Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Применение U-критерия Манна-Уитни

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Критерий предназначен для проверки достоверности различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного по шкале порядка. Общая идея метода состоит в том, что значениям признака приписываются ранги, причем, ранжирование осуществляется сразу по обеим выборкам. Пример 3. В двух группах испытуемых ЭГ-1 и КГ-1 с п=8, л, =10 на констатирующем этапе опытно-поисковой работы… Читать ещё >

Применение U-критерия Манна-Уитни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Критерий предназначен для проверки достоверности различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного по шкале порядка. Общая идея метода состоит в том, что значениям признака приписываются ранги, причем, ранжирование осуществляется сразу по обеим выборкам.

Затем по рангам вычисляется экспериментальное значение {/-критерия, который отражает степень перекрытия интервалов значений рангов в двух выборках. Чем меньше U,ксп> тем меньше перекрытие интервалов и, следовательно, тем более вероятно, что различие достоверно. Для проверки гипотез Uжсп, сопостаапяется с табличным критическим значением (выбираемым в зависимости от объемов выборок и статистической значимости): при 1/эксп > Vкр принимается Hff в противном случае — Нг

Ограничения применимости (/-критерия:

  • • объем выборок должен быть не менее трех (пг п2 > 3); допускается существование всего двух наблюдений в одной из выборок, но при этом во второй их должно быть не менее пяти7 = 2, я, >5);
  • • объем каждой из выборок не должен превышать 60 (это связано с ограниченностью таблиц критических значений).

На практике при объемах выборок, превышающих 20 наблюдений, целесообразнее применить иные методы (например. 0-критерий Фишера), поскольку при большом числе градаций уровня признака становится затруднительным ранжирование данных.

Пример 3. В двух группах испытуемых ЭГ-1 и КГ-1 с п=8, л, =10 на констатирующем этапе опытно-поисковой работы проводилось тестирование для установления уровня остаточных знаний по дисциплине «Экономика» с максимально возможным числом баплов 100.

Фактически набранные студентами баллы представлены в табл. 25.

Таблица 25

Результаты тестирования по дисциплине «Экономика».

Группа 1.

Группа 2.

JY" п/п.

Фамилия.

Баллы.

№ п/п.

Фамилия.

Баллы.

Акунина Е.

Авраменко К.

Борисов И.

Борисенко Е.

Володин А.

Валеева Н.

Григоренко И.

Голин В.

Денисова М.

Добышева 3.

Егорова К.

Емченко И.

Жирнов Н.

Журавлев С.

Зинченко Л.

Зонова И.

Ирисова Ж.

Розов Э.

Можно ли утверждать, что уровни усвоения дисциплины в этих группах различаются?

Н(): Различие в уровне усвоения дисциплины между обеими группами отсутствует.

НСтуденты группы ЭГ-1 имеют более высокий уровень усвоения дисциплины.

Комментарий: количество студентов в группах различное, однако, если посчитать средние значения числа набранных баллов в группах, они окажутся близкими х| = 53,3 и х2 = 48,1 баллов, что дает основания для выдвижения гипотезы Н/ (17-критерий позволяе т ее проверить, поскольку условия применимости метода выполнены).

Составим таблицу, занесем в нее экспериментальные данные, отсортированные по возрастанию числа баллов.

Рассчитаем ранги (табл. 26).

Подсчитаем сумму рангов и сопоставим с контрольной суммой для проверки корректности ранжирования; при совпадении сумм — перейти к следующему пункту.

п= 8, п2 = 10, Я, = 80,5; Я, = 90,5; SR =171.

Данные по группам заносим в табл. 26.

Таблица 26

Ранжирование экспериментальных данных.

№.

п/п.

Группа.

Фамилия.

Балл.

Ранг.

Общий №.

Борисенко Е.

Емченко И.

Володин А.

Егорова К.

Добышева 3.

Борисов И.

Зонова И.

Авраменко К.

8,5.

Ирисова Ж.

8,5.

Жирнов Н.

Акунина Е.

Розов Э.

Зинченко Л.

Денисова М.

14,5.

Журавлев С.

14,5.

Голин В.

Валеева Н.

Григоренко И.

R, = 80,5.

R,= 90,5.

Вычисление значения U производится в следующем порядке:

  • • подсчитывается сумма рангов по каждой из групп (R( = 80,5; R2= 90,5; SR = 171);
  • • выбирается Rm — наибольшая из сумм рангов Rt и /?,
  • • определяем число элементов той выборки, у которой оказалась наибольшей сумма рангов (в рассматриваемом примере Rm = /?, и, следовательно, пт = п2— 10;
  • • вычисляем значение U жа) по формуле:
Применение U-критерия Манна-Уитни.
  • • значение Ukv определяется по таблице критических значений [/-критерия для выбранной значимости (в нашем примере р < 0,05); меньшее из п} и п2 выбирается по горизонтали, большее — по вертикали; их пересечение дает критическое значение UK (в рассматриваемом примере для п, = 8 и п2 = 10 находим: U = 20 [48, с. 199−203];
  • • сопоставление U и U позволяет принять или отвергнуть экспериментальную гипотезу; в нашем случае Um > Икр, следовательно, Нг отвергается и принимается гипотеза Н0 — достоверное различие в уровнях усвоения экономики в сопоставляемых группах отсутствует (вопреки различию средних показателей).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой