикладной социологии: Учебник для вузов/Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. — М.: Academia, 1995. — С.20. [57]. |
Обобщая мнение различных авторов можно определить исследование как информацию, которая необходима для выявления проблем, разработки методов сбора информации и осуществления процесса анализа и интерпретации данных. Такое определение отражает сущность и основные направления исследований.
Конечная цель исследования — практическое решение социальных проблем, связанное с управлением определенными социальными процессами, а также их планированием и прогнозированием.
Итак, современное исследование — это система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения проблем и обеспечения деятельности на любом ее уровне.
Классификация типов исследований по их направленности в цепи «теория — практика»:
— фундаментальные исследования, направленные на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее научного статуса, ее истории. Результаты фундаментальных исследований не всегда находят прямой выход в практику;
прикладные исследования решают в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практического направления. Обычно прикладные исследования являются логическим продолжением фундаментальных, по отношению к которым они носят вспомогательный характер;
— разработки. Их задача — непосредственное обслуживание практики [49].
В современной науке выделяют 4 уровня общности исследований:
— общеотраслсвой уровень значимости имеют исследования, результаты которых оказывают воздействие на всю область той или иной науки;
дисциплинарный уровень значимости характеризует исследования, результаты которых вносят вклад в развитие отдельных научных дисциплин, входящих в научную область;
- — общепроблемный уровень значимости имеют исследования, результаты которых изменяют существующие научные представления по ряду важных проблем внутри одной дисциплины;
- — частнопроблемный уровень значимости имеют исследования, результаты которых изменяют научные представления по отдельным частным вопросам [64].
Важным моментом в исследовании является разработка программы исследования.
Программа исследования — это изложение его теоретикометодологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки [103,с.42.].
Программа исследования — это документ, содержащий теоретические предпосылки, основные цели и задачи исследования, обоснованные методики сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет следующие функции:
- — методологическую — определение научной и практической проблемы для решения которой проводится исследование ее места в системе исследований по данной проблематике;
- — методическую — выделение критериев и требований в использовании методов измерения; упорядочение методических средств и процедур в соответствии с поставленными задачами;
- — организационную — осуществление совместной деятельности всех членов группы исследования в целях рационального распределения труда [7].
В работе над программой исследования следует различать:
- 1) план исследования;
- 2) основные элементы программы исследования;
- 3) этапы и процедуры разработки программы исследования.
Таблица 5.
Разновидности планов исследования.
Основания для принятия плана. | Название плана. | Цель исследования по данному плану. |
Отсутствие удовлетворительной информации об объекте, трудности в формулировании проблем и гипотез. | Формулятивный. (разведывательный) план. | Выявление проблем, формулировка гипотез на основе структурирования предмета исследования. |
Имеются данные для формулировки описательных сгруктурных гипотез. | Описательный или дискрептивный план. | Качественноколичественное описание объекта, его свойств, состояний. |
Имеются данные для формулировки объяснительных гипотез. | Аналитико; экспериментальный план. | Выявление функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз. |
Наличие объяснительных гипотез о способах управления социальными объектами и процессами. | Экспериментальнопрактический план. | Поиск управленческих решений на основе констатирующего или активного преобразующего эксперимента. |
Следует отметить, что имеются и другие виды планов (стратегий), а также и другие принципы их выделения. Например, выделяют виды планов: проблемно-поисковый, аналитический, экспериментальный и конструктивно-практический.
Стратегия исследовательского поиска зависит от состояния знаний и степени осознанности проблемы к моменту начала работы, а также целей и задач исследования. Исследование строится, как правило, по описательному или разведывательному варианту.