Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные научные школы и направления в изучении государственного управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительное финансирование науки позволило США создать в ведущих университетах школы государственного управления, которые решали задачи подготовки государственных служащих, повышения квалификации государственных служащих, проведения научных исследований в сфере государственного управления. В России в этот период развивается государственная школа, основной проблемой исследования выступает… Читать ещё >

Основные научные школы и направления в изучении государственного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрим основные научные школы и направления, изучавшие государственное управление на протяжении истории человечества.

Таблица 1.1

Основные научные школы и направления, изучавшие и изучающие государственное управление

Хронологический этап, научные школы.

Основные концепты и направления исследований.

С древних времен до начала XVII в.

  • 1. Древнекитайские философы — Мэн-цзы (ок. 372−289 до н.э.), Конфуций (ок. 551−479 до н.э.)
  • 2. Древнеиндийские философы
  • 3. Древнегреческие мыслители — Аристотель (384−322 до н.э.), Платон (ок. 428−348 до н.э.), Полибий (ок. 200 — 120 до н. э)
  • 4. Раннее Средневековье — Св. Августин (354−430), философ и теолог Ф. Аквинский (1225−1274), итальянский мыслитель М. Падуанский (между 1275 и 1280 — ок. 1343)
  • 5. Древняя Русь — игумен Иосиф Волоцкий (1439−1515), митрополит Илларион (XI в.)
  • 6. Позднее Средневековье — итальянский мыслитель

П. Макиавелли (1469−1527), французский мыслитель, теоретик естественного права Ж. Воден (1530−1596), английский философ Т. Гоббс (1588−1679).

Государственная администрация как урегулированный правом институт отсутствует. Субъект-объектные отношения в системе государственного управления выстраиваются на основе обычаев, традиций и ритуалов. Собственно государственно-управленческая деятельность сводится к сбору налогов, поддержанию правопорядка, благоустройству городов, нивелированию конфликтов между социальными группами и т. п. Активно развивается идея о всеобщей пользе и роли в ней государственно-управленческой деятельности. Формируется представление о государстве как о юридическом институте, который осуществляет управленческие и регулятивно-охранительные функции.

XVII — середина XIX в.

  • 1. Полицеистика: Франция — писатель Н. Деламар (1639−1728); Германия — профессор Г. Юсти (1720−1771); писатель, юрист И. Зонненфельс (1732−1817); Россия — ученый-энциклопедист Ю. Крижанич (ок. 1618−1683); экономист и публицист И. Т. Посошков (1652−1726); юрист П. Н. Гуляев, автор крупнейшей работы по полицейскому праву «Права и обязанности градской и земской полиции»; профессор, философ Н. Ф. Рождественский (1802−1872); юрист, профессор И. В. Платонов (1805−1890); самый поздний представитель полицеистики, юрист, профессор И. Е. Андреевский (1831−1891)
  • 2. Камералистика — цикл административных и экономических дисциплин, преподававшихся в европейских университетах в XVII—XVIII вв., со второй половины XIX в. — в России. Название связано с камеральными учреждениями, создававшимися в средневековой Европе князьями и королями, имевшими большое собственное хозяйство, для подготовки компетентных управляющих.

Россия — государственный деятель М. М. Сперанский (1772−1839); Франция — ученый, автор «Принципов государственного управления» (1812) Ч.-Ж. Боннен: ученый, автор «Очерков об администрации» А. Ф. Вивьен.

Происходит непосредственное формирование института государственной администрации и полицейского (административного) права. Государственная власть концентрируется на решении вопросов внутренней безопасности. Во многих европейских странах, в России практикуются своды правил поведения, что приводит к формированию полицейского законодательства. В основу государственного строительства закладывается принцип патернализма (от лат. pater — отец) — мировоззрение и политика абсолютизации роли государственной власти в жизни общества, оправдание ее тотального контроля над обществом, поглощения государством общества и личности. Управление обществом называлось благочинием и благоустройством. В России практика административного управления не нашла теоретического обобщения. В университетах создавались кафедры законов благоустройства и благочиния, где преподавались законы о народонаселении, народном продовольствии, благоустройстве в городах и поселениях, и пр.

Камералистика ограничивалась описанием явления административного управления. В ее русле были сформулированы новые подходы к осуществлению государственно-административного управления. Принцип камерализма предполагал: функциональность в управлении учреждений; специализацию учреждений государственной администрации и канцелярского труда в какой-либо одной определенной сфере государственного управления; регламентацию обязанностей чиновников; унификацию штатов и жалования чиновников.

Идеи Сперанского в отношении построения системы государственного управления в России отражены во «Введении к уложению государственных законов» (1809); эти принципы — элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность. Новые выборные начала организации суда и контроля, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности. «Очерки об администрации» Ф. Вивьена (1845) — первая серьезная работа в области науки государственного управления. В развитие его идей во Франции были созданы специализированные министерства, разработаны законы о государственных служащих и процедуры их набора.

Формирование конституционно-демократического типа государства, появление ответственности государства перед обществом и личностью в XVIII—XIX вв. инициировало постановку новых управленческих проблем, решение которых полицеистика и камералистика предложить не могли.

Вторая половина XIX — начало XX в.

Австрийская школа — Лоренц фон Штейн (1815−1890).

Немецкая школа — социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864−1920).

Английская школа — историк, экономист, социолог Дж. Коул (1889−1959); Э. Баркер; Ч. Маннинг;

Г. Файнер Французская школа — историк права и государствовед, профессор А. Эсмен; юрист, идеолог «синдикалистского» государства Леон Дюги (1859−1928); А. Мишель; М. Ориу Американская школа — доктор политических наук, основоположник американской государственно-административной науки, 28-й Президент США В. Вильсон (1856−1924); исследователь Ф. Дж. Гудныо.

Период характеризуется дифференциацией гуманитарных и социальных наук, развитием собственно теории государственного управления, основоположником которой считают австрийского ученого Лоренца фон Штейна, опубликовавшего в период с 1866 по 1884 г. восьмитомный труд «Теория государственного управления». В основу положена идея внутреннего управления, выделено пять сфер государственного управления или государственной политики — внешние отношения, войска, государственное хозяйство, правосудие, внутренние дела. Ведущая роль по реализации целей государственного управления отведена исполнительной ветви власти при четком определении вопросов ее ведения. Полиция — механизм принуждения, часть исполнительной власти.

6. Русская школа — историк, академик С. М. Соловьев (1820−1879); историк, участник подготовки крестьянской реформы 1861 г. К. Д. Кавелин (1818−1885); историк, философ Б. Н. Чичерин (1828−1904); историк, академик В. О. Кчючевский (1841−1911); историк, политический деятель П. Н. Милюков (1859−1943); экономист, философ Л. А. Богданов (1873−1928).

Государство рассматривается как отношение господства одних людей над другими, опирающееся на легитимное насилие как средство. Разработаны теории власти и бюрократии, в основу идеального государственного управления положены принципы бюрократической иерархии. Четко разделены политическое руководство и административное управление.

Изучение системы государственного управления в Великобритании началось в конце XIX в. в Лондонской школе экономики и политических наук и продолжилось в Оксфордском, Кембриджском, Манчестерском и других университетах. Основные направления — изучение политических институтов, института государственной службы, английского конституционного и административного права. Выявлены и проанализированы основные принципы государственного управления во Франции. Заложены основы конституционного подхода к проблемам государственного управления. Система государственного управления изучалась не как самостоятельное явление, а как средство выявления принципов и форм организации деятельности государственно-политических институтов.

Разработана модель административной эффективности, разграничены функции политической власти и административного управления, предложено использовать в государственном управлении методы менеджмента.

Значительное финансирование науки позволило США создать в ведущих университетах школы государственного управления, которые решали задачи подготовки государственных служащих, повышения квалификации государственных служащих, проведения научных исследований в сфере государственного управления. В России в этот период развивается государственная школа, основной проблемой исследования выступает соотношение общества и государства в русской истории на различных ее этапах. Наука развивается в русле юридической науки и истории. Обоснована концепция закрепощения и раскрепощения сословий государством, т. е. в условиях господства натурального хозяйства, слабого развития обмена и товарно-денежных отношений, обеспечение мобилизации материальных и людских ресурсов могло производиться только за счет разложения государством повинностей по сословиям.

1920;1950;с гг.

Классическая школа — основоположник организационной науки А. Файоль (1841−1925); Л. Урвик; Л. Уайт; Д. Муни Школа научного менеджмента. Школа «человеческих отношений», или неоклассическая школа — американский психолог А. Маслоу (1908;1970); М. Фоллет; американский социолог Э. Мэйо (1880−1949); У. Мэрфи Советская школа — ученый, автор трудов по рациональной организации труда А. К. Гастев (1882−1938); историк, государственный деятель П. М. Керженцев (1881 — 1940);

Н. А. Витке; Е. Ф. Размирович; ученый, автор работ по научной организации труда И. М. Бурдянский.

