Критерии и уровень сформированности эстетических суждений у школьников
На основе научных разработок Е. И. Левит, Р. В. Смирновой уточнены уровни сформированности эстетических суждений и вкусов школьников в условиях этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности (возраст 12−15 лет), см. табл. 1. Изобразительно-выразительная целостность образного представления, познания в области эстетики и национального искусства… Читать ещё >
Критерии и уровень сформированности эстетических суждений у школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы можно определить и конкретизировать структуру формирования эстетических суждений и вкусов школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, которая включает:
- — воспитание как явление, процесс и деятельность;
- — эстетическое воспитание как целенаправленное формирование эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений;
- — эстетику, раскрывающую сущность прекрасного и его роль в жизни человека;
- — дополнительное образование художественно-эстетической направленности как приобщение к искусству, культуре, художественно-эстетическим знаниям через программы дополнительного образования;
- — эстетическую культуру как свойство высокоразвитой личности, позволяющее человеку активно участвовать в созидании прекрасного;
- — этнокультурную коннотацию, обеспечивающую культуры образующий характер и природная сообразность воспитания через сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса.
В работах В. А. Березиной, Л. И. Виноградовой, Г. И. Гузевой, Е. Е. Чепурных и другие доказывается, что в процессе занятий в рамках дополнительного образования художественно-эстетической направленности школьники гораздо лучше усваивают эстетические нормы, проявляют и формируют свои эстетические взгляды и суждения, благодаря гибкому режиму дополнительного образования, возрастанию уровня самосознания, самодеятельности и творческого сотрудничества. Следовательно, учреждение дополнительного образования детей, обладая максимальной вариативностью и пластичностью, более всего открыто для воспитания эстетической культуры личности на основе этнокультурных традиций.
Анализ работ Л. И. Виноградовой, Г. Н. Волкова, С. А. Кикеевой, А. Б. Панькина и др. показывает, что формирование эстетических суждений и вкусов к школьников в условиях дополнительного художественно-эстетического образования целесообразно строить на идеях и концепциях этнокультурного образования, ориентированного на воспитание эстетической культуры ребенка как представителя своего этноса, носителя родной культуры и, в тоже время, гражданина многонациональной России и полноценного члена мировой цивилизации. В этом плане большой интерес представляет концепция этнокультурной коннотации образования А. Б. Панькина. Этнокультурная коннотация предполагает ориентацию на развитие ребенка как личности, восходящей от родной культуры к мировой, обеспечивая не только эмоциональное развитие чувства ответственности за сохранение и развитие этнокультурной традиции, но и формирование эстетической культуры школьника (по А.Б. Панькину).
Принцип этнокультурной коннотации заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной культурной темы этноса.
В дополнительном образовании художественно-эстетической направленности он реализуется посредством введения во все дополнительные образовательные программы сквозных культурных тем, их систематического использования в повседневной педагогической практике, как системы мер, способствующей эффективному формированию и развитию эстетических суждений и вкусов учащихся.
На основе научных разработок Е. И. Левит, Р. В. Смирновой уточнены уровни сформированности эстетических суждений и вкусов школьников в условиях этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности (возраст 12−15 лет), см. табл. 1.
Таблица 1. — Уровни сформированности эстетических суждений школьников:
Аспект / уровень. | Информационно-познавательный. | Ценностно-избирательный. | Деятельностный творческий. |
1. Инертный. |
|
| способы эстетической деятельности немногочисленны, не осознаны, самостоятельное творчество проявляется слабо либо отсутствует. |
2. Целостный. | изобразительно-выразительная целостность образного представления, познания в области эстетики и национального искусства широкие, стойкие, но в познании действительности преобладает созерцательность. | возрастание интереса к художественным эстетическим явлениям не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни, однако поступки определяются эстетическими ценностями лишь в отдельных случаях. |
|
3. Продуктивный. |
| потребность в восприятии и создании художественно-эстетических объектов, стремление к коммуникации, эстетическая мотивация поступков и деятельности (в том числе и в повседневной жизни);
|
|
На основе исследований В. И. Волынкина, М. Р. Катуновой разработаны критерии и показатели сформированности эстетических суждений и вкусов школьников в условиях этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности (возраст 12−15 лет), представленные в табл. 2.
Таблица 2. — Критерии и показатели сформированности эстетических суждений и вкусов школьников:
Критерии. | Показатели. | Способы определения. |
когнитивный. | Широта эстетического этнокультурного кругозора, суждений и вкусов, их направленность. |
|
аксиологический. | Качество эстетических предпочтений и ценностных ориентаций, выражающихся в определенных эстетических потребностях, взглядах, вкусах. |
|
креативный. | Устойчивость проявления художественно-творческих способностей: наличие творческого воображения, фантазии, образного мышления. |
|
Уровень сформированности эстетических суждений подростка рассматривается как интегративное качество личности, характеризующееся совокупностью эстетических качеств, свойств, проявлений, позволяющих подростку полноценно воспринимать прекрасное в жизни и искусстве, готовностью и способностью к художественно-творческой деятельности. Значимыми в этом понятии выступают когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-творческий критерии.
Структура, содержание понятия «эстетического суждения подростка» повлияли на выбор критериев воспитанности последней (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-творческий) и позволили определить показатели, по которым можно судить об уровне сформированности данного феномена.
Таблица 3. — Показатели уровня сформированности эстетических суждений подростка:
Критерии. | Показатели. | Уровневые характеристики. |
Когнитивный. |
| Высокий (творческий): наличие глубоких, осознанных, системных эстетических знаний. |
Средний (допустимый): наличие базовых знаний. | ||
Низкий (элементарный): знания отрывочные, бессистемные, неосознанные. | ||
Эмоционально-ценностный. |
| Высокий (творческий): всегда проявляются эстетическая потребность и интерес, адекватная эстетическая самооценка, направленность на развитие эстетической культуры. |
Средний (допустимый):
| ||
Низкий (элементарный): эстетическая потребность и интерес фрагментарны, неадекватная самооценка, слабая направленность на развитие эстетической культуры. | ||
Деятельностно-творческий. | Подросток умеет:
| Высокий (творческий):
|
Средний (допустимый):
| ||
Низкий (элементарный):
|