Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правила культурной коммуникации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если группа отклонилась в сторону от темы, можно сказать чтонибудь вроде: «Это очень интересная дискуссия, но, похоже, мы несколько отклонились в сторону от нашей темы. Давайте вновь вернемся к вопросу/теме, с которой мы начали». Дискуссия — это целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию (синтез) с целью… Читать ещё >

Правила культурной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Должна быть общая, понимаемая и признаваемая всеми тема для обсуждения (рамка).
  • 2. Способ проведения обсуждения и применяемые средства должны признаваться всеми ее участниками (последовательное изложение точек зрения, решений, аргументов и оснований, недопустимость подмены первичного тезиса и оснований и пр.).
  • 3. Должны быть в наличии четыре позиции, свойственные сложной коммуникации: автор, понимающий, критик, организатор коммуникации.
  • 4. Позиции должны заниматься последовательно: от автора к понимающему и затем к критику.
  • 5. Организатор коммуникации управляет последовательностью и полнотой происхождения позиций.
  • 6. Дискуссия возможна только после завершения фазы критики.

Преподаватель здесь выступает в роли организатора коммуникации и следит за тем, чтобы удержать себя от роли «автора» и стараться максимально задействовать в обсуждении ресурс обучающихся, помогая им постепенно осваивать позиции автора, понимающего и критика. Так можно обеспечить условия для разворачивания и прихода к дискуссии.

Процесс организации дискуссии включает в себя несколько последовательно разворачиваемых этапов (рис. 3.13):

  • 1 — явное полагание тезиса и антитезиса (как результат критики в сложной коммуникации);
  • 2 — предъявление каждой стороной аргументов, подтверждающих и усиливающих точку зрения;
  • 3 — предъявление каждой стороной оснований;
  • 4 — фиксация затруднения и постановка проблемы;
  • 5 — поиск новых оснований, способов решения, взглядов на предмет;
  • 6 — синтез.

Рис. 3.13. Процесс дискуссии

r~z I ГЛ.

Дискуссия — это целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию (синтез) с целью развития исходных точек зрения.

Синтез — это создание нового целого, свойства которого отличаются от суммы свойств частей.

Правила проведения дискуссии [41].

  • 1. Все, что сказано в этой комнате, остается в этой комнате. Конфиденциальность очень важна для плодотворной дискуссии. Это правило может быть нарушено лишь в тех случаях, когда кто-то из участников планирует нанесение вреда самому себе или другому человеку.
  • 2. Никаких личностных нападок.

Сарказм или недоброжелательные высказывания в чей-либо адрес не должны иметь места в ходе дискуссии. Если кто-то не согласен с высказыванием другого, то он или она могут высказать свое мнение по этому поводу, но не поводу самого человека. В ходе дискуссий допустимо «нападать» на идеи, но не на высказывающих их людей.

3. Не существует такой вещи, как глупый вопрос.

Вопросы — это самый лучший способ обучения.

4. Никого не принуждают говорить.

Любой участник может хранить молчание по любому вопросу. Однако имеет смысл обратить внимание на людей, которые никогда не высказываются, возможно, им нужна Ваша помощь.

5. В каждый момент времени говорит только один человек.

Мнение каждого человека ценно и заслуживает того, чтобы быть услышанным. Выслушивание коллег — это выражение уважения.

Способы поддержания групповой дискуссии [41].

  • 1. Вопросы, помогающие прояснить сущность проблемы обсуждения:
    • — «Не могли бы Вы привести пример по этому поводу/на эту тему???»

«Что Вы понимаете под ???».

  • — «Почему Вы убеждены в том, что???»
  • — «Не могли бы Вы изложить это более подробно?»
  • — «Какие у Вас есть основания для таких выводов/заключений?»
  • — «Не могли бы Вы пояснить нам только что сказанное Вами?»
  • — «Не могли бы Вы несколько развить эту идею?»
  • 2. Вопросы, помогающие урегулировать разногласия:
    • — «Действительно ли мы правильно расслышали то, что Вы пытались нам сказать?»
    • — «Я и не предполагал, что все будут столь решительно настроены по этому поводу. Давайте сделаем перерыв на х минут, а затем вновь вернемся к этому вопросу».

«Похоже, нам необходимо более глубоко разобраться в этом вопросе. Давайте сейчас перейдем к следующему, а затем вновь вернемся к этому позже».

  • 3. Вопросы, поощряющие более глубокое рассмотрение проблемы:
    • — «А что еще Вы думаете по этому поводу?»
    • — «Не могли бы Вы изложить нам это подробней?»

«Не могли бы Вы объяснить, что Вы понимаете под ???».

  • — «Что еще Вы могли бы сообщить нам о???»
  • 4. Вопросы, позволяющие изменить направление дискуссии:
    • — «Лиза, а что Вы думаете по поводу только что сказанного Сергеем?»

«Я хотел бы привлечь Игоря к нашему обсуждению. Что Вы думаете по поводу…, Игорь?».

— «Давайте послушаем, что думает Александр».

«Николай, я очень рад, что Вы так много думали над этой проблемой. Интересно, хочет ли кто-либо добавить что-нибудь еще?».

Если группа отклонилась в сторону от темы, можно сказать чтонибудь вроде: «Это очень интересная дискуссия, но, похоже, мы несколько отклонились в сторону от нашей темы. Давайте вновь вернемся к вопросу/теме, с которой мы начали».

Преподаватель выступает в ходе групповой дискуссии в роли организатора коммуникации, то есть помощника по процессу. Преподаватель должен поддерживать дискуссию и направлять ее ход, задавая проясняющие вопросы, помогая участникам урегулировать разногласия, поощряя более глубокое рассмотрение проблем и вовлекая всех в групповой процесс.

Очень важно соблюдать баланс между определенной гибкостью, позволяющей обмениваться творческими идеями, и структурой обсуждения, которая дает возможность прийти к каким-то выводам и заключениям. Преподаватель, по меньшей мере, должен открывать дискуссию, подводить итоги всему сказанному в ее ходе и демонстрировать участникам основные уроки, которые можно из нее вынести.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой