Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Критерии и уровень сформированности эстетических суждений у школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе научных разработок Е. И. Левит, Р. В. Смирновой уточнены уровни сформированности эстетических суждений и вкусов школьников в условиях этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности (возраст 12−15 лет), см. табл. 1. Изобразительно-выразительная целостность образного представления, познания в области эстетики и национального искусства… Читать ещё >

Критерии и уровень сформированности эстетических суждений у школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы можно определить и конкретизировать структуру формирования эстетических суждений и вкусов школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, которая включает:

  • — воспитание как явление, процесс и деятельность;
  • — эстетическое воспитание как целенаправленное формирование эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений;
  • — эстетику, раскрывающую сущность прекрасного и его роль в жизни человека;
  • — дополнительное образование художественно-эстетической направленности как приобщение к искусству, культуре, художественно-эстетическим знаниям через программы дополнительного образования;
  • — эстетическую культуру как свойство высокоразвитой личности, позволяющее человеку активно участвовать в созидании прекрасного;
  • — этнокультурную коннотацию, обеспечивающую культуры образующий характер и природная сообразность воспитания через сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса.

В работах В. А. Березиной, Л. И. Виноградовой, Г. И. Гузевой, Е. Е. Чепурных и другие доказывается, что в процессе занятий в рамках дополнительного образования художественно-эстетической направленности школьники гораздо лучше усваивают эстетические нормы, проявляют и формируют свои эстетические взгляды и суждения, благодаря гибкому режиму дополнительного образования, возрастанию уровня самосознания, самодеятельности и творческого сотрудничества. Следовательно, учреждение дополнительного образования детей, обладая максимальной вариативностью и пластичностью, более всего открыто для воспитания эстетической культуры личности на основе этнокультурных традиций.

Анализ работ Л. И. Виноградовой, Г. Н. Волкова, С. А. Кикеевой, А. Б. Панькина и др. показывает, что формирование эстетических суждений и вкусов к школьников в условиях дополнительного художественно-эстетического образования целесообразно строить на идеях и концепциях этнокультурного образования, ориентированного на воспитание эстетической культуры ребенка как представителя своего этноса, носителя родной культуры и, в тоже время, гражданина многонациональной России и полноценного члена мировой цивилизации. В этом плане большой интерес представляет концепция этнокультурной коннотации образования А. Б. Панькина. Этнокультурная коннотация предполагает ориентацию на развитие ребенка как личности, восходящей от родной культуры к мировой, обеспечивая не только эмоциональное развитие чувства ответственности за сохранение и развитие этнокультурной традиции, но и формирование эстетической культуры школьника (по А.Б. Панькину).

Принцип этнокультурной коннотации заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной культурной темы этноса.

В дополнительном образовании художественно-эстетической направленности он реализуется посредством введения во все дополнительные образовательные программы сквозных культурных тем, их систематического использования в повседневной педагогической практике, как системы мер, способствующей эффективному формированию и развитию эстетических суждений и вкусов учащихся.

На основе научных разработок Е. И. Левит, Р. В. Смирновой уточнены уровни сформированности эстетических суждений и вкусов школьников в условиях этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности (возраст 12−15 лет), см. табл. 1.

Таблица 1. — Уровни сформированности эстетических суждений школьников:

Аспект / уровень.

Информационно-познавательный.

Ценностно-избирательный.

Деятельностный творческий.

1. Инертный.

  • — элементарные знания об эстетике, национальном искусстве;
  • — образная широта невелика (2−3 вида образов);
  • — взаимосвязь характеристик художественных образов и выразительных средств искусства не устанавливается.
  • — низкий интерес к искусству, в т. ч., национальному, художественной образности и другим средствам образного выражения действительности (не выражен явно);
  • — эстетические качества действительности не вызывают интереса и активности в общении по поводу этнически-эстетических объектов и явлений.

способы эстетической деятельности немногочисленны, не осознаны, самостоятельное творчество проявляется слабо либо отсутствует.

2. Целостный.

изобразительно-выразительная целостность образного представления, познания в области эстетики и национального искусства широкие, стойкие, но в познании действительности преобладает созерцательность.

возрастание интереса к художественным эстетическим явлениям не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни, однако поступки определяются эстетическими ценностями лишь в отдельных случаях.

  • — в учебно-творческой деятельности школьник применяет известные ему способы воссоздания художественных образов;
  • — творческая активность иногда проявляется, но носит несистематический характер;
  • — самостоятельность не стабильна.

3. Продуктивный.

  • — глубокие познания в области эстетики, искусства, этнокультуры, причем имеет место стремление к самообразованию, саморазвитию;
  • — при наличии изобразительно-выразительной целостности образного представления подросток свободно ассоциирует, его суждения многообразны, образно насыщены;
  • — проявляется устойчивая познавательная мотивация.

потребность в восприятии и создании художественно-эстетических объектов, стремление к коммуникации, эстетическая мотивация поступков и деятельности (в том числе и в повседневной жизни);

  • — имеет место сознанный выбор художественных и эстетических объектов;
  • — созерцательность сочетается с действенностью.
  • — школьник не только полноценно владеет известными ему способами творческой деятельности, но и самостоятельно комбинирует их;
  • — творческие проявления выступают как стремление привнести собственное отношение в выполняемое дело, создать собственный образ;
  • — активность и самостоятельность проявляются всегда.

На основе исследований В. И. Волынкина, М. Р. Катуновой разработаны критерии и показатели сформированности эстетических суждений и вкусов школьников в условиях этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности (возраст 12−15 лет), представленные в табл. 2.

Таблица 2. — Критерии и показатели сформированности эстетических суждений и вкусов школьников:

Критерии.

Показатели.

Способы определения.

когнитивный.

Широта эстетического этнокультурного кругозора, суждений и вкусов, их направленность.

  • — беседа;
  • — анкетирование;
  • — творческие задания

аксиологический.

Качество эстетических предпочтений и ценностных ориентаций, выражающихся в определенных эстетических потребностях, взглядах, вкусах.

  • — беседа;
  • — анкетирование;
  • — анализ продуктов творческой деятельности

креативный.

Устойчивость проявления художественно-творческих способностей: наличие творческого воображения, фантазии, образного мышления.

  • — беседа;
  • — анкетирование;
  • — анализ творческой деятельности

Уровень сформированности эстетических суждений подростка рассматривается как интегративное качество личности, характеризующееся совокупностью эстетических качеств, свойств, проявлений, позволяющих подростку полноценно воспринимать прекрасное в жизни и искусстве, готовностью и способностью к художественно-творческой деятельности. Значимыми в этом понятии выступают когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-творческий критерии.

Структура, содержание понятия «эстетического суждения подростка» повлияли на выбор критериев воспитанности последней (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-творческий) и позволили определить показатели, по которым можно судить об уровне сформированности данного феномена.

Таблица 3. — Показатели уровня сформированности эстетических суждений подростка:

Критерии.

Показатели.

Уровневые характеристики.

Когнитивный.

  • — эстетический кругозор;
  • — система знаний сущности эстетической культуры, содержания эстетических категорий, способов преобразования окружающей действительности по законам красоты

Высокий (творческий): наличие глубоких, осознанных, системных эстетических знаний.

Средний (допустимый): наличие базовых знаний.

Низкий (элементарный): знания отрывочные, бессистемные, неосознанные.

Эмоционально-ценностный.

  • — отношение к эстетической культуре как к ценности;
  • — стремление к личностному эстетическому самосовершенствованию;
  • -направленность личности на удовлетворение эстетических потребностей;
  • — познавательный интерес в области искусств

Высокий (творческий): всегда проявляются эстетическая потребность и интерес, адекватная эстетическая самооценка, направленность на развитие эстетической культуры.

Средний (допустимый):

  • — эстетическая потребность и интерес проявляются ситуативно;
  • — адекватная эстетическая самооценка, личностная направленность на развитие эстетической культуры

Низкий (элементарный): эстетическая потребность и интерес фрагментарны, неадекватная самооценка, слабая направленность на развитие эстетической культуры.

Деятельностно-творческий.

Подросток умеет:

  • — видеть красоту окружающей жизни;
  • — создавать эстетически ценные предметы;
  • — оценить результаты эстетической деятельности;
  • — включиться в эстетическую деятельность;
  • — способен к художественно-эстетическому творчеству, эстетической рефлексии

Высокий (творческий):

  • — в эстетической деятельности проявляется инициатива, эмоциональная насыщенность;
  • — поведение согласуется с эстетическими нормами, рефлексируется и оценивается с позиций красоты

Средний (допустимый):

  • — в эстетической деятельности ответственен, старателен, аккуратен, но безынициативен, не проявляет творческой активности, стремления к поиску оригинальных путей решения поставленной задачи;
  • — поведение согласно эстетическим нормам, рефлексируется, но не всегда объективно оценивается;
  • — репродуктивный характер эстетической деятельности

Низкий (элементарный):

  • — не проявляет инициативу в эстетической деятельности;
  • — не способен самостоятельно решить творческие задачи;
  • — поведение не рефлексируется и не оценивается с позиций красоты;
  • — досуговый характер эстетической деятельности
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой