Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегии (типы) качественного исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дискурс-анализ ориентирован на исследование текстов и высказываний в процессе коммуникации, взаимодействия между людьми. Он применяется в психологических исследованиях для изучения способов формирования и динамики идентичности личности, позиции человека, аргументации, поведения и социального взаимодействия в процессе использования тех или иных культурных, религиозных, политических… Читать ещё >

Стратегии (типы) качественного исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О стратегиях качественных исследований писал Дж. Кресвелл[1], относя к ним, с дополнениями А. М. Улановского: феноменологическое, биографическое, этнографическое исследование, «обоснованную теорию», исследование индивидуального случая, дискурс-анализ.

Феноменологическое исследование[2] ориентировано па получение понятных, точных систематизированных описаний переживаний испытуемого. Оно включает стратегию сбора и анализ данных о феноменологическом составе переживаний и смыслов, которые имеют для человека исследуемый предмет, ситуация, событие или какой-то аспект жизнедеятельности. К приверженцам данной стратегии качественного исследования относят: А. ван Каама, А. Джорджи, П. Колайци, К. Фишера, Р. фон Экаргсберга, Д. Полкинхорма, К. Мутакса, Дж. Смита и др.

Наиболее приемлемыми и адекватными методами для данного типа исследований считаются полуструктурированные феноменологические интервью и субъективные самоотчеты о пережитом опыте.

Биографическое исследование ориентировано на изучение биографии или жизненной истории человека. В рамках данного типа исследований выделяются психобиографический и нарративный подходы. Среди представителей первого подхода можно назвать Б. Г. Ананьева, Ш. Бюлер, В. Дильтея, Г. Мюррея, Н. А. Рыбникова, С. Л. Рубинштейна, З. Фрейда, Э. Эриксона и др., второго — Дж. Брунера, Д. Макадамса, Д. Полкингхорна, Т. Сарбина, Г. Херманса и др.[3]

Главной задачей классического психобиографического подхода является точная реалистичная реконструкция линии жизни человека, ее этапов и событий, самоощущений и мировосприятия в различные периоды жизнедеятельности человека, основанная на документах и фактах его биографии.

В нарратвном подходе фокус внимания исследователя смещается на изучение жизненной истории, на способы, при помощи которых испытуемый конструирует собственную биографию и идентичность (темы, метафоры, стиль и т. д.). Нарративистов по большому счету не интересует «правдивость» изложения. Они сосредоточены на форме преподнесения своей биографии испытуемым (ключевые слова, фразы, темы, эмоциональность изложения и т. д.).

Наиболее популярные методы в рамках данной стратегии — биографическое интервью, анализ личных документов и автобиографий.

Этнографическое исследование проводится в условиях реальной жизнедеятельности испытуемых. Изучаются образ их жизни, групповые отношения, традиции, убеждения, установки, ритуалы, практики поведения, вопросы идентичности представителей исследуемых сообществ. Основными целями этнографии являются описание, анализ и интерпретация человеческого поведения и деятельности в контексте той культуры, которой принадлежат данные испытуемые. Это предполагает исследование норм и правил, культурных артефактов, мифов, символов, дискурса, преобладающих тем, ритуалов, моделей поведения, видов совместной деятельности, речевой коммуникации, характеризующих данную социальную группу. Носителями объекта этнографического исследования, как правило, являются профессиональные, этнические, религиозные группы, молодежные движения, маргинальные и другие сообщества.

Методологическим основанием данной стратегии качественных исследований могут выступать работы М. Мид, Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, А. Ф. Лосева и др.[4] Наиболее часто использующиеся методы — это включенное полевое наблюдение, анализ бытовых разговоров, письменных свидетельств, культурных артефактов, аудиои видеоматериалов.

" Обоснованная теория" (grounded theory) представляет собой тип качественного исследования, предполагающий в результате анализа какого-либо психологического явления, феномена его концептуализацию на уровне гипотезы или теории. Такая стратегия исследования предполагает структурировать и обобщать полученные данные, используя разработанную схему анализа, включающую открытое, осевое и избирательное кодирование[5].

Открытое кодирование предполагает выявление в исследуемом источнике категорий и субкатегорий. Осевое кодирование заключается в распределении выявленных единицкатегорий по следующим группам (рубрикам): феномен, каузальные условия, контекст, промежуточные условия, стратегии действия, следствия. В процессе избирательного кодирования устанавливаются и исследуются связи между категориями и осуществляется их валидизации.