Дальнейшее развитие концептов теории государственного управления связано с развитием теории организации. Сложилось представление, что система государственного управления — регламентированная иерархическая организация линейно-функционального типа с четким определением функций каждой должностной категории. Идеи научного менеджмента применялись при анализе трудовых процессов в системе государственного управления, классификации должностей государственной службы. Широкого распространения и значимых результатов не получила. Возникла как реакция на недостатки классического подхода. Человеческий фактор рассматривается как основной элемент эффективной организации системы управления. Важный фактор оптимизации системы государственного управления, повышения производительности труда работников этой системы — улучшение психологического климата в коллективе и усиление мотивации к максимизации трудовых усилий.

Советский период характеризуется перестройкой государственного аппарата исходя из теории научной организации труда и управления (НОТ). Создан ряд научно-исследовательских центров — институты труда, научной организации труда, техники управления, лаборатории по изучению труда и пр. В 1920;х гг. для координации работы по НОТ создан Совет научной организации труда (СовНОТ). Исследования были прерваны в середине 1930;х гг.

Вторая половина XX в. — начало XXI в.

В рамках структурно-функционального системного и бихевиористского подхода ведущие позиции заняли американская, английская, французская и немецкая национальные школы Американская школа — социолог-теоретик Т. Парсонс (1902;1979); социолог П. Лазерсфельд (1901 — 1976);

В. Томпсон; Д. Истон; А. Лаффер и др.

Английская школа — Дж. Гарретт, Р. Шеллон, М. Оукшот Немецкая школа — философ, профессор X. Кун; Э. Форстхофф; Э. Хиппель; философ А. Гелен (1904;1976).

Русская школа — современные ученые-социологи, занимающиеся разработкой общей теории социального управления, — В. Г. Афанасьев и Ю. П. Аверин; ученые-юристы, специалисты по теории государства и права, конституционному и административному праву Д. Н. Бахрах, И. Л. Бачило, Г. В. Атаманчук, Б. М. Лазарев и др.

5. Японский менеджмент.

Этот период характеризуется разработкой бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа и переложением их на отрасли социального и гуманитарного знания, в том числе теорию государственного управления.

В рамках структурно-функционального подхода государственное управление — единая сложноструктурированная система, каждый элемент которой выполняет определенные функции. Бихевиористский подход в сфере государственного управления направлен на исследование и объяснение поведенческого аспекта государственно-управленческих отношений (поведение управляющих и управляемых, их мотивация).

Системный подход направлен на синтез знаний, имеющихся в различных областях науки. Цель подхода видится в выявлении всего комплекса отдельно взятых взаимосвязей элементов государственно-административной системы с обществом.

Акцентировано внимание на факторах, которые способствовали или препятствовали стабильности системы государственного управления.

В основе лежат идеи, характерные для гуманитарного подхода. Считали, что процесс принятия политических решений должен стать гласным и открытым; законодательно следует установить принципы разъяснительной работы с населением, установив санкции за их невыполнение. Система государственного управления — «вечная» ценность, теория государственного управления строится с учетом человеческого фактора и должна носить философский характер.

По мнению А. Гелена, государственное управление — фундаментальный антропологический институт, основная деятельность которого должна быть направлена на поддержание стабильности общественной системы. Государственно-управленческая мысль в России возродилась в 1960;х гг. и развивалась в русле административного права. Определено, что наука государственного управления должна быть комплексной, охватывающей как государственно-правовые, так и социально-экономические, психологические, многие другие управленческие аспекты.

С 1970;х гг. государственное управление стало развиваться как относительно самостоятельное научное направление, тесно соприкасаясь с теорией социального управления, управлением производством, административным правом, теорией государства.

Японская система управления базируется на модели человеческих отношений, в которых индивид должен подчинять свои интересы интересам группы. Основной принцип — активное партнерство технических специалистов, бизнес-структур, правительственных структур в формировании концепции экономического роста и ее обеспечении.

Значение всех этих теорий состоит в том, что они предоставляют точки отсчета — ориентиры, не дают «наступать на старые грабли», позволяют сформировать свою управленческую позицию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой