Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π­ΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, воспитаниС, рассматриваСмоС Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ пСрсонифицировано. ΠŸΡ€ΠΈ этом поиск пСдагогичСских срСдств Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ всС Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡƒΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΡƒΠ½ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ивности, прСдоставляя Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ свой Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ способов получСния образования ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½Ρ‹Π΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π­ΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

По ΡΠ»ΠΎΠ²Π°ΠΌ Π–.-П. Π‘Π°Ρ€Ρ‚Ρ€Π°, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ сСбя прСдставляСт, Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ½ Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ. «Π˜ ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ½ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авляСт сСбя ΡƒΠΆΠ΅ послС Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ волю ΡƒΠΆΠ΅ послС Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅ этого ΠΏΠΎΡ€Ρ‹Π²Π° ΠΊ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ, Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Π΅ΡΡ‚ΡŒ лишь Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сам ΠΈΠ· ΡΠ΅Π±Ρ сдСлал»[1]. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, ΠΏΠΎ ΡΠ»ΠΎΠ²Π°ΠΌ философа, — это сущСство, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ устрСмлСно ΠΊ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌΡƒ, ΠΎΠ½, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ пСрСТиваСтся ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ. Π­Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ, согласно Π–.-П.Π‘Π°Ρ€Ρ‚Ρ€Ρƒ, ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ экзистСнциализма.

НСсмотря Π½Π° Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ философских взглядов экзистСнциалистов, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΡ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΠ΅Ρ‚ это Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ Π½Π° ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ самого сСбя ΠΈ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ влияния этого понимания Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личностных качСств ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Для понимания ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ обратится ΠΊ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°ΠΌ извСстного психолога Π’. Π€Ρ€Π°Π½ΠΊΠ»Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ пытался Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΡƒΡŽ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΡŽ ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии: смысл чСловСчСского сущСствования. Π‘Π²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π°, Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Π’. Π€Ρ€Π°Π½ΠΊΠ»Π°, это, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, свобода ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅.

Говоря ΠΎ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅ чСловСчСского сущСствования, ΠΎΠ½ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ свСрхсмысла, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ прСвосходит ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ способности Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ всС ΠΆΠ΅ доступСн ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авляСт собой ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ смыслы ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ИмСнно поэтому смысл нСльзя Π²Ρ‹Π΄ΡƒΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, Π° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ. Бмысл Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ нСльзя Π΄Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ «ΠΏΡ€ΠΈ восприятии смысла Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎΠ± ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ возмоТности Π½Π° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. И ΡΡ‚Π° Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ всСгда прСходяща… Бмысл Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΠΉΠ΄Π΅Π½, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ создан»[2].

Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ прСдстоит ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚ΡŒ поиск смысла ΠΈ Π½Π° Ρ‚ΠΎΠΌ основании, Ρ‡Ρ‚ΠΎ смысл — это всякий Ρ€Π°Π· Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ смысл ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ситуации. Π­Ρ‚ΠΎ всСгда «Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°», адрСсованноС ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ. КаТдая ситуация ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ смысл, ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚ свой смысл. Бмысл Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ.

Π’. Н. Π”Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ½ΠΈΠ½ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «Π’Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈ ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии» высказал Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ для понимания пСдагогичСского аспСкта экзистСнциализма ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ.

Рассматривая Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Ρ‡ΠΈΡΡ‚Ρ‹Π΅» Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π–ΠΈΠ·Π½ΡŒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ срСднСго Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΌΠΎΠ·Π°ΠΈΡ‡Π½Π°: Π² Π½Π΅ΠΉ прСдставлСны Ρ€ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Π»Ρ‹ ΠΈ «ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ», Π²Ρ‹ΠΏΠΈΠ²ΠΊΠ° ΠΈ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ²ΡŒ Π½Π° Π»ΠΎΠ½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡ΠΈΠ΅ обязанности ΠΈ Ρ…ΠΎΠ±Π±ΠΈ. Как ΠΈΠ· Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»Π΅ΠΉ конструктора, собираСтся ΠΈΠ· Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡ†Π²Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… кусочков Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ наша СдинствСнная ΠΈ Π½Π΅ΠΏΠΎΠ²Ρ‚оримая Тизнь"[3].

Π’. Н. Π”Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ½ΠΈΠ½ справСдливо считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΡ‹ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠ΄Π°Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ «ΡΡƒΠ΄ΡŒΠ±Ρƒ ΠΈ ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ забросил нас Π² ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΊΡ€ΠΎΡ…ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ участок „пространства-Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ“, Π² ΡΠΏΠΎΡ…Ρƒ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ — я Π½Π°Π΄Π΅ΡŽΡΡŒ — Π΄ΡƒΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии со ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌΠΈ ТСланиями ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ями, Π½Π΅ Ρ€ΠΈΡΠΊΡƒΡ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ свою ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Тизнь»[4].

Основной ΠΈΠ΄Π΅Π΅ΠΉ ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ являСтся Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ идСальной Ρ†Π΅Π»ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΡƒΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ свою Тизнь, максимально ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ свои ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Ρ‹ ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡ сСбя Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. РСализация этой Ρ†Π΅Π»ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· пСдагогичСскоС влияниС Π½Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, которая состоит ΠΈΠ· ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… для Π½Π΅Π³ΠΎ событий.

Если ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ событиС Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ измСнСниям Π² Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ‚ΠΎ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ вопрос: ΠΊΠ°ΠΊ ΠΆΠ΅ пСдагогичСски ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ пСрСчислСнныС Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ события? И ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅ΠΌ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ явный нСдостаток ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… срСдств для Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ сопровоТдСния.

Π§Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ являСтся ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ? Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ΡΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΌΡ‹ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ слСдуСт ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚ΠΈΡŽ Π² Π΅Π³ΠΎ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. ЛогичСски ΠΏΡ€ΠΈ этом Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ пСдагогичСскоС сопровоТдСниС этого события, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π΅Π³ΠΎ личности ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ событиС способствовало ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ ΠΈ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Π»ΠΎ Π±Ρ‹ Π² Π΅Π³ΠΎ личности новообразования Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ пСдагогичСскоС сопровоТдСниС события.

Π§Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ ΠΌΡ‹ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ΄ этим? ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ сопровоТдСниС события — это процСсс, содСрТащий комплСкс Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… пСдагогичСских дСйствий, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ событиС ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΅Π³ΠΎ саморазвитиС Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ рСфлСксии происходящСго.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ пСдагогичСского сопровоТдСния являСтся обСспСчСниС Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅.

Π’ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — личностноС состояниС ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚ΠΈΡŽ, нСсущСС Π² ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹. ΠžΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ являСтся участиС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚ΠΈΠΈ, ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ — ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ ΠΊ ΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚ΠΈΡŽ. Π§Π΅ΠΌ большС Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅, Ρ‚Π΅ΠΌ большС Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π».

Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ являСтся стимулированиС саморазвития Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ рСфлСксии. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² ΠΊΠ°ΠΊ осознания происходящСго, Π΅Π³ΠΎ отраТСния, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π½Π° ΠΏΠΎΠΈΡΠΊ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ.

КакиС ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠΈΠ΅ события ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ Π² ΠΈΡ… ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ? По Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌ опроса 318 школьников Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ событиями для Π½ΠΈΡ… оказались (Π² ΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΊΠ΅ убывания): поступлСниС Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ, ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΡŒ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, пСрвая любовь, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΅Π·Π΄ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Ρ‚.ΠΈ. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ всСго потрясло Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΡŒ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ родствСнника, пСрвая любовь, Ρ€Π°Π·Π²ΠΎΠ΄ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, воспитаниС, рассматриваСмоС Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ пСрсонифицировано. ΠŸΡ€ΠΈ этом поиск пСдагогичСских срСдств Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ всС Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡƒΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΡƒΠ½ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ивности, прСдоставляя Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ свой Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ способов получСния образования ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ психологи, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одисты-ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΈΠΊΠΈ.

Π’ Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ пСдагогичСского воздСйствия, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ трСбованиями ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°? Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, любоС пСдагогичСскоС воздСйствиС Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ событийный ряд, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·ΠΎΡˆΠ΅Π» с Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π΄ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π° этого воздСйствия. Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ само взаимодСйствиС ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° являСтся ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ событиСм ΠΈ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ эмоции. Π’-Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠΈΡ…, любоС дСйствиС ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°, Ссли ΠΎΠ½ΠΎ Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ событиСм для воспитанника, Π½Π΅ Π΄Π°ΡΡ‚ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ пСдагогичСской Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ.

Π§Π΅ΠΌΡƒ ΠΆΠ΅ Π½Π°Π΄ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°? ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ сСбя ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, ΠΈΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ смысл своСго сущСствования, ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Тизнь ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π΄Π²Π° Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… события: Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… исслСдований, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… нашСй Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ основныС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΊ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ стимулирования саморазвития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ основного трСбования ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² самообразования ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания. Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°ΠΌΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса являСтся ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ процСсса ΡΠ°ΠΌΠΎΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π΅Π³ΠΎ самопознаниС ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ своих ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ² ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π°Π΄ собой.

Π’Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΌΠΈ условиями Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ воспитанников способам самопознания, рСфлСксии, планирования ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… событий.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ нравствСнного саморСгулирования, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ дСтям Π² ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ нравствСнной экспСртизы происходящих событий Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ сформированных Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ. Вакая ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ, свящСннослуТитСлями, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ.

Π­Ρ‚Π° ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ знакомство Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ общСчСловСчСской ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ повСдСнию. Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ самооцСнку ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΡŽ своих поступков.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ прСодолСния психологичСских Π±Π°Ρ€ΡŒΠ΅Ρ€ΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ опрСдСляСт Π . X. Π¨Π°ΠΊΡƒΡ€ΠΎΠ² ΠΊΠ°ΠΊ «Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ прСпятствия, ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ проявлСниСм ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Π΅Π³ΠΎ активности»[5].

Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ обСспСчСниС пСдагогичСской ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Π² ΠΌΠΎΠ±ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ рСсурсов воспитанника для проявлСния активности Π² Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ своих Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ. ΠŸΡ€ΠΈ этом Ρ†Π΅Π»ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° сущСствСнно зависят ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡ ΠΈΠΌ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π° своСй ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ.

ПСдагоги, рСализуя этот ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ условия для проявлСния ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π²ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… усилий для достиТСния поставлСнных Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ своСй Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ состояниС, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° эти Ρ†Π΅Π»ΠΈ достигнуты.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ситуации ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ΅ событиС Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Ρƒ (Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ Π’. Π’. ΠœΠ°ΡˆΠ°Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ), которая прСдставляСт Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π΅ состояниС Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Ρ‚ΠΎ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ события, Ρ‡Ρ‚ΠΎ являСтся для Π½Π΅Π³ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ся Π² Π΅Π³ΠΎ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ оказания ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ учащСмуся Π² Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ события, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π² Π½Π΅ΠΌ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π²Ρ‚оростСпСнного. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρƒ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ события, которая ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ большим ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ пСдагогичСской Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ.

Битуационная Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Π° тСсно связана с ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΎΠΉ происходящСго ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры воспитанников.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ закаливания Π±Ρ‹Π» ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ Π½Π°ΠΌΠΈ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ пСдагогичСского ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… Π½Π°ΡˆΠΈΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ…. Он ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ воспитанников Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ усилия для прСодолСния Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия социума, овладСния ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ способами этого прСодолСния, Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ особСнностям Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, формирования ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π°, стрСссоустойчивости, рСфлСксивной ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ.

Условиями Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ закаливания ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ: Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΈΠΌΠΈΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ситуациях (ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Ρ‹); диагностированиС Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ готовности ΠΊ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ; стимулированиС самопознания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ситуациях, опрСдСлСния своСй ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π° Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ситуациях; ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ дСтям Π² Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ своСго повСдСния Π² ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ситуациях.

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ лишь ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ схСму ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, осущСствляСмой Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ° ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ комплСкс Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ…, Π½ΠΎ Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΊ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания.

  • [1] Π‘Π°Ρ€Ρ‚Ρ€ Π–.-П. ЭкзистСнциализм — это Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΠ·ΠΌ: Π‘ΡƒΠΌΠ΅Ρ€ΠΊΠΈ Π±ΠΎΠ³ΠΎΠ². М., 1989. Π‘. 323.
  • [2] Π€Ρ€Π°Π½ΠΊΠΈ Π’. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π² ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ°Ρ… смысла. М., 1990. Π‘. 36.
  • [3] Π”Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ½ΠΈΠ½ Π’. Н. Π’Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ: ΠžΡ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈ ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии. М, 2000. Π‘. 133.
  • [4] Π’Π°ΠΌ ΠΆΠ΅. Π‘. 134.
  • [5] Π¨Π°ΠΊΡƒΡ€ΠΎΠ² Π . X. Эмоция. Π›ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. (ΠœΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ психодинамики). Π‘. 19.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