Основной метод «обоснованной теории» — анализ текстов (полевые записи, конспект интервью, документы).

Исследование индивидуального (единичного) случая[6] или кейс-стади, направлено на интенсивное, глубокое и детализированное изучение какого-либо отдельно взятого случая. «Случаи» в качественных исследованиях — это конкретные ограниченные во времени и месте личности, чьи-либо действия, процессы, события, инциденты, социальные практики и программы[7]. Результаты анализа случаев представляют собой форму неких «уроков из данной ситуации», т. е. предполагают выявление и описание причинности события, структуры поступков и действий, условий развития или угасания феномена и его перспективы (выводы).

В рамках единичного случая могут рассматриваться как одно, так и несколько схожих событий (обычно до четырех). Тогда такой тип качественного анализа называется коллективным кейс-стади.

Дискурс-анализ ориентирован на исследование текстов и высказываний в процессе коммуникации, взаимодействия между людьми. Он применяется в психологических исследованиях для изучения способов формирования и динамики идентичности личности, позиции человека, аргументации, поведения и социального взаимодействия в процессе использования тех или иных культурных, религиозных, политических, профессиональных и иных дискурсов[8]. В психологию дискурс пришел из лингвистики, поэтому основным материалом анализа являются различные формы разговоров (аудио-, геле-, видеозаписи повседневного общения) и газетные статьи. Дискурс-анализ опирается на положения дискурсивной психологии, полиструктуралистские теории дискурса и социально-конструкционистские идеи. Как указывает Дж. Поттер, дискурс — это относительно устойчивая система значений, используемая неким сообществом в целях интерпретации событий. В процессе дискурса осуществляется детальный анализ многочисленных прагматических, социолингвистических, идеологических составляющих речи людей в ситуации коммуникации: пауз, голосовых характеристик (частота, тональность, тембр и пр.), интонации, задержек в ответах, самопоправок, стилистики и грамматики речи[9].

В настоящее время в методологических социальных разработках появилось понятие «смешанных методов исследования» (mixed methods research)[10], предполагающих совмещение качественных и количественных методов. Речь идет, в том числе, о комплексном подходе в рамках компьютерных программ анализа и обработки эмпирических данных.

  • [1] См.: Creswe U J. W. Qualitative inquiry and research design: Choosing among five traditions. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998.
  • [2] См.: Улановский A. M. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. М.: Смысл, 2012.
  • [3] См.: Барский Ф. И., Кутузова Д. А. Представление об идентичности в рамках нарративного подхода // Мир психологии. 2004. № 2(38). С. 67−77.
  • [4] См.: Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988; Тайлор Э. Б. Первобытная культура: пер. с англ. М.: Политиздат, 1989; Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: пер. с англ. М.: Политиздат 1980; Он же. Фольклор в Ветхом завете: пер. с англ. М.: Политиздат, 1990; Токарев С. Л. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976; Памятники литературы древней Руси: Вторая половина XV века. М.: Художественная литература, 1982; Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. М.: Мысль, 1987; Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь. М.: Наука, 1983; Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 6 т. М.: Искусство, 1963−1980; Он же. Эллинистически-римская эстетика: I—II вв. н. э. М.: Изд-во МГУ, 1979 и др.
  • [5] См.: Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  • [6] Следует отличать данный тип качественного исследования от наименования дизайна эксперимента по Дж. Кэмпбеллу (см.: Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социально-психологических и прикладных исследованиях / Дж. Кэмпбелл. СПб.: Социально-психологический центр, 2006).
  • [7] См.: Creswell J. W. Указ.соч.
  • [8] См.: Филлипс Л., Йоргенсен В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Гуманитарный центр, 2004.
  • [9] См.: Potter J. Discourse Analysis and Discursive Psychology // Qualitative research in psychology: Expanding perspectives in methodology and design / ed. ny P. M. Camic et al. Washington, DC. 2003. P. 73−94.
  • [10] Cm.: Yoshikawa H., Weisner T., Kalil I., Way N. Mixing qualitative and quantitative research in developmental science: uses and methodological choices // Developmental psychology. 2008. V. 44. № 2. P. 344−354.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой