Применение U-критерия Манна-Уитни
Критерий предназначен для проверки достоверности различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного по шкале порядка. Общая идея метода состоит в том, что значениям признака приписываются ранги, причем, ранжирование осуществляется сразу по обеим выборкам. Пример 3. В двух группах испытуемых ЭГ-1 и КГ-1 с п=8, л, =10 на констатирующем этапе опытно-поисковой работы… Читать ещё >
Применение U-критерия Манна-Уитни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Критерий предназначен для проверки достоверности различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного по шкале порядка. Общая идея метода состоит в том, что значениям признака приписываются ранги, причем, ранжирование осуществляется сразу по обеим выборкам.
Затем по рангам вычисляется экспериментальное значение {/-критерия, который отражает степень перекрытия интервалов значений рангов в двух выборках. Чем меньше U,ксп> тем меньше перекрытие интервалов и, следовательно, тем более вероятно, что различие достоверно. Для проверки гипотез Uжсп, сопостаапяется с табличным критическим значением (выбираемым в зависимости от объемов выборок и статистической значимости): при 1/эксп > Vкр принимается Hff в противном случае — Нг
Ограничения применимости (/-критерия:
- • объем выборок должен быть не менее трех (пг п2 > 3); допускается существование всего двух наблюдений в одной из выборок, но при этом во второй их должно быть не менее пяти (л7 = 2, я, >5);
- • объем каждой из выборок не должен превышать 60 (это связано с ограниченностью таблиц критических значений).
На практике при объемах выборок, превышающих 20 наблюдений, целесообразнее применить иные методы (например. 0-критерий Фишера), поскольку при большом числе градаций уровня признака становится затруднительным ранжирование данных.
Пример 3. В двух группах испытуемых ЭГ-1 и КГ-1 с п=8, л, =10 на констатирующем этапе опытно-поисковой работы проводилось тестирование для установления уровня остаточных знаний по дисциплине «Экономика» с максимально возможным числом баплов 100.
Фактически набранные студентами баллы представлены в табл. 25.
Таблица 25
Результаты тестирования по дисциплине «Экономика».
Группа 1. | Группа 2. | ||||
JY" п/п. | Фамилия. | Баллы. | № п/п. | Фамилия. | Баллы. |
Акунина Е. | Авраменко К. | ||||
Борисов И. | Борисенко Е. | ||||
Володин А. | Валеева Н. | ||||
Григоренко И. | Голин В. | ||||
Денисова М. | Добышева 3. | ||||
Егорова К. | Емченко И. | ||||
Жирнов Н. | Журавлев С. | ||||
Зинченко Л. | Зонова И. | ||||
Ирисова Ж. | |||||
Розов Э. |
Можно ли утверждать, что уровни усвоения дисциплины в этих группах различаются?
Н(): Различие в уровне усвоения дисциплины между обеими группами отсутствует.
НСтуденты группы ЭГ-1 имеют более высокий уровень усвоения дисциплины.
Комментарий: количество студентов в группах различное, однако, если посчитать средние значения числа набранных баллов в группах, они окажутся близкими х| = 53,3 и х2 = 48,1 баллов, что дает основания для выдвижения гипотезы Н/ (17-критерий позволяе т ее проверить, поскольку условия применимости метода выполнены).
Составим таблицу, занесем в нее экспериментальные данные, отсортированные по возрастанию числа баллов.
Рассчитаем ранги (табл. 26).
Подсчитаем сумму рангов и сопоставим с контрольной суммой для проверки корректности ранжирования; при совпадении сумм — перейти к следующему пункту.
п= 8, п2 = 10, Я, = 80,5; Я, = 90,5; SR =171.
Данные по группам заносим в табл. 26.
Таблица 26
Ранжирование экспериментальных данных.
№. п/п. | Группа. | Фамилия. | Балл. | Ранг. | Общий №. |
Борисенко Е. | |||||
Емченко И. | |||||
Володин А. | |||||
Егорова К. | |||||
Добышева 3. | |||||
Борисов И. | |||||
Зонова И. | |||||
Авраменко К. | 8,5. | ||||
Ирисова Ж. | 8,5. | ||||
Жирнов Н. | |||||
Акунина Е. | |||||
Розов Э. | |||||
Зинченко Л. | |||||
Денисова М. | 14,5. | ||||
Журавлев С. | 14,5. | ||||
Голин В. | |||||
Валеева Н. | |||||
Григоренко И. | |||||
R, = 80,5. | R,= 90,5. |
Вычисление значения U производится в следующем порядке:
- • подсчитывается сумма рангов по каждой из групп (R( = 80,5; R2= 90,5; SR = 171);
- • выбирается Rm — наибольшая из сумм рангов Rt и /?,
- • определяем число элементов той выборки, у которой оказалась наибольшей сумма рангов (в рассматриваемом примере Rm = /?, и, следовательно, пт = п2— 10;
- • вычисляем значение U жа) по формуле:
- • значение Ukv определяется по таблице критических значений [/-критерия для выбранной значимости (в нашем примере р < 0,05); меньшее из п} и п2 выбирается по горизонтали, большее — по вертикали; их пересечение дает критическое значение UK (в рассматриваемом примере для п, = 8 и п2 = 10 находим: U = 20 [48, с. 199−203];
- • сопоставление U и U позволяет принять или отвергнуть экспериментальную гипотезу; в нашем случае Um > Икр, следовательно, Нг отвергается и принимается гипотеза Н0 — достоверное различие в уровнях усвоения экономики в сопоставляемых группах отсутствует (вопреки различию средних показателей).