Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Деятельность государства по усилению борьбы с детской безнадзорностью в послевоенные годы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для правильной организации свободного времени безнадзорных детей, обеспечения их в дальнейшем рабочими места, а на тот момент, жильем и предметами первой необходимости с 1947 года 127 проводится активная государственная политика по привлечению молодежи в школы ФЗО. Это было важным направлением не только в сфере их устройства, но и с воспитательной стороны, в рамках трудового воспитания молодежи… Читать ещё >

Деятельность государства по усилению борьбы с детской безнадзорностью в послевоенные годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Условия быта детей и педагогов, работающих в детских учреждениях, были неудовлетворительными, в некоторых местах, плотность заселения и обучения в классах доходила до 2 м² на одного человека, была нехватка школьного инвентаря, перебои в питании и прочие проблемы, вытекающие из всех исторических событий того времени. Это вынуждало педагогов организовывать учебно-воспитательную работу в гибком режиме, применяя разноплановые формы и методы обучения, творчески подходить к преподаванию предметов. Это во многом компенсировало отсутствие игрушек, учебного оборудования, книг и т. п.

Отличительной особенностью учебно-воспитательной работы в этот период является привлечение детей к решению учебных и трудовых — хозяйственных вопросов, создания ученического общественного самоуправления, введения детских советов. При таких детсоветах и управлениях были разные отделы (учебные, культурно-массовые, трудовые и т. д.), которые возглавляли дети-активисты доводившие информацию до остальных и курировавшие их работу воспитатели и учителя.

Особенно актуально это было в 1945 — 1946 годах, поскольку начинается более масштабное финансирование и материальное обеспечение детских учреждений, ремонты детских домов. Продолжилось развитие подсобных хозяйств при детских домах, на которых бывшие беспризорные своим трудом и потом добывали себе еду, правда, стоит отметить, в нескольких научных статьях указано, что не всегда хватало семян на посадку. Продолжают развиваться учебные и ремесленные мастерские. С ними дела обстояли чуть хуже — не хватало необходимого оборудования, в частности слесарного и токарного, поэтому в трудовом воспитании в этот период в первую очередь делается ставка на землю или текстильное производство, преобладали швейные и вязальные кружки.

Для создания кружков и секций, развития педагогической работы на местах велась государственная политика по привлечению общественной помощи на местах для решения проблемы безнадзорничества. Сильнее стала деятельность шефских организаций, попечительских советов, создание фондов материальной поддержки, организация мероприятий по профилактике и пресечению детской беспризорности. Общественное участие явилось одной из значительных составляющих системы педагогической и воспитательной работы с беспризорными, безнадзорными, в профилактической работе с родителями.

В рамках педагогической работы с детьми, оставшимися без родителей и надзора, огромную роль играют сотрудники и деятельность местных подразделений НКВД — МВД. Эти подразделения изымали с улиц беспризорных правонарушителей, вели работу с безнадзорными в детских комнатах милиции, решали дальнейшую судьбу детей в приемниках — распределителях, трудовых колониях. К слову, воспитатели в приемникахраспределителях приравнивались к учителям школ при продовольственном снабжении.

После войны ситуация с работой в детских приемниках распределителях значительно улучшается, происходит частичная их разгрузка, налаживается финансирование и снабжение. Стала более тщательна проверка их работы, повысилось качество работы, отбор кадров.

Для работы в таком учреждении в качестве воспитателя было необходимо иметь образование не ниже среднего, заместитель начальника обязательно должен был иметь педагогическое образования и опыт работы с детьми.

В 1946 году выходит директива НКВД СССР № 37 «Об улучшении работы отделов НКДВ/УНКВД по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью», после которой активно продолжилось создание детских комнат милиции на местах. На мой взгляд, это было обусловлено необходимостью повышения качества работы на местах в этой сфере, а также необходимостью усиления поиска и изъятия с улиц беспризорных и безнадзорных детей, которых после войны было еще большое количество, ведения с ними воспитательной работы. Происходил этап перехода от принудительных и исполнительных мер к воспитательным приемам и методикам.

В частности, данные органы затронули категорию детей, с который были самые большие сложности: 15−17 лет. В данном возрасте детей уже не принимали в детские дома, так как они были для этого взрослые, а на работу в различные организации их не брали в связи с нехваткой мест в рабочих общежитиях. Нередки случаи, когда детей посылали на подработку и поиск еды родители, которые были не в состоянии прокормить их, или дети убегали, попадали в милицию в результате недосмотра за ними. Такие семьи, с одной стороны, привлекались к административной и общественной ответственности, а с другой, во избежание подобных случаев материально поддерживались.

Для правильной организации свободного времени безнадзорных детей, обеспечения их в дальнейшем рабочими места, а на тот момент, жильем и предметами первой необходимости с 1947 года 127 проводится активная государственная политика по привлечению молодежи в школы ФЗО. Это было важным направлением не только в сфере их устройства, но и с воспитательной стороны, в рамках трудового воспитания молодежи: подростки сами отстраивали страну после войны. 21 февраля 1947 года Министр МВД СССР издает распоряжение о переводе всех подростков 1930; 1931 годов рождения в школы фабрично — заводского обучения. Те подростки, которые находились в приемниках — распределителях, выпускников трудовых воспитательных колоний, были распределены по школам ФЗО. Для того, чтобы в образовательных учреждениях хватило мест, стали открываться новые специальные ремесленные и сельскохозяйственные школы и училища, которые активно начали функционировать уже в середине 1947; начале 1948 года.

6 ноября 1948 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О призыве (мобилизации) в школы фабрично-заводского обучения для подготовки рабочих строительных организаций и предприятий Главнефтегазстроя при Совете Министров СССР 20 тысяч человек молодежи мужского пола в возрасте 18−20 лет» 128, мобилизующей городскую, а в основной своей массе сельскую молодежь на учебу в новые училища и школы. 17 ноября 1948 был издан указ Президиума Верховного Совета СССР.

«О призыве (мобилизации) в школы фабрично-заводского обучения для подготовки рабочих для предприятий и строек металлургической промышленности 115 000 человек молодежи мужского пола в возрасте до 20 лет». Следом за ним, был издан указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «О призыве (мобилизации) в школы фабрично — заводского обучения военнообязанных запаса граждан мужского пола рождения 1925, 1926, 1927 годов и военнообязанных рождения 1928 года"130. Таким образом, в результате выполнения этих постановлений в школах фабрично — заводского обучения и других образовательных учреждениях подобного типа, учились вместе бывшие беспризорники от 15 до 17 лет, молодые рабочие до 20 лет, а также военнообязанные и военнообязанные запаса от 20 до 23 лет. По моему мнению, это благоприятно сказалось на уровне поведения в данных образовательных учреждениях, многие старшие обучающиеся, ввиду службы в армии, участия их в Великой Отечественной войне были более собранные и дисциплинированные, показывали пример младшим, брали над ними шефство и организовывали во многом общественную работу на местах.

К слову об том, в этот же период широко разворачиваются соцсоревнования, которые активизировали через общественную сторону производственную деятельность детских учреждений, детских домов и т. д. Из числа, наиболее отличившихся в соцсоревнованиях за 1947 — 1948 годы, были детские трудовые колонии, многие воспитанники которых были условно — досрочно выпущены за создания благополучных культурно — бытовых условия, выполнения социалистических обязательств, улучшение постановки производственного обучения и учебно — воспитательной работы.

Несмотря на то, что многие дети были переведены из приемниковраспределителей в школы ФЗО, или подобные учебные заведения, за ними все равно продолжался вестись надзор со стороны сотрудников детской комнаты милиции, воспитателей приемников — распределителей НКВД, а с 1946 года МВД. Систематически ими осуществлялись проверки устроенных подростков, за ними велся надзор, при выявлениях недостатков в быту и недолжной воспитательной работе в образовательных учреждениях, оказывалась помощь и всесторонняя поддержка.

Деятельность государства в лице педагогических работников и сотрудников отделов по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в этом направлении, позволила сократить масштабы этого опасного социального явления. К концу 1940;х годов масштабы детской преступности сократились, количество беспризорных и безнадзорных детей уменьшилось. На примере Куйбышевской области: если в 1945 году в осудили 517 подростков, то в 1947 году — 248 132. В принципе, уже к 1948 году количество беспризорников уменьшается, а в делах и документах МВД, справках Министерства Просвещения РСФСР все больше внимание уделяется ликвидации и борьбе с безнадзорничеством.

Одной из самых эффективных мер по предупреждению явления безнадзорничества и беспризорничества все так же продолжает быть устройство детей в семьи, а также взятие над ними педагогического наставничества и опеки общественностью.

К 1949 году, был сформирован эффективный механизм правового регулирования и учебно — воспитательной работы, медицинского обслуживания детей, где ведущая роль в этом принадлежала детским образовательным учреждениям. На протяжении второй половины 1940х годов, численность патронируемых, опекавшихся и усыновленных детей, иногда превышала число устроенных в детские дома. На примере Куйбышевского района РСФСР: в 1946 году 61,7% от общего числа сирот134. Во многом это было следствием педагогической работы с родителями и общественностью, предшествующей деятельности воскресных университетов и лекториев.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой